Статья «Особенности формирования функциональных компетентностей младших школьников»

Алматы қаласыАлмалыауданы

КММ «№34 гимназиясының» орыс тілі мұғалімі

Джаханов Рустам Иминжанович

 

Статья «Особенности формирования функциональных компетентностей младших школьников»

На сегодняшний день внедрение современных методов и технологий повышения качества образования является гарантией развития Казахстана. В Послании первого Президента Н.Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года подчеркнуто, что сегодня мир вступает в эпоху Четвертой промышленной революции, эру глубоких и стремительных изменений: технологических, экономических и социальных. Поэтому перед казахстанской системой образования поставлена задача овладения современными методиками и программами обучения, обучения востребованным знаниям и навыкам, развития функциональной грамотности, логического и критического мышления и др. Таким образом, я считаю, что современный образовательный процесс должен быть направлен на развитие функциональной грамотности обучающихся, что является сегодня необходимым условием становления творческой, деятельной, конкурентоспособной личности. Нашему обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Формирование функциональной грамотности — это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.

Под функциональной грамотностью понимается уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний, умений свободно владеть всеми видами речевой деятельности. Только функционально грамотная личность способна к самореализации, то есть способна применять все полученные и приобретаемые в течение жизни практические умения и навыки для решения максимально широкого охвата жизненных задач в различных сферах деятельности.

Таким образом, налицо противоречие между объективной потребностью формирования умений и навыков логического мышления и функциональных компетенций у обучающихся начальной школы, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретических основ развития данных умений и компетенций в процессе работы над текстом на уроках русской речи, с другой стороны. Необходимость овладения навыками функциональной грамотности: чтением, письмом, слушанием и говорением предполагает постоянную работу с текстами, работу с информацией (устной или письменной) в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Учащиеся начальных классов обычно уже достаточно хорошо владеют основами русского языка, могут читать, понимать, пересказывать текст, задавать вопросы и отвечать на них. Но часто не умеют применять эти навыки в обычных жизненных ситуациях, в социальных сценариях, происходящих каждый день, а именно эти навыки необходимы, востребованы, актуальны в жизни учащихся.

От грамотной постановки речи зависит успех учебной деятельности ребенка. Но как открыть ребенку волшебный мир слова? Как привить любовь к чтению? Как научить детей думать, мыслить творчески, образно, самостоятельно? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Ведь слово рано начинает волновать ребенка, потому что является одной из наиболее доступных и интересных средств самовыражения, и в то же время, основой общих интересов со сверстниками. Но многие педагоги и родители отмечают, что современные дети не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, если они и общаются между собой, то только на родном языке. Если в середине и конце ХХ века большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени школьники и дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Современные школьники перестали читать, их больше интересует виртуальный мир за голубым экраном, нежели художественная литература. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. Поэтому перед нами, учителями, стоит одна из важных задач – ввести нашего младшего школьника в мир прекрасного, приобщить их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово. Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов, так как в последнее время стало более заметным снижение грамотности среди детей, ограничение словарного запаса, неумение логично изложить свои мысли.

Работая с учащимися своего класса, на уроках литературного чтения, многие столкнулась с проблемой — дети не хотят и не умеют говорить на русском. Ответы на поставленные вопросы даются односложные, а их письменные работы, за исключением нескольких учащихся, оставляют желать лучшего. Большинство учащихся при работе с текстом не умеют выделять главную мысль произведения и второстепенную информацию. При выполнении разных видов письменных работ, есть ученики, которые допускают элементарные орфографические ошибки, как слышат, так и пишут. О чём это говорит? Это говорит о том, что дети очень мало читают, или совсем не читают художественную литературу, а русскую речь слышат, в основном, только в школе, и только от учителей, так как дети между собой тоже часто говорят на родном языке. Поэтому, необходимо способствовать тому, чтобы дети за 45 минут не только получали необходимый объём материала, но и свободно оперировали русской речью, «добывали» информацию самостоятельно из дополнительных источников, и оставалось бы только правильно их направить.

Серьезное внимание на своих уроках я отвожу развитию речи. Научить младшего школьника ясно, и грамматически правильно, говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное, – эффективно действующего подхода к развитию речи. Поэтому структура функциональной компетентности может быть представлена следующими компонентами:

 

 

Рисунок 1. Структура функциональной компетентности

Исходя из выше представленной структуры функциональной компетентности мы выделяем пять основных навыков владения ею для младших школьников, а именно: свободное владение всеми видами речевой деятельности; владение знаниями о достижениях общечеловеческой культуры и особенностях национальной культуры, этнокультурных явлениях и традициях в обществе, культурологических основах личной, семейной и социальной жизни; умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; способность самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, способность осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

В практику работы мною были внедрены инновационные, универсальные приемы познания и освоения мировоззрения через чтение текста, выполнения заданий, при помощи которых учащиеся научатся самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты, рассуждать, делать выводы, самостоятельно находить решение проблемы. В целях развития данных навыков я предлагаю рассмотреть основные приемы обучения младших школьников на уроках русской речи на примере разработанной мною рабочей учебной программы.

Приём «Показ с пояснением».Это основной прием обучения, он носит наглядно -практически-действенный характер, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у обучающихся. К нему предъявляются следующие требования: четкость, расчлененность показа способов действия;согласованность действий со словесными пояснениями;точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ: активизация восприятия, мышленияи речи детей.Например:

 

Игровые приемы. В ходе дидактических игр ученикам предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий. Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.Например:

Ситуативный и сюжетно-ролевой приёмы. Сюжетно-ролевой и ситуативный приёмы есть деятельность, в которой учащиеся берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.Рассмотрим следующий пример:

Приёмы самостоятельной поисковой деятельности.Применяется тогда, когда учитель ставит цель обучить учеников отдельным элементам самостоятельного решения проблемы, организовать и вести силами обучающихся частичный поиск новых знаний. Поиски решения проблемы осуществляются либо в виде определенных практических действий, либо путем наглядно- действенного или абстрактного мышления — на основе личных наблюдений или информации, полученной от учителя, из письменных источников и т. д. Как и при других методах проблемного обучения, учитель в начале занятия ставит перед учениками проблему в словесной форме или в виде задания, состоящего в том, чтобы на основе полученной информации о фактах, событиях, обучающиеся сделали самостоятельные выводы, установили причинно-следственные связи и закономерности, существенные различия и принципиальные сходства.К примеру:

Таким образом, применение данных приемов, позволит учащимся на занятиях приобрести самостоятельные, практические навыки познания удивительного мира слов, что способствует повышению качества знаний учащихся через формирования умений работать с текстом. Учащиеся приобретут навыки извлечения из текста первичной информации, и научатся терпимо относиться к мнениям других. У них появится интерес к предмету, повысится мотивация к изучению русского языка. Также специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.

Учить хорошей речи, устной и письменной, — вот главная задача уроков русского языка и литературы. Для этого нужно открыть ту «удивительность» русского языка, которая поможет научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «искусство» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

 

Список использованной литературы

  1. Руководство для учителя: Второй (основной) уровень/Бакиров К. А., Насымова Г. А., Аушева И. У., Шаримова А. Г., Габдолакыз Ы. Б., Байкенова Б. А. 2014г
  2. Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Методическое пособие для 1 класса; М: Издательство РОСТ, 2011 г.
  3. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. «Занимательно о русском языке». – Л.: Просвещение, 1990.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *