Полиязычие как тренд развития современного казахстана

Преподаватель русского  и

профессионального языков

Хайрулина Венера Далабаевна

ГККП «Колледж транспорта и коммуникаций»

город Астана, Республика Казахстан

 

«Знание родного, государственного,  

русского и иностранного языков

расширяет кругозор человека,

содействует его всестороннему развитию,

способствует формированию установки

на толерантность и объемное видение мира»
Н.А. Назарбаев

 

Социально — историческая перестройка общества в Казахстане, общественная форма сознания,  ориентация на ценности общей человеческой культуры реализуется проект Президента «Триединство языков, как социально – историческую необходимость, как конкурентоспособность нации, как культурный императив времени, и утвердили приоритет трех языков в Республике Казахстан»: казахский – русский – английский. Наряду с казахским языком, имеющим статус государственного, и русским – языком межнационального общения важным средством общения выступает иностранный язык.

Полиязычие как важное направление развития человечества осознавалось давно. Для нормального функционирования любого многонационального государства весьма существенно формирование двуязычия и полиязычия.

Важнейшей стратегической задачей образования Казахстана является, с одной стороны, сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой, обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания, в основе которого – овладение государственным, родным и иностранными языками.

В Казахстане уделяется очень большое внимание изучению как государственного, русского языков, но и английского языка.  Более половины (56%) содержания сети Интернет доступно только на английском языке. Он доминирует и по степени использования в науке и литературе. Только в 2011 году на английском языке было издано 550 тысяч книг, а количество научных публикаций достигло 78 тысяч. В свою очередь, за тот же период на русском языке книг было издано в пять раз меньше, на казахском языке – более чем в 200 раз меньше. На английском языке  было сделано 14 тысяч публикаций в медицинской отрасли, в то время как на казахском – лишь 147. Таким образом, перед людьми, владеющими английским языком, открыт доступ ко всем новым знаниям, передовым технологиям и инновациям.

Годы развития суверенного Казахстана показывают, что двуязычие и полиязычие в обществе не только не ущемляет права и достоинства казахского языка, но и создаёт все необходимые условия для его развития и прогресса. Но это зависит от глубоко продуманной языковой политики Президента Назарбаева и государства и способности национальной интеллигенции сохранить и развить культуру, историю и язык казахского народа.

Концепция языковой политики Республики Казахстан определяет русский язык как основной источник информации по разным областям науки и техники, как средство коммуникации с ближним и дальним зарубежьем.

В соответствии с требованием времени каждый гражданин должен стремиться к владению государственным языком, русским языком –
языком межнационального общения и английским языком.

Для реализации этой идеи разработаны стратегия развития полиязычного образования, пакет нормативных документов.

Английский язык выступает в качестве рабочего языка абсолютного большинства международных научных, технических политических и профессиональных международных конференций, симпозиумов и семинаров.

Современное общество предъявляет высокие требования к студентам в овладении иностранными языками. Но ни один преподаватель не сможет научить, если сам студент не захочет учиться, принцип коммуникативности и учета родного языка, принцип дифференциации и интеграции, принцип группового и индивидуального подхода.

На сегодня востребованность казахского языка является фактом, который не требует аргументов или каких—либо доказательств. При этом популярность государствообразующего языка растет не только в Казахстане, но и за его пределами. Казахский язык является государственным языком —  языком государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства и действует во всех сферах общественных отношений на всей территории нашей страны. Между тем, как было указано в Концепции языковой политики РК, основная сложность в дальнейшей реализации языковой политики в Казахстане состоит в «создании оптимального языкового пространства государства», В связи с этим приобретает актуальность активное изучение казахского языка жителями некоренной национальности. Надо отметить, что среди учащихся средних школ, колледжей, студентов вузов отмечается стремление овладеть государственным языком. В свою очередь и государство создает все условия для освоения языка.

Президент Р.К. Н.А. Назарбаев в ежегодном Послании народу
“Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентноспособность” отметил, что «казахский язык сохранит свою доминирующую позицию…. Вместе с тем сегодня английский язык является языком новых технологии, новых производств, новой экономики…. Без овладения английским языком Казахстан не достигнет общенационального прогресса». В соответствии с задачами, поставленными Президентом РК в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., Государственной программе функционирования и развития языков на 2011-2020 гг. икультурной программе “Триединство языков” к 2020 году все казахстанцы должны овладеть казахским, 95% – русским и 25% – английским языками.

Успешным примером практической реализации казахстанской модели полиязычного образования являются Назарбаев Интеллектуальные школы и Назарбаев Университет, преподавание в которых ведется на
английском языке.

По мнению Президента Н.Назарбаева «…Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное пространство… Поликультурность Казахстана — это прогрессивный фактор развития общества. Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, западные, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития поликультурности».

Реализация полиязычного образования требует расширения
образовательного пространства, обмена опытом, увеличения лингвистического капитала казахстанцев и формирования поликультурной личности, эффективно функционирующей в условиях глобализации  демократического общества.

Список литературы

 

  1. Назарбаев Н.А. Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентноспособность // Казахстанская правда. №20(28399). – 2017. – 31 января
  2. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире // Казахстанская правда. — № 33(25278). — 2007. — 1 марта
  3. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстан­ская правда. — 2012. — № 218-219. — 10 июля.
  4. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы
  5. Г осударственная программа развития языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *