Роль критериального оценивания на уроках русского языка и литературы в условиях современного образовательного пространства

 

В последние годы наблюдается снижение интереса, равнодушие среди значительной части учащихся к учебной деятельности. Ученика нельзя успешно учить, если он относится к учению и знанию равнодушно, без интереса, не осознавая потребности. Традиционная система оценивания многие годы выстраивается по пятибалльной шкале. Следовательно, страдает определенной степенью расплывчатости; произвольность норм выставления отметки зависит от внешней оценки, мало способствует эффективному обучению, повышает уровень тревожности среди детей. Возникает непонимание между учениками и учителем. При традиционной системе оценивания известен только конечный результат, а не процессуальное, содержательное движение ученика к цели. Мы не задумывались над тем, что кроме такого подхода к оцениванию, могут быть и другие. Однако, в последние годы не только в западной, но и казахстанской педагогике идёт процесс переосмысления системы оценки достижений учащихся в школе.

 

Я задумалась над тем, как процесс оценивания развивает личность ученика?

 

На развитие личности ученика влияет и обучение тому, как учиться и ИКТ (необходимые для мотивирования), и оценивание самого процесса обучения.

 

С чего же начать оценивание? На уроках с использованием новых подходов в обучении важно научить учащихся оценивать самих себя. Этому я научилась на трехуровневых курсах. Взяв за основу ключевую идею из Руководства «Лишь тот, кто учится, способен научиться и в этой связи для того, чтобы усовершенствовать свое обучение, необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи», [1] я решила пронаблюдать за оцениванием степени понимания на уроках учащимися.

 

Как я реагировала на получаемую информацию в результате обратной связи? Вначале применяла в основном понравившиеся мне и моим ученикам методики формативного оценивания (словесная похвала, «Дерево знаний», «Лестница успеха», смайлики, «Большой палец»).

 

Со временем я поняла, что «критериальное оценивание может мотивировать ученика сильнее, вызвать у него интерес к процессу своего познания».[2]

 

«Критериальное оценивание трактуется как процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующие целям и содержанию образования, способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учащихся».[3]

 

Только благодаря формативному оцениванию возможно обеспечение между учителем и учащимися более быстрой обратной связи. Решила попробовать разработать критерии для оценивания учащимися своей работы и работы в группе. Критерии – это те факты, понятия и аргументы, которые ученики должны знать, понимать, уметь воспроизводить и преобразовывать. В начале каждой темы предлагала перечень знаний и умений и примерные задания, которые позволяют соотнести свой уровень подготовки с требованиями, предъявляемыми учителем, скорректировать процесс обучения. В связи с этим вырабатываются четкие критерии оценивания правильности выполнения заданий с учетом их сложности. Получилось следующее: при изучении новой темы или нового раздела предлагала учащимся следующие критерии:

 

Исходя из полученных критериев, я поняла, что большинство учащихся необъективно оценивают необходимость правильного, полного, понятного, оригинального ответа. Этого оказалось мало, поэтому на дальнейших уроках решила применять «Лист оценивания выступлений учащихся по индивидуальным заданиям»

 

баллы

 

Дескрипторы

 

А

 

5б.

 

Знает, как строить рассуждение на заданную тему,

 

Умеет аргументировать при ответе

 

В

 

5б.

 

Создает вопросы низкого и высокого порядка

 

 

 

5б.

 

При построении ответа применяет простые и сложные предложения

 

С

 

5б.

 

Может предложить свой вариант решения ситуации

 

 

 

5б.

 

Может провести параллель с жизнью

 

Итого:

 

25б

 

 

 

Если учесть, что критерий представляется как цель, как ожидаемый результат образования, тогда оценивание по любому критерию – это определение степени приближения ученика к данной цели.

 

Следовательно, критериальное оценивание позволило сформировать у учащихся положительную мотивацию к учебе. Повысился интерес на всех этапах урока. Учащиеся активно включались в поиск необходимой информации через Интернет, чтобы заработать как можно больше баллов, а значит, и занять лидирующее место.

 

Таким образом, при изучении темы: «Фонетика. Графика. Орфография.6 класс» были разработаны следующие критерии оценивания:

 

баллы

 

Дескрипторы

 

А

 

Знание, понимание и оперирование знаниями

 

10б.

 

знать единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация;

 

знать алфавит и правильное произношение букв;

 

различать твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные, гласные ударные и безударные

 

различать буквы и звуки, правильно обозначать звук на письме, уметь расставлять ударения в словах; знать и формулировать правила орфографии по изученным правилам

 

В

 

Применение умений и навыков

 

10б.

 

 

 

уметь использовать правила на изученные орфограммы, объясняя правописание слов владеть орфоэпическими нормами,

 

производить фонетический разбор слова

 

опознавать чередование звуков и их

 

позиционные изменения

 

С

 

Организация информации, коммуникация

 

15б.

 

уметь определять звуковой состав слов в речи уметь использовать принципы орфографии и объяснять правописание слов на изученные правила, исправлять орфоэпические ошибки, допущенные в словах, умело пользоваться орфографическими и орфоэпическими словарями

 

Итого

 

35б.

 

Тема «Глагол. Наклонения глагола» вызывает определенные трудности у учащихся 6 класса, что в будущем сказывается на пробелах знаний у учащихся одиннадцатых классов при подготовке к ЕНТ. Таким образом, при разработке критериев по данной теме учитывала именно те, которые отражают вопросы ЕНТ.

 

баллы

 

 

 

Дескрипторы

 

А

 

Знание, понимание и оперирование знаниями

 

10б.

 

уметь определять наклонение глагола, уметь подбирать глаголы нужного наклонения. Изменять по временам глаголы изъявительного наклонения. Отличать повелительное наклонение от изъявительного наклонения.

 

знать различия глаголов.

 

В

 

Применение умений и навыков

 

10б.

 

 

 

уметь сопоставлять материал учебника с таблицей, составленной самим.

 

применять полученные знания в нестандартной обстановке, составлять тексты с глаголами разного наклонения.

 

выделять общие черты у ряда глаголов

 

С

 

Организация информации, коммуникация

 

15б.

 

составлять критерии оценивания для изученного материала.

 

Объяснить правописание глаголов на изученные правила

 

Пользоваться справочниками, энциклопедиями при составлении словарной статьи,

 

Могу оценить учащегося в группе по данной теме

 

Уметь составлять критерии оценивания для изученного материала.

 

Итого

 

35б.

 

Критериальный подход в системе оценивания учебных достижений учащихся дает информацию учителю, ученикам, родителям о том, как идет процесс обучения. Применение критериального подхода формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого, придает уверенность в своих знаниях, умениях. Когда есть четко разработанные критерии, можно соотнести оценку ребенка с оценкой взрослого без конфликта. Такая схема более трудоемкая, но она в большей степени отвечает требованиям обучению языку в условиях современного образовательного пространства.

 

Каждый из нас прекрасно понимает, что в современной школе приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию

 

Анализируя и оценивая свою учебную деятельность, её результаты, ученик знает, что его самооценка может повлиять на общий результат.

 

Я считаю, когда ребенок оценивает себя сам, сравнивает свои достижения с одноклассниками, то это его стимулирует к работе над своими ошибками. Оценивая себя, ученик определяет то, что он знает и то, что ему необходимо знать. Таким образом, дети самостоятельно ставят перед собой задачи для улучшения своих результатов.

 

В собственной практике я убедилась в том, что ученик к себе субъективен, а когда он видит общую оценку за свою работу, то он сможет реально прослеживать динамику развития своих знаний. А оценивание учеников своими сверстниками мотивирует слабых учащихся на повышение уровня знаний.

 

 На «Листе оценивания» дети выставляли себе оценку за урок, опираясь на разработанные совместно критерии.

 

Я считаю важным то, что [при критериальном оценивании учитель и учащийся становятся партнерами в процессе обучения, вместе решают проблемы].

 

Критерии оценивания разрабатываются с учетом требований стандарта по учебному предмету, методических рекомендаций. Критерии не являются абсолютными, оценка сходных видов деятельности меняется с учетом возраста обучающихся.

 

В заключении хотелось бы сказать, что открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность вносить изменения и открыто высказывать свою точку зрения на проблему, помогут учащимся стать настоящими субъектами деятельности. Следовательно, учитель новой формации призван изменить себя и найти путь к изменению сознания своих учеников. При внедрении данной педагогической технологии действительно каждый ребёнок-школьник сможет достигнуть определённого уровня в развитии. Только при таких условиях школа будет растить осознанную личность, готовую к новым свершениям, способную на самореализацию.

 

 

 

Использованная литература

 

1. Система_оценивания_знаний: качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса //Электронный ресурс. – Режим доступа: wiki/ru.wikipedia.org›wiki.

 

2. Назарбаев Интеллектуальные школы «Новые подходы к оцениванию учебных достижений» //Электронный ресурс. – Режим доступа: obuchenie.sadukz.com›?news=153.

 

3. Ш.А. Амоношвили. Обучение. Оценка. Отметка. М-1980г

 

4. Красноборова А. А. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся // Автореф. … канд. дисс Нижний Новгород – 2010. – 140 с.

 

5. Руководство для учителя.Третий(базовый) уровень

 

6.Система критериального оценивания учебных достижений учащихся. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 80 с.

 

 

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *