«Птицы рядом с нами. В. Чаплина «Хитрые вороны»

Борисова Наталья Валерьевна
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория,
Открытый урок по естествознанию во 2 классе
на тему «Птицы рядом с нами. В. Чаплина «Хитрые вороны».»
Школа: № 32 им. В. Маяковского Предмет: Литературное чтение
Дата: 10. 04. 19 г. ФИО учителя: Борисова Наталья Валерьевна
Класс: 2 «Б» Количество присутствующих: ………….. Количество отсутствующих: ……
Номер урок: 84/6
Раздел: Окружающая среда
Подраздел:
Тема урока: Птицы рядом с нами. В. Чаплина «Хитрые вороны».
Цель обучения: 2.1.5.1 строить высказывание, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при восприятии информации.
2.2.8.1 извлекать дополнительную информацию из сборников/справочной
литературы и представлять полученную информацию в предложенном шаблоне таблицы (с помощью учителя).
Развитие
навыков: 1.5 Высказывание мнения по аудио/видеоинформации.
2.8 Извлечение информации из различных источников.
Критерии оценивания: — отвечать на вопросы, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств;
— сравнить рассказы и сделать вывод.
Цели урока:
(диференциация) Все учащиеся смогут:
Сравнивать художественный и научно-познавательный текст на основе опорных слов, темы, основной мысли.
Большинство учащихся смогут:
Строить высказывание, используя опорные слова для объяснения своих чувств, мыслей, полученных при восприятии информации.
Извлекать дополнительную информацию из сборников и справочной литературы и представлять полученную информацию.
Заполнить таблицу сравнения текстов разных видов.
Некоторые учащиеся смогут:
Использовать словесное рисование для выражения основной мысли произведения.
Языковые цели:
(чему учащиеся должны научиться) Основные термины и словосочетания: сравнительная характеристикагероев, выразительные средства языка, информация из справочнойлитературы.
Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский.
Вопросы для обсуждения:
— Ты раньше наблюдал за дикими животными? А за птицами?
— Можно ли утверждать, что птицы умные и сообразительные?
Привитие ценностей Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметная связь — русский язык
— познание мира
— труд
Предыдущее знания Самостоятельное воспроизведение текста (пересказ), используя
выразительные средства языка.Научно-познавательный рассказ. Тема
произведений. Основная мысль. План текста. Художественные и научно-познавательные тексты. Составление постера, заметки.

План урока
Планируемые сроки Планируемые действия на уроке. Ресурсы
Начало урока
2 мин

1.Организационный момент.
Создание коллаборативной среды.
(К) Предлагаю прослушать пение птиц.
Прозвенел звонок для нас.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Слушайте внимательно.
Обещаю, наш урок — будет увлекательным!
Актуализация жизненного опыта. Целепологание.
Знакомство с листом оценивания.
У вас у всех на партах лежат « Листы самооценивания» с заданиями.
Оценивать вы себя будете с помощью улыбки на смайлике.
Виды заданий Оценка
Виды текста.
Работа в группах по тексту «Ворона».
Чтение и анализ текста «Хитрые вороны».
Работа в парах.
Работа в группе. Заполнение таблицы.
Стратегия «Микрофон»
— Назовите виды текста.
— Художественный текст – это ….. ?
— Научно – познавательный текст – это ….. ?
Мотивация
(К) Учитель предлагает отгадать загадку.
-Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня мы поговорим о ком, вы узнаете из загадки:
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв
И два крыла….
Прилетит — плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это ….. . (птица)
— Какие бывают птицы?
— На какие группы делятся дикие птицы?
— Какую пользу приносят птицы?
Стратегия «Предположение»
-Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить? (определение темы урока)
— Чему вы должны научиться? (критерии успеха)
Целеполагание.
Цель нашего урока – научиться:
— отвечать на вопросы, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств;
— сравнить рассказы и сделать вывод.
Пазлы с птицами
Середина урока
20-25 мин
(Объяснение, закрепление,
превращение знаний
в умения и навыки)
Организация восприятия нового материала.
Метод «Стоп-кадр!»
Просмотр видеоролика про ворону.
— О какой птице вы просмотрели сюжет?
— Какая это птица?
— Сегодня мы прочитаем два рассказа об этой птице. И познакомимся с ней поближе.
Работа с текстом «Ворона» из энциклопедии.
Работа в группах.
Самостоятельно читают текст.
Заполняют таблицу по прочитанному тексту.
Название: _______________.

Размер: _________________.

Описание: ______________.

Питание: _______________.

Места обитания: _________.

Оценивание метод «Большой палец»
Самооценивание.
— Какой это текст?
Вывод: Это научно – познавательный текст.
— Откуда взят этот текст?
Вывод: Из детской энциклопедии.
Метод «Опережающее домашнее задание».
Работа с успевающими детьми.
Чтение информации о вороне подготовленными детьми.
Работа над литературным произведением:В. Чаплина
«Хитрые вороны».
(К) Знакомство с творчеством Веры Чаплиной.
Чаплина Вера Васильевна (1908 — 1994) – известная детская писательница.
В 15 лет поступила в кружок юных биологов. В 27 лет вышла её первая книга о животных «Питомцы зоопарка». Все книги писательницы рассказывают о жизни животных как в зоопарке, так и на воле.
Словарная работа.
В рассказе встретятся такие слова, посмотрим их значение в словарике:
Дувал-глиняный забор.
Арык- искусственно сделанный ручей для полива.
Сверстник – человек тоже возраста.
Кузница – мастерская для ручной обработки металла.
Промысел – собирание чего – либо (орехов, грибов, ягод).
Тюбетейка — вид головного убора.
Пикировать — падать вниз.
Ташкент- столица Узбекистана, соседнего с Казахстаном государства.
(К) Мозговой штурм.
Представьте, что вы птицы. Предложите как можно больше способов как разломить орех.
— Вы высказали своё мнение, потому что умеете думать. А как вы думаете, умеют ли думать птицы?
Сейчас мы это узнаем из текста «Хитрые вороны».
Динамическая пауза.
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят. (Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.)
Осознание и осмысление учебного материала.
(К) Чтение текста «Хитрые вороны» учителем и детьмиразными способами.
Чтение учителем
Вопросы к 1 части:
— В какой город переехала семья?
— Почему ребятам негде было играть?
— Что находилось рядом с домом?
— Что росло по краям пустыря?
Хоровое чтение
Вопросы ко 2 части:
— Какими были деревья грецкого ореха?
— Что нужно было иметь, чтобы получить орех?
Индивидуальное чтение
Вопросы к 3 части:
— Кто ещё любил лакомиться грецкими орехами?
— Как прилетали вороны?
— Все орехи брали вороны?
— Как вороны добывали себе вкусную мякоть?
— Где были устроены «кузницы» ворон?
Чтение учащихся 1 ряда
Вопросы к 4 части:
— Что делали вороны, когда наедались?
— Какую хитрость придумали вороны, чтобы никто не догадался где орехи?
Чтение учащихся 2 ряда
Вопросы к 5 части:
— Что решили дети?
— Кто помогал детям?
— Что делал Тузик?
— Как сначала реагировали вороны?
— Какую добычу поначалу набирали дети?
Чтение учащихся 3 ряда
Вопросы к 6 части:
— Долго ли продолжался «ореховый промысел» детей?
— Какие штуки проделывали вороны?
— Чего ждали вороны?
Самооценивание.
Игра «ДА — НЕТ». Хлопни – топни.
Наша семья переехала в Бишкек. —
Рядом с домом находился заброшенный пустырь. +
Чтобы сбить орех нужно иметь очень хорошее зрение. +
Нашим любимым занятием было залезть на забор. —
Когда орехи поспели, неизвестно откуда появились вороны. +
Вороны выбирали только гнилые орехи. —
Ворона прятала орех в ямку. +
Постоянным спутником детей был кот Мурзик. —
Птицы могли отличить хорошие орехи от плохих орехов. +
Вороны прилетали на пустырь, когда детей там не было. +
Вороны дразнили детей. +
Обобщение по теме.
— Наш урок подходит к завершению. С какими двумя текстами мы познакомились?
(П) Работа в парах.
Работа по карточке.
Дописать предложение.
1. Умная, потому что …… .
2. Хитрая, потому что ……
3. Заботливая, потому что ……. .

Самооценивание.
Прием «Сравни»
(Г) Работа в группах.
Учащимся предлагается сравнить тексты.
Взаимооценивание групп по критериям.
Художественный текст Научно – познавательный текст
Рядом с домом находился большой заброшенный пустырь. Наверное, когда-то здесь был огород, кое-где ещё сохранились гряды, которые пересекал высохший и местами обвалившийся арык, а по краям пустыря, там, где когда-то находился дувал, росли огромные, раскидистые деревья грецкого ореха. Вороны бывают чёрными и серыми. Наиболее распространённый вид – чёрная ворона. Длина тела – 47 см. чёрное оперение в зависимости от освещения с разным отблеском, чёрный клюв, чёрное основание клюва.
Название Название
Тема текста Тема текста

Основная мысль
Основная мысль
Общие признаки текстов:

Различие текстов:

Критерий оценивания:
-формулирует название текста
-определяют тему и основную мысль текста
-аргументируют свой ответ
Оценивание метод «Большой палец»
Самооценивание. Видеоролик ИКТ

учебник

постер

Заводевкина Илона, Хазиева Билькис, Фараджова Лейла.

презентация

учебник

Карточки

карточки
Конец урока
5-8 мин Итог урока. Рефлексия.
А сейчас мы поиграем с вами в игру «Шляпа» и подведём итог нашего урока.
Пока играет музыка, вы танцуете и передаёте шляпу друг другу, но как только музыка остановится, тот у кого находится шляпа отвечает на мои вопросы.
— Что интересного было на уроке?
— Перед знакомством с произведением мы перед собой поставили вопрос: «Умеют ли птицы думать»?
Умеют ли думать птицы?
Имеют ли свой язык?
Чему учит рассказ? (не считать животных глупыми)
Что В.Чаплина хотела сказать нам о воронах? (Вороны очень умные птицы)
Рефлексия.
Перед вами дерево грецкий орех.
Если вам урок понравился, и вы всё поняли подарите прикрепите к дереву коричневый орех.
Если вы поняли тему, но не сможете рассказать другому, тогда прикрепите к дереву жёлтый орех.
Если вы ничего не поняли и урок вам не понравился, тогда прикрепите зелёный орех .
Домашнее задание.
Подробный пересказ рассказа. Выполнение задания № 8. Написать письмо.

Шляпа

Картинки с деревом грецкого ореха,набор грецких орехов зелёного, жёлтого и коричневого цветов.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *