Эссе «Идеи модуля «Оценивания для обучения и оценивание обучения» в моей практике»

Алниязова Алия Фаритовна

Процесс обучения тесно взаимосвязан с его оцениванием. За каждую проделанную работу ученика мы выставляем оценку в устную или письменную форме.

До прохождения курсов мною проводилось как формативное, так и суммативное оценивание результатов деятельности учеников. Оценивание обучения, в основном, проходило в устной форме или ставилась отметка, то есть после выполнения работы учеником давался комментарий о проделанной работе, какие ошибки допущены, как их можно было избежать. Также просила учеников выставить оценку самому себе или своему однокласснику.

Проходя трехмесячные курсы по повышению квалификации, сделала для себя много выводов и решений по изменению своей дальнейшей работы с учениками, а также методов оценивания проделанной ими работы.

Я думаю, что Александер четко определил, что оценивание в классе не является лишь техническим приемом, но  это и понятие о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия. (РУ с. 150)

Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. (РУ, с. 150)

Изучая модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения», мною были углублены знания о видах оценивания деятельности ученика, о разнообразии стратегий оценивания обучения, также стала прослеживаться четкая грань между суммативным и формативным оцениванием обучения.

Суммативное оценивание – процесс подведения итогов обучения для выставления отметок, сертификатов или регистрации продвижения обучения. (РУ, с 150)

Формативное оценивание — это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.(2)

В связи с тем, что я работаю с детьми младшего школьного возраста, на мой взгляд более приемлемо проводить формативное оценивание обучения, так как обучение в начальных классах проходит в большей степени в игровой форме, учитывая возрастные особенности детей.Когда учитель дает положительный комментарий оценивания работы ученика в виде игры, то мне кажется, что это стимулирует ученика на достижения более высокого уровня обучения. К тому же, как утверждала Группа Реформы Оценивания, именно формативное обучение направлено на определение возможностей улучшения обучения, а также методов и форм реализации этих возможностей.(РУ с. 150)

Но ведь учителя не являются единственными оценивающими лицами, ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать. (РУ, с. 152) Поэтому при изучении стратегий оценивания для обучения, я выделила ряд стратегий, которые хотела бы применить в работе со своим классом.

Исходя из того, что мне предстоит работать с первоклассниками, по моему, мне следует использовать следующие техники самооценивания и взаимооценивания:

— «Сигналы рукой», где ребенок оценивает свою работу по трем критериям: «мне все понятно», «понял, но есть вопросы», «ничего не понял»;

— «Светофор» — у каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала;

— «Внутренний и внешний круг» — учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме.Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами;

— «Две звезды и желание (взаимооценивание)» — применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе.Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание». (2)

Так как ученики любят выставлять оценку своим одноклассникам и самим себе, я думаю, что эти стратегии будут стимулировать учеников на более осмысленное обучение, ведь ученики в полной мере несут ответственность за свое обучение.

Использованная литература:

  1. Руководство учителя. Третий (базовый) уровень. Четвертое издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015
  2. Сетевое сообщество учителей «Звездный дождь» http://pccu155.ucoz.ru/index/formativnoe_ocenivanie/0-12

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.