РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ,ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ
Возрастные особенности и возможности детей ЗПР дошкольного возраста требуют создания соответствующих условий и средств обучения. Часть этих условий предусмотрена и определена нормативными документами. Но особенности физиологического и психического развития детей, их подготовленность к усвоению материала требуют внесения корректив в содержание, систему и методику обучения. Для обучения и воспитания детей зпр создается специальная адаптированная программа. Необходимым условием коррекционной работы является целенаправленность и систематичность занятий. И здесь на помощь педагогам, психологам приходят нетрадиционные методы игр. На данный момент существует множество нетрадиционных методов игр, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом в развитии ребенка ЗПР. Это: игротерапия, фитотерапия, литеротерапия, аромотерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия и др.
На сегодняшний день известно множество нетрадиционных методов игр для коррекции, используемых в дошкольном обучении и воспитании. Одним из них является метод игротерапии, так как ведущей деятельностью в жизни ребенка является игра. В игре, как ни в какой другой деятельности, реализуется и развивается ребенок. С помощью игровой деятельности ребенок как бы получает доступ в привлекательный для него мир жизни взрослых.
Целью применения игро-терапии в коррекции это сохранение и восстановление здоровья ребенка и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации ее психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. Развитие ребенка ЗПР не будет эффективным, если у него нет жизнерадостного настроения. Источником, подкрепляющим детскую радость, является внимание и доброта. В коррекционной работе психолога ведущая деятельность это игра, через игру можно развивать эмпатию у ребенка, а также внимание, восприятие, мышление и все это осуществляется через проигрывание игры. Занятие психолога включает в себя комплекс игр, это игра на сплоченность, на налаживание психоэмоционального настроя, на решение логических задач, на развитие мелкой моторики и т.д.
На корекционных занятиях по игро-терапии используются упражнения, направленные на снятие психологического напряжения, снижение уровня агрессивности и негативизма, повышение коммуникативных навыков, эмоциональной разгрузки и формирования умения саморегуляции. К нетрадиционным играм можно включить такие игры, которые сделаны своими руками из нетрадиционного материала.
Для развития детей ЗПР также может быть эфективным использование игро-терапии в коррекции как сохранение и восстановление здоровья ребенка и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации ее психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала.
Детская песочная психотерапия характеризуется тем, что ребенку предлагают поиграть, используя песок и игрушки сделанные своими руками. Они чаще всего создают из мокрого песка формы. Для детей разговоры и размышления над картиной не имеют такого значения, как для подростка или взрослого. Для них важнее сам процесс игры и строительства.
Развитие познавательных процессов дошкольников реализует свою цель и задачи через игру. Коррекционно-развивающая работа ведется с детьми ЗПР и целью является: создание у малышей позитивного настроения; налаживание контакта «взрослый – дети»; воспитание сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных качеств.
При использование нетрадиционных игр:
– Способствовать развитию психических процессов у детей – памяти, внимания, мышления, восприятия; Дать толчок развитию психических процессов у детей ЗПР;
– Познакомиться, установить и наладить позитивный эмоциональный контакт между детьми и психологом; Поможет детям научиться различать эмоциональные состояния людей, а также развивать эмпатию друг другу.
-Обогащать словарный запас словами, определяющими различные эмоциональные состояния; Учить детей выразительным движениям, развивать умение передавать простые эмоциональные состояния через мимику, жесты.
Развивающие занятия психолога включает приветствие (приветствие адресовано каждому ребенку) и игру. Игры, которые используются наряду с приветствием, несут в себе цель сближения малышей друг с другом и психологом. Также игры, которые развивают выразительные движения, мимику, поднимают настроение и воспитывают положительные нравственные качества детей.
Основная часть занятия это способствовать обучению сравнивать и рассуждать, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление и активную речь у детей. А также использовать нетрадиционные игры, направленных на развитие познавательных процессов у детей.
В заключительной части занятия можно испльзовать нетрадиционные подвижные игры которая позволяет детям выплеснуть энергию, эмоции накопившееся во время занятии, а также развивает у детей ЗПР умение внимательно слушать, развивать быструю реакцию, ловкость. Игру можно проводить под веселую музыку, что добавит им радости. Дети ЗПР склонны к подражанию, повторяют действия и движения ведущего, им трудно долго сидеть без движений, трудно удерживать внимание, они легко переутомляются. Поэтому все занятия состоят из игр, которые постепенно меняют виды деятельности и позволяют постоянно заинтересовывать детей, концентрировать их работоспособность.
Спиок использованной литературы
1. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР.-М.: Аркти,2002.
2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст.-М.: Владос,1997
3. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР.-М.:Владос,2003.
4. Рисование с детьми дошкольного возраста.Нетрадиционные техники/ Под ред. Р.Г.Казаковой.-М.: Сфера,2007.
5. Психолог в детском саду. Нучно-практический журнал: №1/2014.