Современные технологии менеджмента в образовании

Алматы қаласы Алмалы ауданы «№34 гимназия»

КММ директорының оқу-ісі жөніндегі орынбасары

Абдукаримова Гульшат Кенесовна

 

 

 Эссе «Современные технологии менеджмента в образовании»

 

Цель: формирование системного видения современного образовательного учреждения как управляемой системы; уяснение специфики образовательного учреждения как социальнопедагогической системы; осознание того, что инструментами развития образовательного учреждения является системный подход управлением и системный анализ результатов управления; формирование теоретических знаний и практических навыков в области образовании.

Задачи: формирование концептуальных представлений о потребностях и возможностях обновления систем образования для удовлетворения потребностей инновационной экономики и управленческих умений, обеспечивающих процесс обновления.

 Ожидаемые результаты: готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности,  толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

педагогическая деятельность: готовностью использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности;

научно – исследовательская деятельность: способностью выстроить менеджмент социализации           результатов   научных исследований;

 

В результате освоения современными технологиями менеджмента педагогический работник будет знать:  теорию, методы и практики в области менеджмента в образования;  менеджмент образовательных услуг;                 стратегическое         планирование           и          стимулирование             сбыта менеджмента            в образовательных услуг;

уметь: анализировать состояние организационной культуры внутри бразовательного учреждения, уровень сформированности его имиджа;  анализировать основные факторы, определяющие особенности управления в

образовательном учреждении;  разрабатывать эффективные программы управления образовательным  учреждением;  применять современные технологии менеджмента в образовании;

владеть:  методикой построения организационно-управленческих моделей управления; навыками эффективного руководства и лидерства; способами проведения экспертизы образовательной среды учреждения и определять административные ресурсы развития учреждения современные технологии менеджмента;   методологией разработки концепции и программы развития учреждения на основе маркетингового исследования в области рынка образовательных услуг современные технологии менеджмента.

 

Для успешного освоения дисциплины важно соблюсти следующие рекомендации: перед непосредственным изучением курса ознакомиться (изучить) все составляющие программы, учитывая, что она изучается не отдельно, а в составе всей программы обучения по направлению подготовки. С начала курса важно для себя выработать правило: каждая дисциплина изучается не изолированно, а в составе всей предложенных программой дисциплин. Ведущим принципом должен стать принцип «приращения знания по специальности»; важно усвоить и освоить все методы работы с преподавателем: пассивные и активные. Самостоятельная работа магистрантов в рамках данного курса в основном состоит в подготовке к лекциям и в работе с литературой. Магистрантам будет предложено проанализировать источник и монографию с точки зрения объективности, соответствию той или иной теории и реалиями современности. Кроме того, в процессе подготовки к экзамену настоятельно рекомендуется обращаться к программе курса и прорабатывать каждый вопрос в каждой теме с использованием всех имеющихся в распоряжении магистранта ресурсов – материалов лекций, обязательной и дополнительной литературы, учебников, самостоятельно подобранных материалов. Настоятельно рекомендуется немедленно обсуждать любые возникшие в ходе подготовки вопросы, проблемы и неясности с преподавателем, не откладывая это обсуждение до экзаменационной сессии. Проконсультироваться с преподавателем можно во время и после лекционных и семинарских занятий, в часы консультаций и, по предварительной договоренности, в другое время, а также по электронной почте. Реализация этих посылов предстоит осуществить как в пассивной, так и в активной формах, что обеспечит диалектику обучения и самообучения, подготовки и самоподготовки, что должно стимулировать самостоятельность будущего специалиста и способность к организации обучению других, что принципиально важно для будущего психолога на любом уровне образования. К числу пассивных методов относятся посещение лекций, семинаров, консультаций, ведение конспектов на них в полной или выборочной форме. Среди активных форм важно различать индивидуальные и коллективные формы. К первым относятся выбор и выполнение индивидуальных творческих заданий, общение по спорным вопросам с преподавателем на консультациях. Современная форма обучения поощряет коллективные формы творческой работы. Именно через них в режиме деловой игры формируются качества управленца: умение найти свою «брешь» в работе семинара, свой ресурс для е заполнения, привлечь внимание к себе деловой (учебной) хваткой, поделиться своим ресурсом с другими, увидеть свою роль в выполнении совместной задаче, участвовать в распределении заданий внутри группы, дисциплину выполнения своей доли в общей работе, оценить конечный коллективный продукт, а если будет необходимо, то и защитить его. К таким формам относятся сотворчество в разработке темы реферата, презентации, защита их содержания и формы. Итогом работы через активные формы обучения будет экзамен по оценкам текущей успеваемости и рубежным контролям. Рекомендуется обратить внимание на условия получение оценки таким способом.

Элементом как активной, так и пассивной работы по освоению темы является самостоятельная работа. Она является необходимой на всей стадиях и при всех формах изучения предмета. Важно помнить: без самостоятельной работы невозможно серьезное освоение любого курса. Надо быть готовым к тому, что по времени, затраченном на дисциплину, она будет превалировать над иными видами работы. Освоению учебного материала большую помощь окажет личный творческий подход, связанный с дополнительным просмотром материала по отдельным темам в библиотеках и системе «Интернет». В этом плате важно продумать собственный стиль фиксации выявленного материала, умение на его базе предложить преподавателю собственный вариант творческой работы. В процессе освоения курса важной стороной является работа на самой лекции. В зависимости от уровня индивидуальной подготовки рекомендуется сокращенное или полное конспектирование лекции путем использования ручки-тетради или ноутбука. «Бумажный» вариант конспекта должен иметь рабочее поле, на котором выносятся отдельные вопросы, которые возникают в ходе прослушивания лекции или работы с ее конспектом, разного рода дополнения по курсу. Рекомендуется выработать свой стиль опорного конспекта и сокращения живого текста. В конечном счете, это освободит аспиранта от «лишней» информации, даст возможность экономить сил и внимание.

По подготовке к практическим занятиям начать освоение курса рекомендуется с самостоятельного изучения материалов рабочей программы, адресованных аспиранту, придаст дополнительную ясность в процедуре освоения курса. После ознакомления с планом работы на конкретном семинаре предлагается повторения того временного периода, под который подпадает тема. Затем рекомендуется изучение исследований по позициям плана, а потом – если указывается – источники. Материальным выражением подготовки к семинару выступает рукописный конспект или конспект, выполненный на компьютере. Без наличия конспекта (в случае неспособности выстроить ответ на поставленный вопрос) аспирант рассматривается как неподготовленный к семинару и получает неудовлетворительную оценку. Как рекомендуется вести конспект? Конспект подписывается. Каждая тема семинара оформляется следующим образом: тема, план, библиографические данные по исследованию или источнику. Конспект желательно вести строго по плану. На полях надо делать пометки, к какому пункту плана относится материал, последовательность его воспроизведения на семинаре. На полях или в конце записей к семинару в ходе самого семинару рекомендуется фиксировать не неизвестные ранее позиции. Рекомендуется у себя фиксировать вопросы, на которые Вы давали ответы. Внимательно отнеситесь к проставлению итоговой оценки на семинаре.

Одной из форм самостоятельной работы является написание рефератов. Примерный перечень рефератов приводится выше. Рекомендации по написанию рефератов: на основе ознакомления с программой курса, в соответствии с желанием публичного выступления на семинаре или защиты материала на консультации осуществляется выбор темы. Желательный порядок работы над ней: изучение учебника по теме, в пределах которой выполняется реферат, прослушивание соответствующей лекции, подбор литературы, указанной в данной программе, привлечение дополнительной литературы или источников. При составлении план реферата важно учесть такие сюжеты, как Введение. Основная часть. Заключение (этапы развития направлений и форм связей, рекомендации по их совершенствованию). Изучение их в соответствии с рекомендуемыми вопросами, расположение выписок по плану, смысловое соединение их, формирование текста в соответствии с объемом в пределах 10 – 15 листов формата А4 (1,5 интервала, шрифт Times New Roman. Размер шрифта 14, параметры страницы: левое, верхнее, нижнее поля – 25 мм, левое поле – 10 мм, отступы в начале абзаца 1,25 см; таблицы или рисунки – внутри текста, список использованной литературы – после текста).

Рекомендации по написанию эссе. Под эссе в отличие от реферата понимается изложение относительно небольшого частного вопроса. Оно не предполагает развернутого введения и заключения.

По подготовке к контрольной работе. Контрольную работу следует рассматривать в качестве переходного звена тот эссе к реферату. В отличие от эссе в контрольной работе предполагается давать более развернутый материал, что предполагает логически построенный план, использование нескольких источников. В отличие от реферата контрольная работа требует простого обобщения материала и не предполагает самостоятельного вывода (широкого обобщения). Получив или самостоятельно выбрав тему контрольной работы, соотнесите ее с программой курса. На основе этого определите исходный набор источников и исследований. По опорным понятиям названия темы доберите источники и исследования. Прочитайте материалы. Сделайте выписки по плану (если его нет – требуется самостоятельно составить план). Изложите ответы на вопросы плана. Обратите внимание на выводы по пунктам плана и итоговый. В работе желательно иметь систему выводов.

Составление презентации по отдельным темам курсам (на выбор) Рекомендации по разработке презентаций по курсу Составление (разработка) презентаций по курсу рассматривается как одна из форм творческой самостоятельной работы. Она может заменить разработку и написание реферата. Тема презентации выбирается самостоятельно, исходя из тематики курса, плана лекций, личных пристрастий автора. Обязательно она должна быть утверждена преподавателем. С ним требуется обсудить сценарий, подбор источников и исследований. В презентации необходимо выдержать три блока: вводный (титульный слайд с указанием темы, курса), основной (каждый слайд демонстрирует один цельный сюжет, не перегружен текстом, акцент на смысловую схематизацию, простые необъемные таблицы, художественные иллюстрации, мягкий светлый фон), заключительный (указанием полных выходных библиографических данных по слайдам основной части, исполнителей). Презентация демонстрируется (с последующей защитой) либо на семинаре, либо на консультации.  Подготовке к тестам. Время решения текста может быть указано заранее или предложены без специального извещения. Второй вариант преследует цель выявить долговременность закрепления знаний по определенным вопросам. Первый – прочность закрепления и оперативность в поиске материала. В этом случае требуется произвести серьезную подготовку: прочитать рекомендуемый материал, поискать информацию в системе Интернет. Желательно самому (самой) построить разные варианты текстов, обратив внимание на методику построения вопросов. Учитывая тот факт, что для решения тестов дается ограниченное время, рекомендуется просмотреть все задания и решать их по степени готовности. Получив проверенный тест, самостоятельно проанализируйте итоги проверки ответов. В случае неясности, обратитесь за консультацией к преподавателю.

Правовые основы управления образовательным учреждением.

Вопросы для обсуждения.

1.Образовательная среда образовательного учреждения.

2.Материальные ресурсы ОУ.

3.Организация учебного процесса.

4.Организация питания. Организация медицинской помощи.

5.Создание психологического климата. Внешняя и внутренняя среда образовательного учреждения.

6.Ресурсы образовательного учреждения.

7.Административные         ресурсы        развития        образовательного учреждения.

Ресурсоэнергообмен в системе управления.

8.SWOT-анализ и другие виды системного анализа экзогенной и эндогенной среды управления предприятием в новых экономических условиях.

Образовательная среда учреждения и проведение ее экспертизы. Вопросы для обсуждения.

1.Миссия и цели организации.

  1. Модель конкурентных стратегий Портера.

3.Типология стратегий.

4.Влияние стратегии на проектирование организации.

  1. Особенности маркетинга образовательных учреждений.

6.Проведение маркетингового исследования в области рынка образовательных услуг.

7.Управление стратегическим развитием образовательного учреждения.

8.Миссия и ценности школы в контексте инновационного развития школы.

9.Концепция развития образовательного учреждения.

10 Технология разработки концепции развития образовательного учреждения.  11.Технология разработки программы развития образовательного учреждения.

 Административные ресурсы развития учреждения и их определение. 

Вопросы для обсуждения.

1.Педагогическая команда – главный инновационный ресурс развития образовательного учреждения.

  1. Условия, способствующие мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к продуктивной деятельности и особенности их создания.
  2. Зависимость управления от проблемы, организации, контекста.

4.Факторы, определяющие диапазон стиля управления по ситуациям: ожидания, заинтересованность в проблеме или ситуации, терпимость к неопределенности, профессиональный опыт и знания.

5.Фактор времени. Характер задач. Возможность ошибок.

6.Согласование переменных. Ограничения. Стратегия подталкивания.

7.Стратегия приманивания. Стратегия убеждения. Подготовительная стратегия и превентивная.

Проведение маркетингового исследования в области рынка образовательных услуг.

Вопросы для обсуждения.

1.Экономика образования: обеспечение самостоятельности и эффективности образовательного учреждения за счет введения новых управленческих механизмов. 2.Хозяйственный механизм сферы образования, Финансирование системы образования,

3.Труд и оплата труда работников образования Материально-техническая.

4.Взаимосвязь государственного и общественного контроля качества образования, мониторинг качества образования, управление с учетом достигнутого качества.

5.Теория и практика создания планов мониторинговых исследований в ОУ.

Разработка концепции и программы развития образовательного учреждения.

Вопросы для обсуждения.

 ИКТ как средство развития образовательной среды ОУ.

  1. Использование ИКТ в практической деятельности менеджера образования.

3.Технология создания локальных актов, обеспечивающих правовое регулирование вопросов повышения эффективности образовательной деятельности образовательного учреждения.

  1. Составление и презентация программы информатизации образовательного учреждения.

5.Самоуправление и тайм-менеджмент. Имидж современного руководителя.

6.Понятие           «образовательная     среда».           Современные            технологии       создания образовательной среды.

  1. Современные технологии создания физической образовательной среды. 8.Современные технологии создания психологической образовательной среды.

Межпрофессиональное         взаимодействие      специалистов образовательного учреждения.         Стили            управления и         создание       условий, способствующих мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к продуктивной деятельности. Вопросы для обсуждения.

1.Межпрофессиональное взаимодействие специалистов образовательного учреждения.

2.Стили управления Теория и практика принятия управленческих решений.

  1. Особенности методов коллективного решения проблем.

4.Ситуационное управление как развитие теорий о стилях управления.

5.Роль и значение мотивации в управлении организацией.

  1. Основные понятия, содержание и практическая реализация современных теорий мотивации.

7 Материально-техническая база образования.

  1. Система менеджмента качества образования в ОУ
  2. Современные кадровые технологии управления персоналом.
  3. Современные технологии мотивации персонала.
  4. Управление карьерой, формирование кадрового резерва организации.
  5. Автоматизация труда администратора ОУ

Экономические методы управления. Система менеджмента качества образования в школе.

Вопросы для обсуждения.

1.Зависимость управления от проблемы, организации, контекста.

  1. Современные технологии менеджмента

3.Экономические методы управления

4.. Экономика образования: обеспечение самостоятельности и эффективности

образовательного учреждения за счет введения новых управленческих механизмов.

5.Финансирование системы образования.

  1. Труд и оплата труда работников образования.
  2. Материально-техническая база образования.
  3. Система менеджмента качества образования в ОУ
  4. Современные кадровые технологии управления персоналом.
  5. Современные технологии мотивации персонала.
  6. Управление карьерой, формирование кадрового резерва организации.
  7. Автоматизация труда администратора ОУ
  8. Современные методы и технологиями организации личного труда менеджера образования

14.Тайм-менеджмент.

  1. Имидж современного руководителя.
  2. Современные технологии создания образовательной среды.

Партнеры образовательного учреждения. Вопросы для обсуждения.

  1. Партнеры образовательного учреждения
  2. Общественно-государственное взаимодействие,       социальное           партнерство как факторы развития образования в гражданском обществе.
  3. Организация и ведение переговоров с партнерами образовательного учреждения.

 Организация и ведение переговоров с партнерами образовательного учреждения

Вопросы для обсуждения.

1.Общественно-государственное взаимодействие, социальное партнерство как факторы развития образования в гражданском обществе.

2.Организация переговоров с партнерами образовательного учреждения.

  1. Ведение переговоров с партнерами образовательного учреждения.

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного    процесса       по       дисциплине             (модулю),      включая             перечень программного   обеспечения            и         информационных             справочных систем           (при необходимости)

Современное освоение курса практически невозможно без привлечения компьютерной техники и технологии. Это связано как с преимуществом выявления и сбора нужной информации, так и с ее обработкой и введением в образовательный процесс. Сам процесс сбора и обработки является элементом подготовки учебных заданий. Все это поднимает на новую высоту выполнение учебных заданий, отчета по ним на учебных занятиях в форме лекций, семинаров, практических (лабораторных) занятиях, консультациях. Притом процесс консультации, сдачи выполненной работы, получение на базе ее проверки новых рекомендаций благодаря электронной почте, выполнение индивидуальных и групповых заданий при помощи компьютера повышают актуальность компьютерных технологий. Поэтому в составе информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются:

1.применение средств мультимедиа в образовательном процессе (например, презентации, видео);

2.привлечение доступных учебных материалов и разнообразной текущей информации по курсу через сеть Интернет для любого участника учебного процесса;

3.возможность консультирования обучающихся с преподавателем в установленное время и между магистрами в любое приемлемое время и в любой точке пространства посредством сети Интернет;

4.текстовые редакторы; графические редакторы; электронные таблицы; Веббраузеры и т.п. (например, Microsoft Windows, Microsoft Office).

Презентация по разделам:  психология учебной деятельности, психология педагогического общения, психология воспитания.

Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса: для проведения лекционных и практических занятий используются специализированное оборудование, учебный класс. Для самостоятельной работы используется класс с компьютерной техникой, оснащенный необходимым программным обеспечением, электронными учебными пособиями и законодательно — правовой и нормативной поисковой системой, имеющий выход в глобальную сеть, также он должен быть оснащён аудиовизуальной техникой для показа лекционного материала и презентаций магистарских работ.

Список используемой литературы:

  1. Современные образовательные технологии: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.
  2. Шарипов Ф.В. Менеджмент общего и профессионального образования. Логос,2014. Электронно-библиотечная система IPRbooks.

3.http://www.bali.ostu.ru/umc/         (Электронный           многопредметный    научный             журнал «Управление общественными экономическими системами»)

4..http://www.cfin.ru/(Сайт «Корпоративный менеджмент» является зарегистрированным электронным средством массовой информации)

5..http://www.aup.ru/             (Административно-управленческий         портал            с электронной библиотекой)

 

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *