Культурология

Тема: Культурология

Студентка 2 курса специальности культурология

Сейдильда Самал Канатовна

Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамитовна

https://www.kaznu.kz/ru

Еще несколько лет назад, когда я поступила на эту специальность, меня часто спрашивали о том, кто такой культуролог и чем он занимается. Казалось бы, споры о культурологии как научном направлении должны были улечься еще в начале нулевых, однако, встречаясь с новыми людьми в своей жизни и рассказывая о себе, я возвращаюсь к этому вопросу снова и снова. Существует 5 основных точек зрения на верификацию культурологии как научного направления. Это — 1) часть философии; 2) междисциплинарная наука (комплексное знание); 3) свалка гуманитаристики (нет такой науки); 4) самостоятельная дисциплина; 5) дискурс рассмотрения явлений и феноменов культуры. На практике же получается, что, только попробовав осмыслить явление или написав текст, можно ощутить неуловимую грань между разными научными направлениями, которые изучают мир человеческой культуры. Целеполагание культурологических дисциплин в этом случае видится как возможность «погрузиться в реальность культурологической работы (почувствовать эту реальность) и вооружить его (преподавателя, студента) средствами для ориентации и деятельности в этой реальности».

       Литературоведы, прежде всего, обращаются к ценностным вершинам, отождествляемым с классикой, историки к задокументированной реальности, журналисты и вовсе мультиверсивны (априори существуют в разнородных информационных полях). Культуролог стремится зафиксировать феномен в его бытовании и контекстных перипетиях. Подобные интеллектуальные задачи могут ставить и другие гуманитарии, но в этом случае они имеют дело с культурологической проблематизацией материала.

       В целом же культурологии свойственны следующие качества: антропоцентричность, междисциплинарный плюрализм, гипотетичность, тяготение к моделированию, реконструированию и экспертированию явлений и текстов культуры.

       Культуролог отражает и аккумулирует основные тенденции современной гуманитаристики, направленные на изучение мира человека с позиции онтологических оснований его жизнедеятельности — свободы, выбора, ответственности, страха, любви, смерти и т. п. Ответы на вызовы времени и обстоятельств, личностно-мотивационный выбор поступков и деяний становятся условиями существования культуры и мерой человеческого в человеке. Поэтому один из посылов культурологического исследования — рассмотрение тех проектов, которые не просто стоят в ряду прочих, но преобразуют вокруг себя креативное творческое пространство, которые запускают механизмы, актуализируют наиболее важное и значимое, меняя восприятие и отношение к происходящему.

         Второе исходное положение исследователя определяется горизонтами персоналистской парадигмы, поскольку в центре внимания культуролога, как правило, оказывается творческая личность (писателя, режиссера, учителя, художника), призванная к бытию в конкретных социокультурных условиях, существующая в культуре и культуру созидающая.

        Третья позиция, как правило, направлена на выявление кросскультурного взаимодействия и взаимопроникновения провинциального и столичного, элитарного и массового, частного и общего. В целом же можно констатировать, что «энтелехия культуры реализуется как опережающая исторические и социальные возможности воля к глобальному синтезу. Но реализуется этот синтез прежде всего сугубо персонально, в личностном опыте и ментальном, интеллектуальном становлении».

        Например, живя в провинции и откликаясь на происходящие в ее мире современные события, исследуя (реконструируя, моделируя) культурный ландшафт, культуролог основывается на трех основных методологических подходах: историко-типологическом, семиотическом и герменевтическом. Историко-типологический подход становится почвой для обстоятельного разговора о провинции как историческом феномене, выявления тенденций в сфере ее социокультурной, художественной и повседневной жизни. Все это интересно и само по себе, и как часть физиогномики города и его среды. Физиогномический метод к рассмотрению текстов культуры предложил когда-то немецкий философ О. Шпенглер, считавший, что восприятие типа культуры зависит от понимания конкретных символов культуры, восприятия пространства и времени культуры: «По разбросанным деталям орнаментики, архитектурного стиля, письма, по отдельным данным политического, хозяйственного, религиозного характера можно восстановить органические основные черты исторической картины целых столетий» (Шпенглер).

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *