Влияние предмета «Самопознание» на формирование профессионально значимых качеств педагога

Абдия Асемгуль Каирбековна

Интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство в условиях глобализации, ре­шение стратегических задач модернизации казахстанского образования в новых экономических, гео­политических, социокультурных реалиях требуют его реформирования и серьезных изменений в об­ласти образования. Одна из главных задач современной системы педагогического образования — подготовка высококвалифицированного учителя, который сможет заложить основы новой педагоги­ческой практики, реализовать новую концепцию среднего образования в школе третьего тысячелетия.

Учителю принадлежит важная роль в выполнении намеченных задач по совершенствованию ка­захстанской модели образования на основе дальнейшей демократизации и участия общества в управ­лении образованием, а также интеграции в мировое образовательное пространство, развития образо­вания с учётом исторических, национальных, демографических, географических, экономических и культурных особенностей Казахстана. В этих условиях на передний план выдвигаются профессио­нальная компетентность учителя, его способность постоянно учиться, его стремление к самопозна­нию и самосовершенствованию.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» определены задачи системы образования, где «главная задача — создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики».

Если воспитывать и образовывать — это учить жизни, помогать растущему человеку самоопре­делиться в ней, то учитель не может, не имеет права сам жить стихийно, не работая над собой. В гуманистических педагогических воззрениях всех эпох особое значение придавалось роли самопозна­ния, самоопределения, самосовершенствования и саморазвития в становлении личности учителя. К.Д.Ушинский считал стремление к поиску человеком своего места в жизни врожденной потребно­стью, признавая, что от учителя и всей воспитательной системы зависят характер и результаты этого поиска.

Л.Н.Толстой видел сущность воспитания не в воздействии воспитателя на воспитанников, а в создании той атмосферы, той среды, в которой ребенок развивается, поэтому им упраздняется вопрос о воспитании и ставится вопрос о личности и образе жизни воспитателя, о его работе над собой. Убежденность в приоритетности личностного совершенствования над профессиональным и в необ­ходимости разработки целой науки, направленной на самопознание и самосовершенствование воспи­тателя, проявляется в следующем высказывании Л.Н.Толстого: «Для того чтобы воспитание детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя, помогали бы друг другу все более и более осуществлять то, к чему стремятся. Средств же для этого, кроме главно­го внутреннего — работы каждого человека над своей душой, — может быть очень много. Надо ис­кать их, обдумывать, прилагать, обсуждать… думаю, что это целая и важнейшая область науки вос­питания себя для воздействия на детей».

Знаменательным событием в развитии национальной системы образования стало введение в учебный процесс общеобязательного предмета «Самопознание». Автором этой идеи является основатель общенационального движения в защиту прав детей, президент Благотвори­тельного фонда «Бобек» Сара Алпыскызы. Инновационная дисциплина призвана играть ключевую роль в формировании ценностных ориентиров юных казахстанцев в условиях постоянно изменяюще­гося мира.

Самопознание восполняет недостающее звено в системе современного образования, способствуя личностному и социальному развитию детей и учащейся молодежи. Основу данной дисциплины со­ставили стержневые нравственно-духовные ценности и личностные качества, позволяющие человеку жить в гармонии с собой и миром. Не умаляя значимости других предметных областей, но усиливая их личностно-ориентированный характер, самопознание содействует воспитанию учащихся в духе гуманности, человеколюбия и милосердия.

Цель предмета «Самопознание» — формирование целостного, духовно просвещенного человека, гражданина планеты, способного жить и быть счастливым в эпоху глобализации, уметь беречь и со­хранять окружающий мир, понимать людей с другим жизненным укладом, проявлять уважение к раз­личным культурам и жизненным практикам, защищая и развивая свой собственный национальный образ мира .

Длительный эксперимент убедительно подтвердил потенциал предмета «Самопознание» в нрав­ственно-духовном образовании учащихся: в дошкольном возрасте — через формирование первичных представлений об общечеловеческих ценностях, знакомство с основами самопознания, нормами дос­тойного поведения в семье и в ближайшем окружении; в начальной школе — через расширение пред­ставлений и более углубленное изучение общечеловеческих ценностей, выработку навыков позитив­ного мировосприятия и миропонимания; в старших классах — через дальнейшее постижение много­гранных аспектов самопознания, человеческих ценностей, воспитание нравственных качеств и навы­ков конструктивного общения; в студенческом возрасте — через понимание этических аспектов жиз­ни и профессиональной деятельности, рефлексию смысложизненных вопросов и человеческого пред­назначения. Практическая направленность предмета на всех этапах обучения связана с активным участием детей и молодежи в служении обществу .

За это время сложились особый профессиональный менталитет и образ педагога самопознания: гуманиста, исследователя, методиста, самореализующейся личности. Содержание профессиональной подготовки педагогов самопознания призвано помочь им осознать основную миссию учителя — быть побудителем самопознания и саморазвития ученика, чтобы каждый воспитанник имел возможность творить себя, открывая и реализовывая свой личностный потенциал в интересах служения обществу.

Эти меры стали значительным шагом в реформировании педагогического образования в Казах­стане, что отражает общемировые тенденции по подготовке специалистов с расширенным профилем подготовки. Интегративный характер предмета «Самопознание» предполагает освоение будущими педагогами ряда принципиально новых ключевых компетенций, позволяющих эффективно осущест­влять нравственно-духовное образование детей и молодежи.

Впрофессионализму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями пози­тивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.

 

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *