Ошибки статистического наблюдения и способы проверки данных

Талгарский колледж агробизнеса и менеджмента

План учебного занятия

 

Раздел: Статистическое наблюдение

 

ФИО преподавателя: Ахметова А.К.

 

День: «____»  ____  20___год Курс:  2 Группа: 2 Бух В
Модуль/наименование предмета: Статистика
Тема урока: Ошибки статистического наблюдения и способы проверки данных
Тип урока: Урок проверки знаний
Цель урока: должны знать какие бывают ошибки наблюдения

какие методы используются для выявления ошибок наблюдения

Ожидаемые результаты, осваиваемые обучающимися в учебном процессе содержание программы наблюдение
Необходимые ресурсы: конспект, учебник Ю.К.Шокаманов, интерактивная доска, таблицы,
Ход урока
Планируемые этапы урока 1.      приветствие

2.      проверка отсутствующих

3.      готовность аудитории

Начало урока (5 минут) Ошибка наблюдения — это расхождение между расчетным показателем и действительным значением изучаемых величин.

В зависимости от причин возникновения ошибок различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации — это отклонение между значением показателя, полученного в результате наблюдения, и фактическим его значением.

Они бывают случайные и систематические.
а) Случайные — это ошибки регистрации, которые допущены как опрашиваемыми, так и регистраторами при заполнении бланков.
б) Систематические могут быть преднамеренные (сознательные) и непреднамеренные (случайные), вызванные невнимательностью регистратора.

Ошибки репрезентативности характерны для несплошного наблюдения. Они возникают потому, что обследованная часть совокупности недостаточно полно отображает состав всей совокупности.

Для выявления и устранения ошибок регистрации может применяться счетный и логический контроль.

Счетный контороль — это проверка точности арифметических расчетов отобранных показателей.

Логический контроль — это проверка ответов на вопросы программы наблюдения путем их логического осмысления.

Середина урока Счетный контроль заключается в счетной проверке итоговых и расчетных показателей, а также арифметической увязке связанных между собой или, что выводятся друг из друга, показателей.

Логический контроль основывается на логической взаимосвязи между признаками. В отличие от счетного контроля, логический контроль непосредственно не устанавливает ошибку наблюдения, а только сигнализирует о ее возможности и требует дополнительного связи с единицей наблюдения. Приемы логического контроля зависят от особенностей изучаемого явления, организационной формы наблюдения, способа регистрации данных и др.

Наиболее распространенными приемами логического контроля являются: 1) сопоставление ответов на различные взаимосвязанные вопросы одного и того же формуляра. Например, сопоставляя ответы на вопросы о возрасте, образовании, семейном положении и другие, можно логическим путем установить ошибку. Если, например, окажется, что гражданин десяти лет женат или шестилетний ребенок имеет высшее образование, то ясно, что при заполнении переписного листа допущенные ошибки или при записи возраста, или второй характеристики; 2) сравнение записей в проверяемому документе с аналогичными записями в других документах; 3) сравнение данных наблюдения с плановыми или фактическими данными за предыдущие периоды, нормативными показателями, данными ранее проведенных наблюдений.

Кроме того, логический контроль опирается на представление о границах возможных значений признака: минимума и максимума. 

Конец урока Нарисуйте классификацию ошибок статистического наблюдения, источников их появления и методов выявления 
Рефлексия «Релаксация»

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

 

                                                

Преподаватель:         Ахметова А.К.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *