Нахождение и употребление в речи глагола по значению, вопросам и роли в предложении

Башпакова Дина

Цель: Формировать умения распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи.

Задачи:

Обучающая – обучить распознавать глагол среди других частей речи и совершенствовать этот навык.

Развивающая – развитие речи, операций мышления (анализ, синтез, обобщения и т.д.), расширять словарь учащихся,  развивать умение правильно употреблять глаголы в речи;

Воспитательная – воспитывать аккуратность, уважительное отношение друг к другу, работая в парах.

Планируемые результаты:

  -обучающиеся, опираясь на существенные признаки, научатся распознавать глаголы среди других частей речи;

-создать условия учащимся для самостоятельного формирования выводов на основе своих наблюдений и сравнений; находить глаголы в предложении и  правильно ставить вопросы Что делать?  Что делают? Что сделал?;

-выполнять творческие задания;

— слушать собеседника и вести диалог;

— оценивать себя, границы своего знания и незнания;

-работать в паре и оценивать товарища.

Форма обучения:    Индивидуальная           Коллективная                Групповая

Тип  урока:  Урок повторения материала.

Оборудование:  проектор, компьютер,  интерактивная   доска,  презентация,  карточки для работы в парах, карточки с дифференцированными заданиями,

Ход урока.

 

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

-Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока. Поприветствуйте гостей улыбкой, пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты. Дорога у нас будет непростая, встретятся трудности, а что нужно для того, чтобы преодолевать трудности? (дружба, взаимовыручка)

(Слайд 1)  Прочитайте девиз нашего урока:
Учащиеся: «Учись, смекай, активным будь
И к знаниям откроешь путь!»

— Сегодня на уроке продолжим  путешествие по волшебной стране «Речь». Как мы уже знаем,  в этой стране живут слова,  относящиеся к разным областям. В какой области этой страны мы остановимся, скажете вы, прослушав стихотворение.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Все действия придут.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

У.  И в какой области мы остановимся,  сегодня, и как она называется?

Д. В области  под названием «Глагол».

У. Слова,  которые живут в ней, очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают в этой области Имена существительные.  Стоит их спросить,  а Имена существительные тут как тут. Но надо помнить секреты глагола, точные вопросы, иначе ответа не получишь.  Вот какие деловые эти слова – глаголы.

— О какой части речи мы будем говорить на уроке? (О глаголе.)  — слайд 2

Запишите в тетради число,  классная работа. Минутка чистописания:

Что же обозначает слово глагол?

Так, в словаре В.И.Даля мы читаем:  «Глагол- это речь человека, разумный говор, язык.»

Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас? Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

Появляется тема на доске: «Нахождение и употребление в речи глагола по значению, вопросам и роли в предложении»     (Слайд  3)

Какие  учебные  задачи  мы  должны  решить  на  уроке?

Постановка целей:  Появляются на доске.

  1. Распознавать глагол среди других частей речи.
  2. Для чего  нужны глаголы?

(да, они показывают, что делает тот или иной предмет)

  1. Определить признаки глагола.
  2. Постановка учебной задачи

Сравните два текста ( Слайд 4). Чем различаются?  В первом нет глаголов. Какие части речи встретились в первом тексте? Прочитайте глаголы. Что они обозначают? (действие)

Для чего они нужны? ( показывают что делает предмет)

  1. Сильная буря. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птицы на деревьях.
  2. Началась сильная буря. Ударил гром. Вспыхнула молния. Полил дождь. Побежали ручьи по дорожкам. Заблестели лесные озёра. Затихли птицы на деревьях.

(Слайд 5 ) 3 человека у доски с каждого ряда распределяют глаголы по столбикам, остальные записывают в тетрадь по рядам. Ученики пишут с  карточки на парте.

 — Разделите данные глаголы на 3 группы в зависимости от вопроса и запишите в тетрадь. По рядам. (записываю вопрос) С карточки выписывают глаголы.

1 ряд                                      2 ряд.                                              3 ряд

Что сделала?              Что сделал?                                   Что сделали?

началась                       ударил                                    побежали

вспыхнула                    полил                                                 заблестели

затихли

Работа над правилом.

А теперь, все полученные на уроке знания сравните с определением глагола, которое дается на странице 140 вашего учебника. Прочитайте его про себя. Назовите признаки глагола? (обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?

 

Физминутка

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И  трудиться  вновь  начните.

 

 

Закрепление материала.

Запись под диктовку и разбор предложения.

(У доски и в тетрадях)     На зелёных  склонах гор пестреют цветы.

— найдите главные члены.

— Какой частью речи выражено подлежащее, какой – сказуемое?

— Назовите словосочетания.

(Пестреют где? на склонах, на склонах каких? Зеленых, на склонах чего? гор) Молодцы!

  1. Работа в парах на карточках.

По вариантам распределить сущ.-1 вариант и гл-2 вариант. Запишите в тетрадь.

Слова: просить, корм, хитрость, встречать, звон, свист, просьба, зелень, звонить, зеленеть, свистеть, встреча,  кормить, говорить.

 

Составление алгоритма определения глагола.

 

Домашнее задание. С. 141  упр.382 (Прочитать текст. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Задай вопросы к глаголам.)

 

— Наш урок подходит к концу. — Итак, мы с вами дошли  до области  под названием «Глагол», преодолевая все препятствия, так чему учились на уроке?

Каким членом предложения является глагол?

На следующем уроке мы с вами  продолжим прогулку, ещё больше узнаем о глаголе.

Молодцы!

Понравился он вам? Мне тоже очень понравилось, как вы работали.

 

И в заключении давайте подведём итог.

 

Рефлексия: «Опорные сигналы»

На этом уроке…Если..

 

  1. Я всё понял. Было интересно. Поднимите зеленую карточку.
  2. Возникли вопросы — Поднимите желтую карточку.
  3. Ничего не понял. Было скучно — Поднимите красную карточку.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *