Философия культуры Франций XX века

Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Факультет философии и политологии

Кафедра религиоведения и культурологии

«Философия культуры Франций XX века»

по специальности «6В03102 – Культурология»

Выполнила:​​​​​​Оспанбек. К.
студентка 2 курса

Научный руководитель:​​​​Жолдубаева А.К.
доктор философских наук, доцент

Алматы 2024

#КазНУ
#мәдениеттану
#культурология
#кафедра религиоведения и культурологии
#факультет философии и политологии

 

Философия культуры Франции XX века представляет собой яркий и многогранный спектр идей, отражающих стремительные изменения в обществе и сознании. Этот период был временем глубоких метаморфоз, когда традиционные ценности подвергались пересмотру, а новые концепции о смысле человеческого существования и месте человека в мире приобретали все большую значимость.

Экзистенциализм, структурализм и постструктурализм, а также постмодернистские подходы стали основными ориентирами философских исследований. Философы, такие как Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Ролан Барт и Мишель Фуко, не только ставили под сомнение существующие нарративы, но и исследовали, как культура формирует идентичность, социальные отношения и власть.

Эти идеи находили отражение в литературе, искусстве и социологии, создавая целостную картину того, как культурные явления влияют на жизнь индивидов и общества в целом. В этом контексте философия культуры становится ключом к пониманию не только французского, но и глобального культурного пространства XX века.

Последняя треть XIX в. отмечена во Франции значительным развитием науки, техники, яркой художественной практикой, стабилизацией республиканского строя. В это время (его чуть иронично называли «бель эпок» — «прекрасное время») и в философии происходит определенный сдвиг в понимании эволюционных импульсов культуры и творческого потенциала человека. Он представлен двумя фигурами — философа-интуитивиста А. Бергсона и религиозного философа, ученого-палеонтолога П. Тейяра де Шардена. Каждому из них был присущ не интроспективный подход к культуре, а взгляд на нее в ином, вселенском масштабе, попытка увидеть ее меняющееся положение среди других явлений развивающегося космоса.

Анри Бергсон (1859—1941) не создавал моделей культуры. Он принимал установившийся к концу века взгляд на культуру как сложно организованную систему институтов и их связей, характеризуя ее по аналогии с живым организмом. В отличие от позитивистов, искавших выход из «антиномий» путем их рационального анализа, Бергсон усматривал мощный механизм саморегуляции общества (культуры) в таком эмоциональном проявлении, как смех. Неслучайно в поле его анализа попадает древнейший театральный жанр комедии. Она, по Бергсону, имеет четкую социальную функцию — обнажить окостенелость, механичность,потерю гибкости в институтах общества, в поведении человека и освободиться от них через смех как свободное проявление неприятия людьми подобных состояний.

Стремление увидеть человека и его культуру в связи с другими формами бытия в масштабе Вселенной характерно для взглядов Тейяра де Шардена (1881—1955). Поставив в центр своих научных интересов проблемы развития, он стремился понять силы и законы универсальной эволюции, космогенеза 3 . Человек был главным предметом его внимания, ему же была посвящена главная работа Тейяра-философа. Наделяя сознанием, его зачатками все формы материи, Тейяр рассматривал жизнь как этап универсальной эволюции, который, возникая на Земле, становится ведущим в космическом развитии. Сознание становится активно развивающимся, фиксируясь в человеке как цели и высшем этапе эволюции Природы. Человек с его деятельностью и духовностью добавляет к материальным оболочкам Земли оболочку духовности человеческой мысли, названную Тейяром ноосферой. Таким образом человек и его культура предстают не как нечто искусственное по отношению к Природе, а как необходимый этап космического развития. Это давало возможность Тейяру оценивать человеческую культуру и ее различные формы с точки зрения сохранения импульсов ее как живого организма, а также судеб ноосферы в дальнейшем.

Философия культуры Франции XX века охватывает широкий спектр идей и течений, включая экзистенциализм, структурализм, постструктурализм и постмодернизм. Вот некоторые ключевые моменты:

  1. Экзистенциализм: Представители, такие как Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар, акцентировали внимание на свободе, индивидуальности и абсурдности человеческого существования. Они исследовали, как культура формирует идентичность и как индивиды могут создавать смысл в мире, лишенном объективных истин.
  2. Структурализм: В 1950-х и 1960-х годах структурализм, представленный такими фигурами, как Клод Леви-Строс и Ролан Барт, акцентировал внимание на системах знаков и структурах, которые формируют культурные явления. Они утверждали, что культура состоит из взаимосвязанных элементов, и изучение этих структур позволяет понять ее смысл.
  3. Постструктурализм: Ответом на структурализм стали работы таких мыслителей, как Жак Деррида и Мишель Фуко. Они подчеркивали неустойчивость значений и многообразие интерпретаций, ставя под сомнение абсолютные истины и иерархии. Фуко, в частности, исследовал взаимосвязь власти и знания в культурных институциях.
  4. Постмодернизм: В 1970-х и 1980-х годах философы, такие как Жан-Франсуа Лиотар и Жак Лакан, критиковали метанарративы и утверждали, что культура становится все более фрагментарной и разнообразной. Постмодернизм акцентирует внимание на игре значений и интертекстуальности.
  5. Критическая теория и социальные изменения: В это время также развиваются идеи о роли культуры в социальных переменах, особенно в контексте феминизма, расовых и классовых движений. Эти течения исследуют, как культура может быть использована для освобождения и трансформации общества.

В конечном счете, философия культуры Франции XX века остается актуальной, предлагая инструменты для анализа современных вызовов и вдохновляя новые формы критического мышления и социальной практики. Эта традиция продолжает влиять на современную философию, искусство и социологию, открывая возможности для дальнейших исследований и обсуждений о том, как мы можем осмыслить и изменить наш мир.

Bilimger.kz Республикалық білім порталы

Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.

Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *