О воспитании у школьников добрых чувств к людям

Куценко Лариса Ивановна

Изменения, пришедшие в школу , имеют как позитивные, так и негативные стороны. К позитивным следует отнести повышенное внимание в воспитательном процессе к ребенку, его индивидуальности и самобытности, расширение границ свободы и жизнетворчества, а также развитие деловых качеств. К негативным сторонам относится некоторый спад внимания к воспитанию нравственных качеств личности  в частности, таких, как доброта с ее производными: сострадание, сопереживание, доброжелательность.

Крен в сторону воспитания качеств, диктуемых временем и перестройкой, ее прагматическим началом, не замедлил дать свои всходы. В чем-то дети стали другими, все чаще и чаще можно услышать мнениe о дефиците доброты, в том числе и  школьников. «Дети стали более эгоистичными, дерзкими,   непослyшными» — такое мнение распространено сегодня о наших детях. Неслучайно все отчетливее проявляется себя тенденция повышения внимания передовой части общества к издержкам воспитания и к необходимости его существенной корректировки в сторону развития  высших человеческих качеств. Так, все чаще стал подниматься вопрос о необходимости извлечения из запасников старых добрых фильмов для детей, о выпуске новых добрых фильмов, чаще стали вспоминать добрые песни и стихи детей, да и сами слова доброта, добрый, доброжелательность стали звучать все чаще и чаще.

Отрадно, что хотя  с опозданием, общественность и педагоги заговорили об актуальных на сегодняшний день задачах воспитания. Проблема воспитания доброты, сострадания и доброжелательности заслуживает того, чтобы сегодня еще раз обратить на нее внимание.

В.А. Сухомлинский указывал, что младший школьный возраст является благодатным периодом для пробуждения у детей добрых чувств к людям.

Возникает вопрос: в полной ли мере современная школа использует свой и детский потенциал для воспитания у  школьников добрых чувств  к  людям, формирует ли она те чувства, к которым ребенок предрасположен от рождения?

Наблюдение за поведением младших школьников, как в школе, так и вне ее не дает положительного ответа на поставленный вопрос. Действует сила отрицательного примера со стороны взрослых,  в том числе нередко и родителей, озабоченность которых благополучием и удачей часто затмевает или отодвигает на второй план нравственныe ценности, а также бытующее искаженное представление о свободе как о вседозволенности.

Как уберечь школьников от возможного дурного влияния и предотвратить начало очерствления души? Что необходимо предпринять, чтобы уже в начальной школе ученик поверил в незыблемость нравственных основ жизни, которые не смогут быть вытесненными новыми интересами, пристрастиями или обстоятельствами жизни.

Воспитание доброты вряд ли можно свести к каким-либо отдельным педагогическим средствам. Воспитание души должно пронизывать собою весь воспитательный процесс, каждое его звено. Особое место в воспитании добрых чувств к людям занимает личность учителя. Может ли дойти до ребенка доброе слово недоброго по своей сути воспитателя? Конечно нет. ВОТ как учащиеся оценивают личность педагога, как бы интуитивно положив в основу его характеристики доброту: «Учительница у нас красивая, потому что добрая и справедливая!».

В каждом слове воспитателя должны содержаться доброжелательные нотки, доброе

начало должно пронизывать всю область воспитания, а доброе отношение к ученикам- должно стать одним из важнейших критериев педагогической целесообразности в мерах воздействия на них.

Здесь мы касаемся темы педагогического такта, назначение которого состоит в умении грамотно расположить ученика к восприятию той или иной меры педагогического воздействия, в том числе и требования, и осуждения,  и даже наказания, настроив его соответствующим образом. Нотки, несущие в себе звуки добра, становятся аккумулятором действий учителя, их психической основой, смягчающим началом.

Воспитанию доброго отношения к людям могут служить и специально организованные занятия (занятия клубного типа, утренники, беседы, просмотры фильмов с последующим обсуждением, разучивание стихотворений и песен с добрым началом, проведение тестов на самооценку и т.п.). Каждое такое занятие подводит школьников к необходимым знаниям о гуманизме (и доброте,  как об одном из его проявлений), о культуре поведения и общения. Знания, приобретенные учениками  в процессе воспитательных занятий, смогут превратиться в убеждения лишь при условии, если они будут постоянно подтверждаться и подкрепляться наглядными примерами, в первую очередь примерами из опыта самих школьников, из их повседневной жизни. Роль наглядного примера и умелого его анализа в воздействии на младших школьников трудно переоценить. Приведем пример соответствующей беседы.

Идет беседа на тему «Волшебные слова». От добрых слов дети, ведомые учителем, перешли к разговору о добрых делах, добрых поступках. И вот встает девочка и бойко рассказывает, как она помогла женщине с палочкой поднести тяжелую сумку. Тут же, повернувшись к своей подружке и указывая на нее пальцем, говорит: -А Лена не помогла, а еще смеялась надо мною, когда я помогала.  Сказано это было с нотками победности в голосе. И вот уже весь класс смотрит на Лену, которая сидит красная и смущенная. Подруга публично унизила ее. «Молодец, — говорит учитель девочке. — Молодец, что помогла. Кто еще расскажет о своих добрых делах, о добрых поступках? Достаточно ли было такой реакции учителя? Конечно, нет! Случай представился такой, что, поощряя девочку, нужно было выразить удивление ее тоном и вернуться к теме «Волшебные слова». Главный урок, который ученики должны были извлечь из этой части беседы: добрые дела не любят шума.

К сожалению, в школьной практике приходится встречаться и с более грубыми ошибками, а иногда и совершенно недозволенными приемами воздействия на учащихся.

Одна из телевизионных передач познакомила аудиторию с учительницей начальных классов (с сорокалетним стажем работы), которая решила проучить школьника, плюющегося на товарищей по классу. Учитель собрала всех в круг и, поставив в центре провинившегося, каждому разрешила ответить тем же обидчику, т.е. плюнуть на нeгo.

Аудитория (в которой присутствовали и учителя) разделилась на две части: одни в гневной и категоричной форме осуждали такого, с позволения сказать, учителя; другие пытались оправдать ее, приводя в качестве аргумента недостаток строгости во взаимоотношениях с детьми.

Бесспорно присоединяясь к тем, кто не могут  ужаснуться по поводу такой «Находки» учителя, попытаемся  порассуждать в русле возникшего сюжета.

Упростим, а заодно приблизим к реальности представленную ситуацию. Допустим, что в классе действительно есть мальчик с такой дурной привычкой. Допустим и то, что в классе нашлись такие ученики, которые, решив отомстить обидчику, ответили ему тем же. Первое, что, несомненно, должно озадачить учителя, это вопрос, почему такое могло произойти в его классе? Дальнейшие его размышления должны касаться непосредственно мальчика, с которого началась эта неприглядная история. Учителю стоит задуматься, почему мальчик позволяет вести себя так непристойно, что могло побудить его к  такого рода поступкам? Ведь не исключено, что мальчика не любят в классе, и таким способом он решил отомстить обидчикам. Возможно, что такого рода поведение является для него формой самоутверждения, а также не исключено и то, что для мальчика это своеобразная игра, в которой он видит себя героем, выступающим против всех. Но, скорее всего, это результат того, что поступок не был пресечен своевременно и мальчику не разъяснили, насколько некрасиво такое поведение.

Главное, что, на наш взгляд, необходимо сделать, — это привлечь класс к анализу и оценке происходящего. Беседу необходимо начать с вопроса: «Как вы относитесь к поступку вашего товарища, который позволяет себе плеваться на вас? Можете ли вы одобрить такой поступок?, Несомненно, что большинство школьников дадут отрицательный ответ. Затем учитель должен спросить: «Как вы относитесь к тому, что некоторые из вас отвечают обидчику тем же неблаговидным способом, Т.е. посылают ответные плевки? Оправдываете ли вы это? В этом случае найдутся не только такие, кто осудит, но и такие, кто оправдает, оценит такой поступок как справедливый: «Так ему и надо. «Как он, так и мы . Тогда возникает основание для беседы на другую тему.

Скорее всего, с помощью психологического расчета учителю удастся добиться переоценки неблаговидных поступков, и не только со стороны тех, кто не поддался искушению отомстить за себя или за своих товарищей, но и со стороны тех, кто этого искушения не смог избежать. В чем же состоит психологический расчет? В том, что оценочные суждения школьников, касающиеся поведения того, кто первым поступил плохо, соотносятся с оценкой собственного поведения (Ведь я тоже поступил некрасиво!). В возникшей ситуации легче признать свою оплошность и тому, кто первым поступил плохо («Ведь учитель и одноклассники осудили не только  меня, но и тех, кто мне подражал.» ).

Гуманистическое направление в воспитании требует от учителя чрезвычайной осторожности и гибкости, умения проектировать конечный результат и подходить к оценке результата воздействия с позиции нравственных критериев. К каким бы мерам педагогического воздействия учитель ни прибегал, в том числе и к наказанию, он и на минуту ни должен забывать о главном -ни при каких обстоятельствах недопустимо унижение личности ребенка, его человеческого достоинства.

В заключение предложим  стихотворение, которое можно использовать с целью воспитания у детей  школьного возраста доброго отношения к людям.

Какой же ты извлек урок

и что возьмешь для жизни впрок?

Проверь себя на доброту,

Задай себе вопросы:

«Кто из дpузей в твоем кругy,

А кто знакомый просто?

Из близких с кем тебе тепло,

Чем отвечаешь на добро?

В почете ль бабушка и дед?

Пять, если да,

А если нет,

Спроси с себя построже …

А сможешь ли простить того,

Кто вдруг тебя обидел?

В поступке ты увидел зло,

Иль зла ты не увидел?

Поведать можешь и о том,

Как дружишь ты с твоим котом

Иль с псом домашним тоже,

Не обижаешь ли кого?

Поставь еще вопросы …

И оцени себя ты сам,

Но будь к себе построже …

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *