Психолого — педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Психолого — педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

 

В настоящее время в Республике Казахстан активно набирает темпы инклюзивное образование. Включение каждого ребенка с трудностями в обучении в общеобразовательный процесс и реализация в нем вариативных моделей совместного обучения, социально-педагогическая адаптация с целью интеграции данного ребенка в общество – являются основными целями и задачами инклюзивного образования.

Что значит дети обучаются инклюзивно? Это обучение детей с особыми образовательными потребностями, где обучение проводится в общеобразовательной среде или осуществляется индивидуально на дому. Основной проблемой неуспеваемости детей, является несоответствие интеллектуальной и эмоционально-волевой системы ребенка в обучении. Сегодня закон об образовании говорит нам, о том, что в каждом образовательном учреждении  формируется «инклюзивная» среда и все эти дети могут обучаться в общеобразовательных учреждениях. Что же делать рядовому педагогу с такими детьми? В этом случае на помощь к вам приходит служба ПМПК сопровождения. Чтобы обеспечить психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями на протяжении всего периода их обучения.

Инклюзивное образование ─ это образовательный процесс, направленный на устранение барьеров и полное включение всех лиц с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, отставание в развитии или экономический статус, путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической и социальной адресной поддержки персональных нужд ребенка и адаптации образовательной среды к индивидуальным особенностям и образовательным потребностям детей, т.е. путем создания адекватных образовательных условий.

На сегодняшний день специалисты, работающие в сфере специального образования, обладают достаточным багажом знаний для того, чтобы уже с раннего возраста проводить соответствующую диагностику развития ребенка. Различные методики дают возможность установить и степень развития ребенка, и определить его способности к обучению и познанию, степень дисциплинированности и развитости, умственного и психического развития, степень готовности к общению и обучению в коллективе.

Однако, как показывает практика, задачи коррекционной работы могут быть решены только на основе комплексной психолого-педагогической диагностики, которая позволит определить прогноз психического развития ребенка, оценить его потенциальные возможности и зону ближайшего развития.

 

 

Необходимые условия:

  1. Развитие организационной культуры. Создание сообщества (партнерство, сотрудничество с родителями и органами власти);
  2. Развитие дошкольных учреждений для всех (доступность, максимальная адаптация всех участников ДОУ);
  3. Организация поддержки разнообразия (выполнение актов, повышение квалификации педагогов, преодоление психических барьеров);
  4. Внедрение инклюзивной практики;
  5. Управление процессом обучения (учет инд. Особенностей, разработка планов и программ);
  6. Мобилизация ресурсов (опыт педагогов, программы дополнительного образования).

В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Цель сопровождения нашего дошкольного учреждения  — создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

— охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:

  • дети;
  • воспитатели, педагоги;
  • родители.

Основные этапы психолого – педагогического сопровождения:

  1. диагностический;
  2. уточнение выявленных затруднений ребенка;
  3. коррекционно – развивающий;
  4. анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка.

Диагностический этап предполагает открытие, констатацию затруднений в развитии ребенка или его интересов, которые могут поступить от родителей, воспитателей.

На этом этапе я и воспитатели знакомим родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка, где учитываются 5 направлений дошкольного образования:

— социально – коммуникативное

— познавательное

— речевое

— художественно – эстетическое

— физическое

Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.

В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.

Мы предлагаем родителям адаптационный лист, который они заполняют в течение месяца, а некоторые и дольше, пока у ребенка не закончится адаптационный период.

На этапе уточнения выявленных затруднений ребенка воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных затруднений или способностей ребенка.

По запросу воспитателей и с согласия родителей проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников с целью создания программ развития на каждого ребенка.

На каждого ребенка по приходу в детский сад заводится «Дневник сопровождения развития ребенка», адаптационные листы, выводы и рекомендации по сопровождению ребенка на каждом этапе развития.

Коррекционно – развивающий этап – это этап работы с ребенком, консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.

Для решения поставленных задач на данном этапе я использую следующие коррекционно – развивающие программы:

— Ю. В. Останкова «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе»

— И. Ярушина «Программа социально – психологической, коррекционно – развивающей работы с детьми» и т.д.

На этапе анализа  промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагоги – психолог, логопед, дефектолог  проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.

Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах:

Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте всех специалистом школы.

Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой или учебной деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, мета предметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы.

— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития.

— Непрерывность помощи до полного решения проблемы.

— Вариативность.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей в выборе образовательного маршрута. Т.е. мы можем только рекомендовать где и как обучать ребенка.

Методы и формы работы с детьми, с использованием новейших информационных технологий:

— Сказкотерапия,

—  Игротерапия

—  Релаксация

— Психогимнастика

— Арт-терапия

Формы и методы работы с родителями:

— Консультирование

— Дни открытых дверей

— Семинары-практикумы

— Деловые игры.

Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).

Основу работы с родителями здоровых детей должен составить цикл занятий, направленных на развитие толерантности. Родители здоровых детей часто выражают опасение в том, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. Вполне типична ситуация, при которой родители здоровых детей не хотят инклюзии, потому что боятся, что дети с инвалидностью окажут какое-то негативное влияние на их здоровых детей. Основная причина страха в этом случае – стереотипы, барьеры, возникающие в условиях информационного цейтнота.

Формы и методы работы с педагогами и воспитателями:

— тренинги

— семинары

— рекомендации

— практикумы

Условия реализации:

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение психолого-педагогических условий (формирование комфортной среды);

— обеспечение специализированных условий (использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ);

— обеспечение здоровьесберегающих условий

— обеспечение участия всех детей с особыми образовательными потребностями, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Программно-методическое обеспечение. Речь здесь идет о всем спектре коррекционных и дополнительных программ, реализуемых в ДО.

Кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации.

Материально — техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-

технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения

Создание комфортной развивающей образовательной среды:

— преемственной по отношению дошкольного образования к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации дошкольного учреждения, а также специфику психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на данной ступени общего образования;

— обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья;

— способствующей достижению целей дошкольного образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей);

— способствующей достижению результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,  уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;

— формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей  с ОВЗ;

— включение в систему коррекционной работы дошкольного учреждения во взаимодействие с другими организациями;

— повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Таким образом, современная система обучения и воспитания должна будет подстраиваться под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используя новые подходы к обучению, с применением различных вариантов форм, методов обучения и воспитания.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *