Тренинг повышения учебной мотивации учащихся

Раисова Гульден

 Цель: осознание  учителями значимости  мотивации в обучении учащихся

Ожидаемый результат:    учителя понимают необходимость   мотивации учащихся, ее влияние  на успешность учебного процесса,  разрабатывают памятки- рекомендации по развитию мотивации обучаемых.

Ключевые идеи:     Мотивация, учебная мотивация, ситуация успеха
Материалы и оборудование:    презентация «Повышение учебной мотивации учащихся»,   маркеры, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, листы анкет.

Ход занятия
«Влияние мотивации – это вещь деликатная,

легко не обнаруживается, но,  в конце концов,

дающая о себе знать роковым образом».

П.Я. Гальперин.

  1. Приветствие упражнение «Оркестр»

Уважаемые участники!

Психологи давно заметили, что если начать день с хорошей музыки, то он будет удачным!

Сегодня у нас необычный день, так давайте начнем его необычно:  с музыки, с оркестра, музыкантами которого будем мы сами.

У вас в руках знак, который поможет нам создать оркестр. (Перед началом раздать участникам на выбор картинки: скрипка, пианино, труба).

— Я буду  Дирижером.

-Когда я буду дирижировать правой рукой сверху – играют скрипачи, издают звуки —  тили-тили. -Когда я буду дирижировать левой рукой – вступают  пианисты, издают звуки —  трям-трям — трям.

-Когда я буду дирижировать правой рукой   вниз – играют трубачи, издают звуки —  тру-ру-ру.

-Когда я дирижирую двумя руками —  играют все.  И добавляют    ОХО-хо! («музыканты» имитируют характерные скрипачам, пианистам и трубачам движения и поют соответствующие звуки)

/Пару минут идет работа с оркестром. /

-Аплодисменты!

Спасибо! Замечательные музыканты! Удивительный оркестр!

Пусть  с вами на  весь день останется музыка, хорошее настроение и позитив!

 

  1. Актуализация темы

Одним из самых популярных вопросов у учителей, обращавшихся к психологу, является “Как мотивировать учеников учиться?”. Наступает 1 сентября, все приходят в школу радостные, полные сил, учителя приходят отдохнувшие, полные энтузиазма научить детей  чему-то новому. Но вот  проходит около месяца (в каких-то классах больше, в каких-то меньше) и картина начинает кардинально меняться. Некоторые ребята продолжают с интересом посещать школу, от некоторых хотелось бы больше стараний, так как мы знаем, что они могут большего, а некоторые мало того, что сами “отсиживают” учебное время с нежеланием, так еще и, бывает, усложняют работу учителю и своим одноклассникам.

Как же решить этот вопрос, преследующий учителей годами?

Конкретного универсального решения абсолютно для всех учеников и учителей мы не подберем – это невозможно. Но этот тренинг поможет составить индивидуальную программу решения проблем “мотивированности” учеников для каждого учителя. Мы обсудим то, что должно присутствовать в работе учителя и то, чего следует избегать.

 

  1. Разбор ситуации

Под окнами дома пожилого человека повадились играть дети. Каждый вечер они собирались на лужайке перед его домом, бегали, шумели, чем сильно ему мешали. Никакие просьбы и уговоры играть подальше от его дома не помогали. Он долго мучился вопросом: что же с ними делать и придумал — он вышел к детям и сказал: 
-Вы очень здорово сегодня бегали, резвились и кричали. За это каждый из вас получит сегодня по 1 доллару. Можете себе представить реакцию детей?! Мало того, что они получали удовольствие от игры, они получили еще и деньги. Дети были очень довольны. На следующий день хозяин дома вышел к играющим детям и сказал:
— Знаете, дети, сегодня мои обстоятельства изменились, и я могу вам дать лишь по 50 центов». Дети взяли деньги, но играли и кричали уже с меньшим энтузиазмом. На следующий день этот мудрый человек раздал детям по 20 центов и сказал:
— Приходите еще и завтра, я вам дам по 5 центов. На это дети ответили: «Вот еще! Будем мы тут бегать и кричать за какие-то 5 центов!».
Таким замысловатым образом этот пожилой человек избавился от шума и крика под своими окнами.

  • О чем же эта история?
  • что является мотивом для детей?

 

  1. Упражнение «Мотивы моей деятельности»

Учителям необходимо написать 10-15  утверждений «Я работаю в школе,  потому что…»

  1. Мозговой штурм «Мотив»

Мотив – побуждение к деятельности; это причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.
Мотивация – процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. По видам деятельности различают:
— игровую мотивацию,
— учебную,
— общения (аффилиации),
— познавательную,
— профессиональную;

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив».
Единицей анализа мотивационной сферы служит понятие «потребности».
Потребность – исходная форма активности живых существ, основная движущая сила их развития.
В психологии наблюдается многообразие всевозможных классификаций потребностей. В самом общем виде потребности можно разделить на:
— биологические,
— материальные,
— социальные,
— духовные;
Широко распространённой и популярной является классификация потребностей, предложенная одним из основоположников гуманистической психологии А. Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие 7 классов человеческих потребностей (пирамида Маслоу):

Поведение людей, ориентированных на достижение успеха и на избегание неудачи различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчётливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в неё включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т.е., берясь за какую-либо работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.
Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побеждённым, в целом – жизненным неудачником.
Так же говорим учителям о том, что это применимо больше для родительского воспитания. То есть можно советовать родителям положительно мотивировать детей, но так, чтобы это не граничило с избалованностью. Например, можно предложить сходить в какое-нибудь интересное место, как вариант – музей или театр, если ребенок хорошо закончит четверть исходя из его интересов (можно предложить ему выбрать самому или предложить выбор из нескольких вариантов). В итоге он получит и награду за свои старания, и проведет время с пользой.

 

  • Что же делать учителям? Как в школьной обстановке заинтересовать ученика да так, чтобы он еще и “уносил” эту заинтересованность домой и приходил с ней обратно?

 

  1. Групповая работа. Проблемные ситуации.

 

Примеры условий упражнения

“Кошка, которая любила поспать”

Кошка аптекаря из Женевы Жана Пиното любила спать в витрине. Как ни пытался Жан отучить ее от этой привычки, ничто не помогало – вновь и вновь кошка пробиралась в витрину и сладко там засыпала. Ну, раз кошку не отучить, пришлось придумать, как извлечь из этого пользу. Что придумал хозяин кошки?

 

“Сапоги для гусей”

Было время, когда россияне поставляли в Европу гусей. Особенно ценились серые гуси тульской породы. А перемещались птицы на “западный” рынок самым экономичным способом – своим ходом. Ни тебе транспортных затрат, ни холодильников… И корма вдоль дорог тогда было достаточно. Одно затрудняло движение: нежные лапы гусей сбивались в кровь от долгой дороги. Русских поставщиков выручила смекалка. Что они придумали?

 

“Деньги для Бога”

Епископ Орлеана Арнуль незадолго до 1000 года задумал перестроить “великолепным образом” церковь Сент-Круа. И деньги на это были. Но богатство церкви не хотелось показывать. Как же построить богатый храм, не кичась богатством?

 

Обратная  связь

  • было ли интересно?
  • что именно заинтересовало?
  • что было сложно?
  • какую пользу могут оказать схожие задания в учебном процессе?

 

  1. Теоретический материал

 

Формула мотивации

Ощущение самостоятельного поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности) = успешная учебная деятельность ученика.

 

1.Ощущение самостоятельного поиска знаний.

Лозунг: “Мы сделали это сами!”

Главным источником учебной мотивации (да и мотивации в общем) является ощущение себя активным участником процесса. Это уместно применять в процессе самого урока. Коллективное участие, мозговой штурм – как раз такие вещи этому способствуют.

Здесь можно использовать технику “Проблемные вопросы”. (Приложение 1)

Если взрослый (учитель, родитель) использует вопросы такого рода, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения – учиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

Важно!

Не забываем повторять, что у каждого есть право на ошибку. Пусть лучше ученик ошибется, делая предположения на подаче нового материала, нежели промолчит и сделает неверное предположение в самостоятельной работе.

Не забываем хвалить. “Молодец, ты задал хороший вопрос” — тут мы делаем акцент именно на его действие – ученик самостоятельно искал и нашел, что ему нужно!

Еще одна техника для этого слагаемого “Знаю – не знаю – хочу узнать”

Очень эффективный прием рефлексии. Так же это способствует пониманию ребенком,  откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию.

  1. Ощущение свободы выбора

Лозунг: “Мы можем выбирать!”

Упражнение “Почему ты ходишь в школу?”

Предлагаем учителям представить себя ребенком, которому взрослый (учитель, родитель) задает вопрос: “Почему ты ходишь в школу?”.

Затем ответы учителей в роли учеников записываются на доске для наглядности. И эти ответы обсуждаются. Спрашиваем, что они думают, глядя на эти ответы, если вернуться в роль учителя, то какие чувства и мысли они вызывают?

Подводим к тому, что для ребенка этот вопрос скорее риторический – у ребенка нет выбора ходить – не ходить в школу. Это ощущение, что выбора нет, само по себе способно убить желание не только учиться, но и вообще воспринимать школу позитивно.

Важно!

Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует “заданность”, а не “выбранность”!

Что же можно сделать с этим? Да хотя бы просто следить за “любимыми” фразами любого взрослого. Меньше употребляем фразы: “Вы должны, вам следует, вы обязаны”, а больше фраз, наталкивающих на осмысленность школьных правил: “У вас есть такие-то варианты, вы можете это и это…” и т.п.

Сюда мы можем отнести технику “Выбор домашнего задания” и схему, повышающую эффективность детей.

  1. Ощущение компетентности

Лозунг: “У меня это получается! Я научился!”

Все люди продолжают с энтузиазмом делать что-то, только если считают себя компетентными. Если у нас регулярно что-то не получается – мы перестаем это делать. Дети не исключение. Наша задача на протяжении всего обучения вселять надежду, что у ребенка получится то, что ему не удается сделать, но на это потребуется время. Успех у каждого свой – мы по-разному воспринимаем наши успехи и неудачи. Кто-то радуется малейшему прогрессу, кому-то этого недостаточно. Необходимо отмечать любое достижение ученика, даже если оно кажется незначительным.

Здесь учитель опять же может использовать словесное подкрепление, лучше всего в форме +, -, +, чтобы ученик не забывал, что у него уже хорошо получается, но с чем необходимо еще поработать.

Не забывайте – мотивация может выступить хорошим показателем уровня психического благополучия ученика!

  1. Работа в группах. Создание рекомендаций  по  повышению мотивации учителями и родителями.

 

  1. Рефлексия

Мы изучили сегодня…..
Мы справились хорошо…..
Группа справилась хорошо….
Вы хотите узнать больше о…..
Было непонятно ……

 

 

 

Список литературы

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. — ru.wikipedia.org
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ, 2014.
  3. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Психотерапия, 2006.
  4. Фаер С.А. Полцарства за идею! // Серия “Библиотека Мир 2.0” / Кн. 4. Авторы сост. С.А. Фаер, В.И. Тимохов. – М.: ВИТА ПРЕСС, 2016.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивный отчет по тренингу 

   повышения    учебной мотивации    «Мотивация — путь к успеху»

 Цель: осознание  учителями значимости  мотивации в обучении учащихся

Ожидаемый результат:    учителя понимают необходимость   мотивации учащихся, ее влияние  на успешность учебного процесса,  разрабатывают памятки- рекомендации по развитию мотивации обучаемых.

Ключевые идеи:     Мотивация, учебная мотивация, ситуация успеха
Материалы и оборудование:    презентация «Повышение учебной мотивации учащихся»,  видеоролик, маркеры,  стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, листы анкет.

6 декабря 2017  года  в средней школе  имени Р. Кошкарбаева   прошел для учителей    Тренинг      повышения    учебной мотивации.     Тема тренинга  «Мотивация — путь к успеху»    будет способствовать        углублению знаний учителей   о правильном мотивировании учащихся, учителя будут понимать  необходимость   мотивации учащихся, ее влияние  на успешность учебного процесса.

Тренинг был начат с    упражнения «Оркестр»,   который способствовал   благоприятному восприятию информации  и положительному настрою учителей.   Учителям  понравились это упражнение, они  высказались о  целесообразности этого приема и вначале урока и на 4-5-х  уроках, когда у детей уже теряется работоспособность, восприятие и желание думать.  По их мнению, это поможет им быстро настроиться на работу и положительно зарядит.

 

Актуализируя тему, вниманию учителей  предлагаю разбор ситуации, в которой пожилой человек  незамысловатым образом   избавился от шума и крика под своими окнами.
Педагогам заданы вопросы, анализирующие мотивы учащихся.

  • О чем же эта история?
  • Что является мотивом для детей?
  • А как бы вы повели себя на месте этого человека?

 

Затем  шла беседа “Как мотивировать учеников учиться?”.  Как же решить этот вопрос, преследующий учителей годами?

По мнению учителей, конкретного универсального решения абсолютно для всех учеников и учителей мы не подберем – это невозможно. Но этот тренинг поможет составить индивидуальную программу решения проблем “мотивированности” учеников для каждого учителя. Мы обсудим то, что должно присутствовать в работе учителя и то, чего следует избегать.

 

Поэтому далее с целью изучения мотивов деятельности  самих учителей тренинг продолжен  упражнением  «Мотивы моей деятельности», где  учителям необходимо написать 10   утверждений «Я работаю в школе,  потому что…».   Как выяснилось, многими движут мотивы материальные, мотивы общения.      Профессиональные  мотивы у   20%  педагогов.

Во время обсуждения постарались ответить на вопрос: Что же делать учителям? Как в школьной обстановке заинтересовать ученика да так, чтобы он еще и “уносил” эту заинтересованность домой и приходил с ней обратно?

Далее с помощью презентации мы разбирали теоретически     «Как повысить мотивацию школьников?».    Главная задача школьного обучения — сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого.

 

Чтобы учитель смог побыть в роли ученика и понял,   насколько важно для развития мотивации правильно и грамотно составить  задание, с    большим интересом и вниманием коллеги выполняли работу в группах по решению творческих задач.

Обратная  связь    была раскрыта с помощью вопросов:

  • было ли интересно?
  • что именно заинтересовало?
  • что было сложно?
  • какую пользу могут оказать схожие задания в учебном процессе?

 

Затем следует  кульминационный момент тренинга, выявляющий  Формулу   мотивации:

Ощущение самостоятельного поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности) = успешная учебная деятельность ученика.

Главным источником учебной мотивации (да и мотивации в общем) является ощущение себя активным участником процесса.

Ощущение, что выбора нет, само по себе способно убить желание не только учиться, но и вообще воспринимать школу позитивно.Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует “заданность”, а не “выбранность”!Все люди продолжают с энтузиазмом делать что-то, только если считают себя компетентными. Если у нас регулярно что-то не получается – мы перестаем это делать. Дети не исключение. Наша задача на протяжении всего обучения вселять надежду, что у ребенка получится то, что ему не удается сделать, но на это потребуется время. Успех у каждого свой – мы по-разному воспринимаем наши успехи и неудачи. Кто-то радуется малейшему прогрессу, кому-то этого недостаточно. Необходимо отмечать любое достижение ученика, даже если оно кажется незначительным.

Не забывайте – мотивация может выступить хорошим показателем уровня психического благополучия ученика!

В заключении проведена работа в группах по созданию рекомендаций для повышения мотивации учащихся педагогами и родителями.

Итоговый уровень понимания,  осмысление собственных действий--наша работа завершена, и  я думаю, что каждый из нас будет следовать тем рекомендациям, которые мы разработали и сможет сделать так, чтобы школа  стала для ребёнка школой радости.

Анализируя проведенный мною тренинг  для учителей, я могу предположить, что мне удалось заинтересовать и  вдохновить их. Несмотря на загруженность,  отсутствие времени,  усталость после рабочего дня,   все учителя внимательно, с интересом слушали, активно участвовали в беседе, в творческой работе.   По завершении высказывались   о том, что  тема тренинга,  действительно,  очень актуальная, необходимая, и натолкнула многих на мысли о необходимости самосовершенствования.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *