Культурология
Еще несколько лет назад, когда я поступила на эту специальность, меня часто спрашивали о том, кто такой культуролог и чем он занимается. Казалось бы, споры о культурологии как научном направлении должны были улечься еще в начале нулевых, однако, встречаясь с новыми людьми в своей жизни и рассказывая о себе, я возвращаюсь к этому вопросу снова и снова. Существует 5 основных точек зрения на верификацию культурологии как научного направления. Это — 1) часть философии; 2) междисциплинарная наука (комплексное знание); 3) свалка гуманитаристики (нет такой науки); 4) самостоятельная дисциплина; 5) дискурс рассмотрения явлений и феноменов культуры. На практике же получается, что, только попробовав осмыслить явление или написав текст, можно ощутить неуловимую грань между разными научными направлениями, которые изучают мир человеческой культуры. Целеполагание культурологических дисциплин в этом случае видится как возможность «погрузиться в реальность культурологической работы (почувствовать эту реальность) и вооружить его (преподавателя, студента) средствами для ориентации и деятельности в этой реальности».
Литературоведы, прежде всего, обращаются к ценностным вершинам, отождествляемым с классикой, историки к задокументированной реальности, журналисты и вовсе мультиверсивны (априори существуют в разнородных информационных полях). Культуролог стремится зафиксировать феномен в его бытовании и контекстных перипетиях. Подобные интеллектуальные задачи могут ставить и другие гуманитарии, но в этом случае они имеют дело с культурологической проблематизацией материала.
В целом же культурологии свойственны следующие качества: антропоцентричность, междисциплинарный плюрализм, гипотетичность, тяготение к моделированию, реконструированию и экспертированию явлений и текстов культуры.
Культуролог отражает и аккумулирует основные тенденции современной гуманитаристики, направленные на изучение мира человека с позиции онтологических оснований его жизнедеятельности – свободы, выбора, ответственности, страха, любви, смерти и т. п. Ответы на вызовы времени и обстоятельств, личностно-мотивационный выбор поступков и деяний становятся условиями существования культуры и мерой человеческого в человеке. Поэтому один из посылов культурологического исследования – рассмотрение тех проектов, которые не просто стоят в ряду прочих, но преобразуют вокруг себя креативное творческое пространство, которые запускают механизмы, актуализируют наиболее важное и значимое, меняя восприятие и отношение к происходящему.
Второе исходное положение исследователя определяется горизонтами персоналистской парадигмы, поскольку в центре внимания культуролога, как правило, оказывается творческая личность (писателя, режиссера, учителя, художника), призванная к бытию в конкретных социокультурных условиях, существующая в культуре и культуру созидающая.
Третья позиция, как правило, направлена на выявление кросскультурного взаимодействия и взаимопроникновения провинциального и столичного, элитарного и массового, частного и общего. В целом же можно констатировать, что «энтелехия культуры реализуется как опережающая исторические и социальные возможности воля к глобальному синтезу. Но реализуется этот синтез прежде всего сугубо персонально, в личностном опыте и ментальном, интеллектуальном становлении».
Например, живя в провинции и откликаясь на происходящие в ее мире современные события, исследуя (реконструируя, моделируя) культурный ландшафт, культуролог основывается на трех основных методологических подходах: историко-типологическом, семиотическом и герменевтическом. Историко-типологический подход становится почвой для обстоятельного разговора о провинции как историческом феномене, выявления тенденций в сфере ее социокультурной, художественной и повседневной жизни. Все это интересно и само по себе, и как часть физиогномики города и его среды. Физиогномический метод к рассмотрению текстов культуры предложил когда-то немецкий философ О. Шпенглер, считавший, что восприятие типа культуры зависит от понимания конкретных символов культуры, восприятия пространства и времени культуры: «По разбросанным деталям орнаментики, архитектурного стиля, письма, по отдельным данным политического, хозяйственного, религиозного характера можно восстановить органические основные черты исторической картины целых столетий» (Шпенглер).
Студентка 2 курса специальности культурология
Сейдильда Самал Канатовна
Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамитовна
Bilimger.kz Республикалық білім порталы
Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.
Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718