Приемы комбинирования battement tendu по V позиции А.М. Мессерера и Ю.И. Плахта

В статье рассматриваются варианты комбинирования и усложнения учебных заданий в экзерсисах классического танца с лейтмотивным движением battement tendu по V позиции в классах педагогов мужского классического танца середины ХХ века. Сравниваются принципы комбинирования заданий с лейтмотивным движением battement tendu А. М. Мессерера и Ю.И. Плахта предпринимается попытка классификации. Делаются выводы о том, что: учебные примеры battement tendu в экзерсисах у палки Мессерера лучше всего подойдут для ситуаций, когда учащимся необходима щадящая нагрузка, в заданиях Плахта встречаются художественно-пластические сложности (полные повороты detourné с руками в III позиции, petit développé на 22° ит. п.), что приближает их к сценическим задачам.

Ключевые слова: классический танец, методика преподавания, battement tendu, Мессерер, Плахт.

А. М. МЕССЕРЕР

Профессионалами уроки Асафа Михайловича Мессерера считаются наипростейшими не только в смысле исполнения, но и в смысле комбинирования — по одному, двум pas в каждом направлении. В книге Мессерера «Уроки классического танца» [1] представлено всего шесть экзерсисов и задания не дублируются, а в сборнике «А. М. Мессерер—20 уроков классического танца» [2] есть повторяющиеся учебные примеры. Например, battement tendu исполняется «крестом» с battement tendu soutenu в четырех уроках [2, с. 24, 48, 89, 101]. Основной схемой комбинирования у Мессерера является «крест» с добавлением ряда усложнений: battement tendu с demi-plié, battement tendu с «нажимом» (pour le pied), battement tendu с plié по IV и II позициям, battement tendu soutenu, passé par terre с demi-plié, demi-rond и rond. В первой таблице представлен излюбленный Мессерером способ составления учебного примера, во второй — нехарактерный, поскольку два passés par terre исполняются в нем не на четвертные (привычные педагогу) доли музыкального такта, а на восьмые (т. е. быстро). Нетипично для автора во втором случае и усложнение с demi-plié, relevé на полупальцы и, вновь, demi-plié

 

 

Battement tendu [2, с. 24, 48, 89, 101]

Музыкальный размер 2/4

1

2

3-4

5-8

2/4 2 tendus вперед

battement soutenu вперед

в сторону

обратно

П-II

П-Пп-I-II

1-8 повторить

 

Battement tendu [2, с. 120]

Музыкальный размер 2/4

1

 

2

 

 

3

 

4

5-8

1/4

1/4

1/8

2/8

1/8

1/4

1/4

2/4

 

tendu вперед

tendu в сторону

degage 22° назад

2 passe par terre

поставить V demi-plie

releve на полупальцы

demi-plie

2 tendus в сторону

обратно

П-II

 

 

 

П-Пп

П-I

П-II

1-8 повторить

 

Количество исполняемых battements tendus в заданиях Мессерера невелико: всего в семи уроках дается больше чем один battement при исполнении «креста». Комбинации просты для запоминания и не несут значительной физической нагрузки. Однако, при всей простоте, Мессерер использует большое количество вариантов исполнения и усложнения.

Ю. И. ПЛАХТ

При работе с более чем сорока уроками Юлия Иосифовича Плахта [3] выяснилось, что педагог не повторил ни одного задания battement tendu (любимой комбинации нет), но в отличие от Мессерера редко создавал малонасыщенные порции. Из усложнений Плахт любил задания со сменой опорной ноги, с demi-plié и relevé на полупальцы, с passé par terre.

Battement tendu [3, с. 58]

Музыкальный размер 2/4

1-2

3-4

5

 

 

6

7

8

4/4

4/4

1/8

1/4

1/8

 

3/8

3/8

 

4 tendus вперед

4 tendus назал Л

degage 22° в сторону

«нажим»

поставить V

повторить

3 jetes в сторону I, закончить 45° в сторону

3 jetes в сторону V, закончить demi-plie

П-II

 

1-8 обратно
1-48 повторить 3 раза

 

Рисунок построения повторяется четыре раза, чем напоминает приемы Тарасова. В результате, задание состоит из ста двадцати восьми battements (против двенадцати-шестнадцати battements Мессерера). Battement tendu jeté вплетаются не отдельной, последней частью учебного примера, а в конце пластического рисунка.

Battement tendu [3, с. 148]

Музыкальный размер 2/4

1-2

3-4

5-6

7

8

4/4

4/4

4/4

3/8

 

4 tendus вперед

4 tendus назал Л

4 tendus в сторону

3 jetes в сторону, закончить demi-plie V вперед

detourne

П-II

 

 

 

Р-III, П-II

1-8 обратно

 

Целый поворот détourné редко используется педагогами. Чаще всего преподаватели комбинируют demi-détourné для перехода и исполнения задания с другой ноги. Здесь же поворот несет учебный и эстетический смысл. Руки в III позиции добавляют новизну, красоту позе и значительную техническую сложность.

Battement tendu [3, с. 124]

Музыкальный размер 2/4

1

2

 

 

3

 

4

 

 

5-8

2/4

1/8

1/8

1/4

2/8

1/4

1/8

1/4

1/8

 

2 tendus вперед

degage 22° вперед

passe par terre demi-plie

passe par terre, закончить 45 releve на полупальцы

2 pointes

поставить V

degage 22° в сторону

«нажим»

поставить V

обратно

П-II

 

1-8 повторить

 

Использование relevé на полупальцы типично для педагога. Однако в задании оно дано на одной ноге и с последующими pointés (пятая строка таблицы). Термин pointé, ранее использовавшийся для обозначения этого движения, в современной школе замещен термином piqué. Пестов объяснял терминологическую замену следующим образом:. Piqué — быстрые pas с ярким акцентированием от пола вверх; Pointé, по П. А. Пестову, — ровное движение и на пути к полу, и от него.

Прием passé par terre с demi-plié по I позиции полезен для отработки таких сложных движений как pas de basque, pas failli и др., требующих качественного провода стопы по I позиции на demi-plié. Распространенными ошибками являются: неправильное исполнение plié (завалы на внутренние части подошв); плохое проведение ноги сквозь I позицию (не полное касание подошвой пола); непродолжительный ход стопы по полу (исполнение выглядит гораздо интереснее, когда пятка не приподнимается от пола, вплоть до IV позиции); потеря правильной постановки корпуса.

 

Battement tendu [3, с. 128]

Музыкальный размер 2/4

1-2

 

3-4

 

5

6

7-8

3/4

1/4

3/4

1/4

3/8

3/8

7/8

3 tendus вперед

tendu в сторону Л

3 tendus назад

tendu в сторону Л

3 jetes вперед

3 jetes назад Л

7 jetes в сторону I, закончить V

П-II

 

1-8 обратно

 

Некоторые педагоги не приветствуют комбинирование заданий battement tendu в экзерсисе у палки с частой сменой опорных ног. Связано это с тем, что учащиеся запаздывают с переносом центра тяжести с одной ноги на другую, что, в свою очередь, приводит к нарушению ритмопластического рисунка и неуклюжему выведению последующего battement. Однако, как следует из примеров мастеров ушедшего века, они не боялись такой сложности. Видимо, учащимся заранее объяснялось, что вес тела передается во время закрытия, а не после возвращения ноги в V позицию.

 

 

Вывод

Построение урока классического танца должно быть продуманным, учитывающим множество факторов. Содержание урока должно зависеть от периода обучения. Например, экзерсисы после каникул, по насыщенности, должны быть составлены просто и бережно. Составление зависит от психофизического состояния учащихся. Экзаменационный урок должен кратко показать весь пройденный материал. Из всего сказанного выше можно заключить, что принципы комбинирования заданий с лейтмотивным движением battement tendu можно условно классифицировать. Учебные примеры Асафа Михайловича Мессерера лучше всего подойдут для ситуаций, когда учащиеся приходят в класс после длительного перерыва. А эстетское отношение Юлия Иосифовича Плахта к малейшим деталям классического танца делает его задания подходящими для показательных уроков и экзаменационных работ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мессерер А. Уроки классического танца, М.: Лань, 2004. 400 с.
  2. Кузнецов И. А. М. Мессерер — 20 уроков классического танца. М.-СПб.: Рос. ин-т театр. искусства, Академия Рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2016. 156 с.
  3. Кузнецов И. Ю. И. Плахт — 40 уроков классического танца. М.-СПб.: Рос. ин-т театр. искусства, Академия Рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2017. 174 с.
  4. Ваганова А. Основы классического танца. Л.: ОГИЗ-ГИХЛ 1934. 192 с.

5.Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой №1 (54) 2018

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *