«ВНЕДРЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНО– ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ — ЛОГИЧНЫЙ И НЕОБХАДИМЫЙ ШАГ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО МИРА В ЦЕЛОМ»

Марина Викторовна Митрофанова –

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
КГУ Специальный детский сад «Алма» для детей с тяжёлыми
нарушениями речи г. Актобе

Не секрет, что современное общество, предъявляет все более высокие требования к системе образования. И педагоги  детского сада должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Очень важно организовывать процесс обучения так, чтобы ребенок с интересом занимался в процессе образовательной деятельности.

И в этом нам очень помогают инновационные технологии.  Информация в виде звуков, речи, изображения, видео позволяет создавать  для детей дошкольного возраста  новые средства деятельности. Использование инновационных технологий позволяет наиболее полно реализовать интеллектуальные и творческие способности ребенка.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, логоритмику, игру на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Новые технологии дают толчок к развитию новых форм и содержанию традиционных видов музыкальной деятельности. И это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному качественному образованию.

Используя инновационные технологии в работе улучшается запоминание пройденного материала и усиливается познавательный интерес дошкольников. Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным.
Компьютер выполняет роль источника информации,  наглядного пособия (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации), и средства хранения необходимых для работы материалов (музыкальных файлов, видео пособий, сценариев, методических разработок).

Разработка собственных мультимедийных презентаций помогает разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, делает встречу с музыкой более яркой, интересной, делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей.

С помощью использования средств инновационных технологий удается создать на музыкальных занятиях  атмосферу гармоничного самоощущения ребенком — дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность, не приходится прибегать к принуждению, дети усваивают элементарные музыкальные знанияразвивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, а так же, позволяет сделать процесс приобщения дошкольников к музыкальному искусству достаточно эффективным,  у детей повышается уровень эмоционального восприятия музыки, память, мышления, воображения, внимания, любознательности.

Данные инновационные технологии успешно включаются и в коррекционную работу с детьми с особыми образовательными потребностями, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). Как известно, особый ребёнок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне гиперактивен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых танцах-играх, музицировании на инструментах, дети с несложными патологиями получают радость оттого, что у них всё получается, от возможности себя выразить.

С целью решения задач эмоционального, личностного и физического, развития ребенка, активно внедряю в педагогический процесс инновационные технологии:
1.  Здоровьесберегающие технологии
Формами работы на музыкальных занятиях являются: музыкально-валеологический аспект   (исполнение песен, распевок о здоровом образе жизни), дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия, физкультминутки, логоритмические упражнения, ритмопластика и др.

  1. Игровые технологии
    Основные формы – музыкальные и музыкально-дидактические игры (для развития звуковысотного слуха, на развитие чувства ритма, на развитие тембрового слуха, на развитие памяти и слуха, на развитие детского творчества).
  2. Сказкотерапия
    Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов (способствовать социальной адаптации; формировать позитивную модель поведения в реальной жизни; способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы; формировать положительные черты характера; развивать познавательный интерес; способствовать формированию положительных межличностных отношений; формировать эстетический вкус).
  3. Хор рук
    Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих — «дирижеров». Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
  4. Информационно-коммуникационные технологии
    Направлена в основном на восприятие музыки через видео фильмы и презентации —
    привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография).
    Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях является, по сути, универсальным средством наглядности, которое помогает расширить кругозор дошкольников, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. Применять инновационные  технологии на музыкальных занятиях можно различными способами: демонстрировать презентации, показывать видеофрагменты мировых шедевров опер, балетов, совершать виртуальные путешествия, использовать музыкально-дидактические игры.
    Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Инновационные  технологии предоставляют широчайшие возможности для успешного совместного творчества воспитателя, педагога и дошкольников, что, безусловно, положительно влияет на эмоциональную атмосферу, делает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечивает оптимальное музыкальное развитие дошкольников.

Поэтому внедрение в музыкально – образовательную деятельность элементов инновационных педагогических технологий — логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

 

 

Список литературы:

  1. Ветлугина Н. Музыкальное воспитание в детском саду.
    Просвещение, М., 1981г.-240с.
  2. Мерзлякова, С.И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» «Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
  3. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» «Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3
  4. Скопинцева, О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О.А. — Волгоград, 2010
  5. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» -«Музыкальный руководитель» 2010 г. —  №1. – с.10
  1. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2010.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *