Имя существительное

Алматы қаласы Алмалы ауданы КММ «№34 гимназиясының»

 бастауыш сынып мұғалімі

Бордикова Наталья Сергеевна

Бордикова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов, п Комсомол сш 31

Тема урока: «Имя существительное».
Тип: обобщающий урок.

Цель: 

  • систематизировать и расширить знания учеников об именах существительных;
  • закрепить умение определять их род, число и падеж;
  • вспомнить про одушевленные и неодушевленные существительные;
  • развить коммуникативные и аналитические навыки учеников.

Урок комбинированный: включает объяснение материала, практическую работу и творческую деятельность учеников.

Образовательные задачи:

  1. Повторить и закрепить основные понятия и правила, связанные с именами существительными: род, число, падеж и склонение.
  2. Расширить знания учеников об особенностях использования имен существительных в различных контекстах.
  3. Развивать умение анализировать имена существительные в текстах, определять их грамматические характеристики и изменять их по числам и падежам.

Коррекционные задачи:

  1. Выявить и устранить возможные пробелы и трудности в знаниях школьников по теме «Имя существительное».
  2. Обеспечить возможность для каждого ученика закрепить и корректировать свои знания и умения в процессе индивидуальной, парной и групповой работы.
  3. Развивать у учащихся способность к самоконтролю и самокоррекции при выполнении заданий и анализе своей работы.

Воспитательные:

  1. Способствовать развитию коммуникативных навыков учеников через обсуждение и обмен мнениями в ходе парной и групповой работы при повторении имен существительных.
  2. Воспитывать у школьников ответственное отношение к своему обучению, активность и самостоятельность в процессе работы над заданиями.
  3. Формировать у учащихся уважительное отношение к мнению других, умение слушать и сотрудничать с одноклассниками.

Планируемые результаты:

  1. Знание основных грамматических характеристик имен существительных, включая род, число, падеж и склонение.
  2. Умение определять род, число и падеж имени существительного в предложении, а также изменять их по этим категориям.
  3. Умение определять значение имени существительного в контексте предложения и правильно использовать его в устной и письменной речи.
  4. Развитие навыков самостоятельной работы с текстом, включая поиск имен существительных и анализ их грамматических характеристик.
  5. Развитие коммуникативных навыков через участие в устных и письменных упражнениях, обсуждениях и проектах, связанных с темой «Имя существительное».
  6. Формирование умений работать в группе, обмениваться знаниями и опытом с другими учениками, а также оценивать и анализировать свою работу и работу своих товарищей.
  7. Развитие творческого и критического мышления, а также умения применять полученные знания на практике в различных ситуациях.

Содержание:

  1. Организационный момент / Настрой на урок / Разминка перед уроком
  2. Актуализация знаний / Повторение пройденного материала
  3. Практическая работа
  4. Творческая работа
  5. Заключительная часть урока и домашнее задание
  6. Методические рекомендации
  1. Организационный момент / Настрой на урок / Разминка перед уроком

Приветствие учеников и объяснение темы урока «Обобщение знаний про имена существительные».

— Прозвенел звонок. Мы снова
на уроке русского языка.
Буква к букве — будет слово,
Слово к слову — речь готова,
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она,
Если грамотна она!
— Быть грамотными учимся мы
на уроках русского языка!

Учитель: С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.

Дети поднимают карточки с грустными и веселыми человечками. Для онлайн-урока можно открыть сайт с jamboard, чтобы ребенок мог нарисовать или отметить галочкой настроение.

Учитель: Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока /Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону.

  1. Актуализация знаний / Повторение пройденного материала

Учитель: Проверим готовность к уроку. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число. А теперь мы с вами немного поиграем.

Разминка: игра «Волшебный шар»

Ученики бросают мягкий шар друг другу, называя имена существительные разных родов и чисел. Цель игры  активизировать знания детей и подготовить их к уроку.

В продолжение я предлагаю нарисовать на доске ментальную карту (mind map) про характеристики имен существительных с пропусками, чтобы школьники могли сами додумать, какие они бывают, как называются, что сказать и записать в пропусках.

  1. Практическая работа

Выполните с учениками устные упражнения на определение рода, числа и падежа имен существительных.

Упражнение 1: Определение рода имен существительных

Учитель называет слова, а дети должны определить род каждого из имен существительных. Пример:

  1. Мороженое
  2. Солнце
  3. Ручка
  4. Конь
  5. Окно
  6. Мама
  7. Платье
  8. Машина
  9. Телефон
  10. Парк

Упражнение 2: Определение числа имен существительных

Преподаватель называет слова в разных числах, а ученики должны определить, в каком числе стоит каждое из имен существительных. Пример:

  1. Дети
  2. Стол
  3. Цветы
  4. Карандаш
  5. Книги
  6. Учитель
  7. Звезда
  8. Звезды
  9. Яблоко
  10. Яблоки

Упражнение 3: Определение падежа имен существительных

Учитель предлагает ученикам определить падеж имени существительного в предложении. Пример:

  1. Вера дарит бабушке (дательный падеж) цветы.
  2. Ученики смотрят на доску (винительный падеж).
  3. Мы думаем о море (предложный падеж).
  4. Ответы учеников (родительный падеж) порадовали учителя.
  5. Я забыл ключи от квартиры (родительный падеж) дома.
  6. Мама готовит обед для всей семьи (дательный падеж).
  7. Кот лежит на ковре (предложный падеж).
  8. Дети играют с собакой (творительный падеж) во дворе.

Также можно сделать групповые или по рядам задания. Например: нужно распределить имена существительные по группам и записать: 1) название качеств человека; 2) название состояний человека; 3) название промежутков времени; 4) название действий.

Не забываем про зарядку для деток.

Физминутка
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

(Ученики повторяют движения за учителем)

Упражнение 4: Анализ примеров имен существительных, иллюстрирующих правила

Учитель: Помните ли вы, кто такой Незнайка? Он тоже старался учиться и выучить все про имена существительные. И решил написать прекрасное стихотворение. Давайте оценим его творчество, но будьте внимательны. Незнайка слушал невнимательно своего учителя.

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты без кашне и без пальты.
Любит кина детвора,
Если в кинах кенгура.
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумках шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв песню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать-
Будут польта выдавать.

Работая в группах, учащиеся исправляют в стихотворении окончания имен существительных, используют правильную форму, обмениваясь, осуществляют проверку, оценивают результат. Как вариант, можно добавить работу с пословицами по именам существительным.

Упражнение 5: Исправление пословиц

Учитель: Исправьте ошибки d пословицах и поговорках. Запишите правиль­ные ответы. Над именами существительными подпишите род, чис­ло, падеж.

  • Трус своей лени боится.
    Тело мастера боится.
     Нашла коза на камень.
     Лось человека не красит.
  1. Творческая работа
  1. Групповая работа: ученики разрабатывают мини-проекты на тему «Имена существительные в окружающем мире», в которых анализируют и классифицируют имена существительные, встречающиеся в различных областях жизни (природа, культура, техника и т. д.).
  2. Презентация результатов групповой работы, обсуждение и оценка проектов.
  1. Заключительная часть урока и домашнее задание
  1. Подведите итоги урока: обсудите то, что ученики узнали и сделали на уроке по теме «Имен существительных», выделите основные понятия и правила.
  2. Укажите на значимость изучаемой темы для общего развития школьников и формирования их коммуникативной компетенции.

Домашнее задание
Ученикам нужно выполнить письменные упражнения на закрепление изученного материала, подготовить краткое сообщение о своем любимом предмете с использованием имен существительных разных родов, чисел и падежей.
Что еще можно задать:
1. Написать 10 существительных, начинающихся с первой буквы твоего имени.
2. Придумать с одноклассниками свою школьную газету, дай ей название. Рассказать, о чем или о ком бы там писали. Помнить о правильном написании имен существительных.
3. Составить устный рассказ об имени существительном.
4. По учебнику сделать упражнения по имени существительному.

Рефлексия. Итог урока

Оценивание своей деятельности на уроке.

  • Чем мы сегодня занимались на уроке?
  • Что вам больше понравилось?
  • Что не понравилось и было сложно?

Учитель: Продолжите предложения:

  • Сегодня я узнал (-а)…
    Было трудно…
     Мне было интересно…
     Я научился (-лась)…

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *