«Все мы в долгу перед нашими матерями». «Телеграмма» К. Г. Паустовского в VI классе

Атчибаева Кунайм Урынбасаровна

Цели урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с рассказом К. Г. Паустовского «Телеграмма»
  2. Развивающая : развить умение говорить и слушать, развить словесно — логическое мышление, дать развернутый точный ответ на вопрос, умение делать выводы из изученного.
  3. Воспитательная: воспитать любовь к самому родному человеку – матери.

Тип урока: Урок — рассуждение.

Оборудование: Портрет К.Г.Паустовского, буклет, высказывания писателей, справки, сочинения- эссе учащихся, цветовая гамма, «Литературная газета», интерактивная доска.

Межпредметная связь:  история, рисование,  русский язык, черчение.

 

 

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  • Изучение рассказа «Телеграмма» /по рассуждениям учащихся/
  1. Работа по высказываниям писателей.
  2. Словарная работа- работа группы «Справочное бюро».
  3. Справки на экране .
  4. Обращение к личности автора.
  5. Выявление основной темы и идеи рассказа.
  6. Творческая работа художников.
  7. Творческая работа исследователей.
  8. Обращение к образу дочери героини Насти.
  9. Построить цветовую модель художественного пространства, располагая героев рассказа в порядке близости/дальности по отношению к Катерине Петровне.
  10. Работа по «Литературной газете» /чтение сочинений- эссе учащихся/
  11. Итоги урока.
  12. Подобрать пословицы о матери.
  13. Сочинить синквейн к слову «Любовь», «Мама», «Детство».
  14. Комментированное оценивание учащихся.
  15. Домашнее задание: дополнить сочинения /предварительное задание/ новыми мыслями, появивши мися после этого урока, попытавшись отразить впечатления от истории с Настей.

 

Урок этот несколько необычен, дать его строгий план почти невозможно. То, как он пройдет, во многим зависит от рассуждений ребят.

Начинаем урок вступительным словом учителя:

Сегодня мы поговорим об обыденном и вечном- о любви к матери. Это чувство заложено в нас самой природой, но мы не всегда осознаем, как важно не допустить, чтобы повседневные заботы оттеснили на второй план любовь к самому близкому нам человеку. Обратимся к эпиграфам, записанным на доске:

 

«Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы…»

Александр Фадеев.

 

«Самозабвенная и бескорыстная любовь матери — что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство ? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести. Все мы в долгу перед нашими матерями. »

Чингиз Айтматов

 

В классе работает » Справочное бюро «. К его услугам ученики обращаются, выясняя смысл слов кодекс, корысть . »  Сотрудники бюро » демонстрируют справку на экране интерактивной доски.
Один ученик выполняет задание у доски:

 

                                                           Любовь

 

                                     Есть что?                   Чья?                      Какая?

                                           ↓

                                      Какое?

                                           ↓

                                  Что делает?

                                           ↓

                                       Кого?

                                           ↓

                                     На что?    → вывод.

 

Сравниваем его схему с записями в тетрадях остальных учащихся.

Итак, основная мысль этих высказываний: «Все мы в долгу перед нашими матерями».

Говорим о том, что слово мама — особое, оно сопровождает нас всю жизнь. Попробуем мысленно построить в ряд своих родственников, друзей, знакомых в порядке, так сказать, значимости.

Трудно? Все может измениться? Ничего нельзя знать наверняка? Но никакие, даже самые невероятные, пере­мены не могут заставить » пересмотреть » роль в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь. Мать — вне ряда, место ее в нашей жизни — особое, исключительное. Обращаемся к личности автора. Сообщаем, что Константин Григорьевич Паустовский был человеком, который жил всегда по совести и ценил в других доброту, порядочность, способность прийти на помощь людям, умение сострадать. На вопрос о том, какова основная тема рассказа «Телеграмма», слышим ответы :

  • Тема старости и одиночества.
  • Тема беспамятства.
  • Взаимоотношения дочери и матери.
  • Неискупимая вина перед матерью.
  • Настоящая доброта. Какая она?
  • Тема единения людей.

После глубокого и серьезного анализа рассказа ученики смогут самостоятельного определить его идею.

Делим класс на несколько творческих групп: одним предстоит быть художниками, другим — исследователями. Отмечаем , что в рассказе нет острого и захватывающего сюжета, но судьба Катерины Петровны затронула всех. Художники перечитывают начало рассказа, отмечают, что слово холодный ( действие происходит осенью) встречается в тексте несколько раз. Ребята делают попытку передать «красками» ненастный октябрь. Они «рисуют» мрачную картину (черные крыши домов, облетевшие ветлы, полегшую траву, рыхлые тучи), приводят образные оценочные — эпитеты, олицетворения , художественные детали, передающие ощущение одиночества, печаль пожилой женщины. Обращают внимание на метафоры в предложении Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю и делают предположение, что автор употребяет эпитет — определение, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, которую тоже «позабыли», и звезды потому смотрят так пронзительно. Вместе перечитываем строки о судьбе клена, которому «некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение усиливают трагическую окраску последних дней героини. Ведь после этой «встречи» с кленом приходит решение написать письмо дочери.

Художники «рисуют» интерьер старого дома: нетопленные печи, пыльный «Вестник Европы», пожелтев­шие чашки на столе, давно нечишенный самовар.

Почему писатель изображают именно осень? Отвечая на этот вопрос, учащиеся отмечают, что безотрадная картина на редкость холодного октября, когда само время, кажется, замедлило свое течение (тучи «тащились», «цеплялись», дождь сыпался «назойливо»), вполне соответствует внутреннему состоянию героини. Дети делают вывод: страдает Катерина Петровна , и природа сочувствует ей, она помогает ей жить, поскольку сад, с которым возился еще ее отец, и клен, посаженный ею давно, «еще девушкой- хохотушкой»,- это ее родная земля, которая ее в конце концов примет.

Слушаем рассуждения о жизни Катерины Петровны второй группы — исследователей. Они восстанавливают страницы жизни героини по ряду точных деталей. Отдавая » сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную черную шляпу» Манюшке, Катерина Петровна вновь и вновь переживает прошлое: ведь эти милые вещицы — частица ее судьба, отсвет иной, яркой и богатой на-события жизни.

Предлагаем описать старый дом Катерины Петровны (художники). Ученики заостряют внимание на эскизе к «Неизвестной» Крамского (класс еще раз обращается к услугами «Справочного бюро», которое снабжает всех информацией о художнике», отмечают , что это подарок самого автора отцу Катерины Петровны. Но сейчас обитательнице «мемориального дома» не с кем «поговорить о картинках», о петербургской жизни, о том лете, когда … жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Дом , сохранивший не только память об известном художнике, но и воспоми­нания о счастливых днях молодости, как и его хозяйка, доживает свои дни.

Подводим класс к разговору о подтексте рассказа: это мысль о вечной смене поколений, о единении людей.

Говорим о добрых, отзывчивых людях: Манюшке, дочери колхозного сапожника, стороже Тихоне. Трудная деревенская жизнь не сделала их черствыми. Не умея высказать словами сочувствие одинокой женщине, они выражают его хлопотами по хозяйству.

Обращаюсь к образу дочери героини Насти- секретаря в Союзе художников, чье занятие — устраивать выставки. Мир, в котором живет бессердечная, по мнению ребят,- это мир большого города. В нем нет места письмам; достаточно послать перевод, чтобы затем, получив весточку от единственного родного человека, вздохнуть от облегчения: «раз мать пишет — значит, жива». Отвечая на вопрос о том, каково отношение автора к Насте, ученики замечают, что прямых оценок в тексте нет. Паустовский лишь подчеркивает самолюбование » Сольвейг» и ее «большие холодные глаза». (Сотрудники «Справочного бюро» сообщают классу, кто такая Сольвейг).

Продолжаю разговор о дочери.

-Как могло случиться, что Настя, так трогательно заботлившаяся о скульпторе Тимофееве, проявила невнимание к своей матери?

-Она помогла художнику, потому что понимала, что он очень талантлив. Возможно, ей хотелось услышать теплые слова в свой адрес. Проявляя чуткость к чужому человеку, она забыла о собственной матери, письмо которой ей даже некогда было прочитать.

Самоотверженно любя дочь, Катерина Петровна пыталась оправдать поведение Насти: «У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Мать готова простить отсутствие писем и нежелание приехать в родительский дом. Нельзя без слез читать о том, как Катерина Петровна осторожно перебирала деньги, которые, как ей казалось, пахнут Настиными духами.

-Что говорили на открытии выставки о Насте?

-Присутствующие рассуждали о том, как она прекрасно поступила, когда извлекла Тимофеева на свет божий. Все отмечали ее внимание к художнику ,чуткость.

Группа исследователей приходит к выводу: забота Насти о другом человеке, повседневные дела оттеснили мать на второй план.

Один ученик читает вслух письмо матери к Насте, говорит о реакции дочери на весточку из дома. Сопоставляем слова художника Першина («В наши дни забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам  расти и работать …») и бессердечное отношение устроительницы выставки к собственной матери. Ребят возмущают мысленные отговорки Насти: » Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!» Они считают, что ей просто не хотелось ехать из-за переполненных поездов, пересадок, материнских слез. Они не одобряют позицию Насти, которая успокаивает себя:

«…раз пишет — значит, жива», — так может думать лишь неблагодарный, равнодушный человек. В поисках ответа на вопрос, с какой целью автор не раз вводит образ Н.В.Гоголя, группа исследователей приходит к мысли: выдающийся сатирик, как считал Пушкин, обладал удивительной способностью угадывать человека, он видел Настю насквозь.

-Какими эпитетами наделяет Паустовский «оживший» образ Гоголя?

-Сверлящие глаза, взгляд тяжелый и пронзительный. Вывод исследователей: окружающие Настю люди знали только ее «внешнюю оболочку», а «оживший» Гоголь увидел в «сороке» и другую сторону ее натуры.

Один из учеников читает вслух строки рассказа от слов «Пришел Тихон …» до слов «… потом  как будто уснула».

Задание ученикам:

-Покажите, как писатель раскрывает переживания действующих лиц (Тихона, Катерины Петровны) -Прочитайте слова Тихона, которые он произнес после смерти Катерины Петровны, и его обращение к Манюшке ( «Справочное бюро» дает толкование слова пустельга). Подводя итог, выстраиваем цветовую модель художествен­ного пространства, располагая героев рассказа в порядке близости/дальности по отношению к Катерине Петровне.

Проецируем на экран круги, в центре которых написаны имена героев произведения. Задание классу: выбрать цвет для закрашивания кругов, объяснить свой выбор.

Продолжаю беседу:

-С какой целью автор вводит в рассказ молодую учительницу?

-Чтобы противопоставить ее Насте. Молодая учительница, увидев похороны, сразу вспомнила про мать, такую же маленькую, вечно взволнованную заботами о дочери, седую, как маленькая старушка в гробу.

-А если бы вы оказались на месте бабки Матрены, как бы вы ответили на вопрос учительницы?

(Творческое задание: сочинить рассказ постороннего человека).

-Вся эта история взволновала всех. А как же, по-вашему, Паустовский относится ко всему происшедшему? Позиция его:

а)    скрыта

б)    выражена одним из персонажей.

в)   обозначена в авторском тексте.

(Тестовый вариант опроса)

-Какова же идея этого произведения? Отвечая на последний вопрос, ученики еще раз обращаются к образу учительницы, поцеловавшей «высохшую желтую ручку» покойной. Она, по-видимому, почувствовала вину перед одинокой женщиной, обделенной вниманием дочери. Записываем в тетради слова  Н.Островского: «Есть на свете прекраснейшее существо, которого мы всегда в долгу,- это мать».

Обращаемся к «Литературной газете», которую выпустили ученики. Читаем сочинения учащихся. Рассказ «Телеграмма» заставил ребят подумать о том, что нет и не будет у них на свете родней никого, чем мать. Конечно , им жаль Настю, которая наконец — то почувствовала, что «никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести». Продолжаю урок об особой любви матери к детям и о традиционном для народов Востока уважении к самому родному чело­веку. Учащиеся приводят пословицы об этом:

 

Сын вечно спешит-мать вечно провожает.

Родичей много, а мать одна.

Материнское сердце в детях, а детское в камне.

Материнская молитва со дна моря поднимает.

 

Каждая группа по жребию получает тему и пишет: синквейн-стихотворение, по форме предоставляющее собой последовательную «лесенку» из пяти строк.

 

 

 

Вот какие пятистишия написали ученики:

 

 

            Любовь!

Первая, неповторимая

Храню, лелею, помню.

Такой не будет никогда-

Счастье!

 

         Детство!

Незабываемое, яркое,

Кричит, волнуется, стремится

Разве можно забыть такое?

Радость!

 

          Мама!

Родная, единственная,

Волнуется, думает, переживает

Она у меня одна

Друг!

 

Делаем вывод: равнодушие к маме, ее заботам ежедневно медленно убивает. Сегодня мы вернемся домой, заглянем маме в глаза, найдем для нее добрые и теплые слова. Все мы в долгу перед нашими матерями.

Задание на дом : дополнить сочинения (предварительное задание) новыми мыслями, появившимися после этого урока, попытавшись отразить впечатления от урока, в частности от истории с Настей.

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *