Эссе: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Алматы қаласы Алмалы ауданы

КММ «№34 гимназиясының» 

педагог-психологі

Лапа Наталья Сергеевна

 

Эссе: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ШКОЛЕ

 

Лапа Наталья Сергеевна

педагог-психолог

КГУ «Гимназия № 34» г. Алматы

 

Аннотация: В статье сделан акцент на раскрытии сущности и специфичности психологического консультирования, в целом, и в психологических особенностях консультативной работы в школе, в частности. Отмечается специфическое понимание и очевидность психологических различий в консультировании педагогов, родителей и детей, а также принципов, которыми руководствуется в своей работе психолог.

Ключевые слова: психологическое консультирование, психологическая помощь в школе, консультирование педагогов, консультирование школьников, консультирование родителей.

 

Психологическое консультирование — это специально организованная беседа психолога с клиентом (представителем школьной администрации, учителем, родителем или учащимся) для разъяснения отдельного вопроса, анализа проблемы и выработки советов или рекомендаций по их решению или регулированию. Кроме информационных целей, на консультации могут также реализовываться психокоррекционные и психотерапевтические цели: нейтрализации болезненно-напряжённого состояния клиента, успокоения, коррекции дефектов психического развития у детей и др. Консультации организуются с ограниченным числом лиц, связанных между собой профессионально-служебными взаимоотношениями (администрацией и учителями, учителями и учащимися), а также отношениями семейного характера (родителей и детей). Консультирование относится к методам индивидуальной психологической работы[1].

Р.С. Немов отмечает, что профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту, и которая должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы. Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента. Свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека[2].

Доверительный контакт консультанта и клиента, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а, по мнению многих профессионалов, существенной составляющей психологического консультирования и психотерапии. George и Cristiani (1990) выделили шесть основных параметров:

  • эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);
  • интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);
  • динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);
  • конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);
  • оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);
  • добросовестность[3].

Психологическое консультирование включает в себя следующие частные виды работ:

  1. Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведенного психодиагностического обследования, причем соответствующие рекомендации должны предлагаться и взрослым и детям в форме, понятной и доступной для практической реализации.
  2. Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических советов.
  3. Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации. Консультативная работа психолога школы проводится по следующим

направлениям:

  • консультирование и просвещение педагогов;
  • консультирование и просвещение родителей;
  • консультирование школьников.

В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а так же в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе[4].

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.

Особенностью консультативной работы психолога в начальной школе является то, что непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат – ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает, подчас, лишь косвенное воздействие на ребенка. Он только дает советы; реализовывать их – задача клиента.

Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, их родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.

Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.

В своей консультативной практике школьный психолог может реализовать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся еще на этапе своего становления, учет возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе.

В целом задача возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:

  1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
  2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
  3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
  4. Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;
  5. Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;
  6. Коррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах при консультации с детьми и родителями;
  7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

Консультирование педагогов. В консультативной работе с педагогами можно выделять ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога с педагогическим коллективом в решении проблем и профессиональных задач самого педагога:

  1. Равноправное взаимодействие психолога и педагога;
  2. Формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т.е. снятие установки на «готовый рецепт»;
  3. Принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
  4. Распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.

В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления:

  1. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.
  2. Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространённая форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка и его обучения. Консультирование в этом направлении может быть организованно, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребёнке и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки. Организация по запросу учителя наиболее эффективна, а форме индивидуальных консультаций.
  3. Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др. в рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала оппонентом отдельно, затем – совместно. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

Консультирование родителей. Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьной проблемах ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.

Консультирование школьников. Основной задачей психолога здесь выступает определение декларируемых (открытых) или скрытых причин. При этом необходимо не только проанализировать особенности видения взрослыми проблем ребенка, но и получить психологические сведения о том, как ребенок представляет самого себя, свою ситуацию в школе и дома, как он эмоционально относится к себе и своей школьной и домашней жизни. Словом, психологу необходимо увидеть проблемную зону жизненной ситуации «глазами ребенка», а не только «глазами взрослых» (родителей или учителя) [1].

Консультация психолога направлена, прежде всего, на то, чтобы оказать психологическую помощь ребенку. Для того чтобы такая помощь была адекватной, психолог должен иметь довольно точную информацию об индивидуально-психологических особенностях школьника и о том, какую позицию он занимает в ситуации, как он сам относится к себе и окружающим его людям в семье и школе. Во многих случаях, жалуясь на ребенка, взрослые осознанно или неосознанно «маскируют» собственные проблемы. Поэтому, получив данные о том, что ребенок в целом спокоен, развит и благополучен, следует обратить внимание на проблемы взрослых, обратившихся за консультацией. По-видимому, ребенок — это только благовидный «предлог» и психологическая помощь нужна скорее взрослым, нежели ребенку, или взрослым и ребенку одновременно.

Очень важно увидеть проблемную ситуацию через призму детского восприятия. Однако, именно в этом моменте встречается серьезная трудность, заключающаяся в том, что младший школьник, естественно, не может подробно рассказать о самом себе и своей ситуации в школе и дома. Задавая ребенку прямые вопросы: «Тебе нравится учиться в школе? Какой школьный предмет тебе нравится? Как к тебе относится учитель? Как ты чувствуешь себя дома?» и т.п., психолог рискует услышать от ученика в основном два типа ответов.  Младший школьник может ответить, что все хорошо и ему все нравится, не потому что это на самом деле так, а потому, что в данном случае проявляется естественная защитная реакция. «Если ответить, что все хорошо, то и проблем никаких нет» — примерно так (в переводе на взрослый язык) может чувствовать и думать ребенок. Он может ответить, что все хорошо, и потому что мама дома учит: «в школе и дома должно быть все хорошо». Исходя из своего небольшого жизненного опыта, младший школьник уже знает, что лучше давать положительные, нежели отрицательные оценки себе и окружающим. «Отраженные» ответы ребенка объясняются также и тем, что последний просто не задумывается о том, о чем его спрашивают[1].

Что касается подростков и старшеклассников, то Н. Самоукина объясняет, что для многих психологов начало беседы с подростком или старшим школьником — это одна из сложных ситуаций. В том случае, если ученика к психологу привели родители или учитель, в первые минуты беседы молодой человек либо испытывает чувства неудобства и сопротивления («Зачем меня привели к психологу?»), либо демонстрирует безразличное отношение («Зачем мне разговаривать с психологом? У меня и так все в порядке»). Бывает, что школьник или школьница, наоборот, ждут от психолога готового совета и настроены только на пассивное участие в ходе консультации («Сейчас все расскажу, и психолог посоветует, что мне делать»).

Каждый раз, начиная психологическую консультацию с подростком или старшеклассником, психолог решает задачу «запуска» беседы, организации доверительного, эмоционально-открытого разговора, нейтрализации внутреннего сопротивления своего юного клиента, активизации его интереса к анализу своих проблем, а также формирования его стремления к самостоятельному решению собственной проблемной ситуации.

Таким образом, процедура консультирования родительско-детских отношений в возрастно-психологической консультации всегда включает в себя достаточно подробное психодиагностическое обследование ребенка, а не только его межличностных отношений, и тем более не только этих отношений глазами родителей. В ряде случаев бывает необходимым провести и психологическое обследование родителей.

Психологическая помощь на сегодняшний день требует высокой квалифицированной подготовленности специалиста, а эффективность деятельности специалиста во многом обусловлена тем, насколько ясно он представляет свое место в консультировании.

 

Литература:

 

  1. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. ИНТОР, — 225 с.
  2. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В з-х кн. 3-е изд.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – кн.2: Психология образования. – 608 с.
  3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: «Академический проект», 1999 – 151 с.
  4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. –– М.: гуманит. изд. центр Владос, 1999. — 394 с.

 

        Түйін

Психологиялық ақыл-кеңесінің мәні мен ерекшелігі тұтастай, әрі мектептің жұмысы тұрғысынан жеке жағынан қарастырылады.   Мұғалімдермен, ата-аналармен және балалармен ақыл-кеңес жүргізудің айырмашылығы атап көрсетіледі, сонымен қатар психологтың қолданатын ұстанымдары туралы баяндалады.

Summary:

In article the emphasis on disclosure of an entity and specificity of psychological consultation, in general, and in psychological features of consulting operation at school is placed, in particular. The specific understanding and evidence of psychological differences in consultation of teachers, parents and children and also the principles by which the psychologist is guided in the operation is marked.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *