У каждого дела запах особый. Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

Алматы қаласы Алмалы ауданы КММ «№34 гимназиясының»

 бастауыш сынып мұғалімі

Донец Наталия Александровна

 

КГУ «Гимназия №34»

Краткосрочный (поурочный) план по литературному чтению

У каждого дела запах особый. Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

 

Раздел: Мир профессий
ФИО педагога Донец Наталия Александровна
 Дата: 6.12.2023
 Класс:
Тема урока У каждого дела запах особый. Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
 Цели обучения в соответствии
с учебной программой
4.1.2.1 — пересказывать произведение свободно или в заданной учителем форме (кратко, подробно, выборочно), творческий пересказ (изменить лицо, добавить ситуацию, придумать разворачивание событий);

4.2.8.1 — извлекать, перерабатывать полученную информацию, делать выводы и представлять полученные сведения в виде схемы причинно-следственных связей;

4.3.2.1 — писать творческие работы разных жанров на основе прочитанного (с добавлением новых героев, нового сюжета).

Цели урока научиться извлекать информацию из текста стихотворения и делать выводы, формировать навык осознанного чтения

Ход урока

Этап урока/ Время Действия педагога Деятельность ученика Оценивание Ресурсы
Начало урока

0-3 мин

Создание положительного эмоционального настроя.

Собирает нас звонок

На замечательный урок!

Подравнялись, тихо встали,

Глазки на меня подняли!

Садитесь!

 Дети приветствуют учителя.

 

 

 

 

  Презентация
Середина урока

4-40 мин

1. Проверка домашнего задания

2.Актуализация жизненного опыта.

-Объясните название лексической темы урока «У каждого дела запах особый».

-Определите тему урока.

3. Работа над литературным произведением Д. Родари «Чем пахнут ремесла».

А) Знакомство с творчеством Д. Родари на с. 124

23 октября 1920 года, в итальянском городке Оменья, в семье владельца маленькой пекарни Джузеппе Родари, родился мальчик Джанни.

Джанни Родари рос в бедной итальянской семье. Но родители очень его любили

Маленький Джанни сочинял стихи, учился играть на скрипке и с удовольствием рисовал, мечтая стать знаменитым художником. Когда мальчику было всего девять лет, его любимый отец, который всегда жалел бездомных кошек, собак и вообще всякое живое существо, спас во время проливного дождя маленького котенка, который чуть не утонул в огромной луже. Котенок был спасен, а вот добрый булочник простыл под холодным дождем, заболел воспалением легких и умер.

Джанни Родари всегда помнил о своем отце и перенял от него стремление к справедливости, трудолюбие и добрую светлую душу.

Обычная школа семье Родари была не по карману, а потому Джанни начал заниматься в духовной семинарии, где бесплатно и учили, и кормили, и даже одевали семинаристов из бедных семей. Мальчик заинтересовала в учебном заведении – библиотека. Здесь он смог прочесть множество удивительных книг, которые будили фантазию, и дарили ему светлые мечты.

Джанни Родари начал писать книжки для детей не сразу: он закончил семинарию. В семнадцать лет Джанни стал учителем начальных классов. Его воспитанники строили домики из букв, вместе с учителем сочиняли сказки и чувствовали себя совершенно счастливыми: от таких занятий было много радости.

На своих уроках в школе Родари старался упростить обучение для детей и для этого придумывал поучительные и забавные истории

В 1948 году Родари стал журналистом в газете «Унита» и начал писать книжки для детей.

В 1951 году Родари опубликовал свой первый сборник «книжка весёлых стихов», а также своё известнейшее произведение «приключения Чиполлино».

Это произведение получило особенно широкую популярность, по нему были сняты мультфильм и фильм-сказка «Чиполлино», где Родари снялся в роли самого себя. В 1970 году писатель получил престижную премию

Ганса Христиана Андерсена, которая помогла ему приобрести всемирную известность.

Также писал стихи, дошедшие до русского читателя

в переводах Самуила Маршака (например, «Чем пахнут

ремёсла?») и Якова Акима (например, «Джованнино-Потеряй»).

-Кто такой Д. Родари?

-В каком году стал журналистом и стал писать для детей?

-Назовите известнейшее произведение Д. Родари.

Запись темы урока

Чтение статьи из словаря Ожегова

РЕМЕСЛО, -а, мн. ремесла, -сел, -слам, ср.р.

1. Профессиональное занятие- изготовление изделий ручным, кустарным способом.

2. Вообще профессия, занятие (разг.).

* Тайны писательского ремесла.  * За старое ремесло приняться (разг. неодобр.) — вернуться к прежним неблаговидным делам, поступкам. (прил. ремесленный, -ая, -ое (к 1 знач.).

 

Б) Знакомство со стихотворением.

-Прослушайте стихотворение. О чем оно? Что такое «ремесло»?– Почему у каждого ремесла есть еще и свой запах?

В) Словарная работа с использованием словаря на с.71.

Булочная – магазин, торгующий хлебными изделиями.

Стекольщик – рабочий, выполняющий стекольные работы.

Замазка – мягкий, постепенно засыхающий состав для заделывания щелей.

Мускатный орех плод мускатного дерева, с пряным запахом.

Сдоба – изделие из сдобного теста.

Скипидар – жидкость с едким запахом.

Кондитер – название профессии, труд которого связан с изготовлением тортов;

Стружка – кусочки дерева, строганные инструментом;

Блуза рабочего – одежда рабочего.

Г) Чтение стихотворения детьми.

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

тестом и сдобой.

мимо столярной

Идёшь мастерской –

стружкою пахнет

И свежей доской.

пахнет маляр

Скипидаром и краской.

пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

куртка шофёра

пахнет бензином.

Блуза рабочего –

маслом машинным.

 

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате –

лекарством приятным.

Рыхлой землёю,

полем и лугом

пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

пахнет рыбак.

только безделье

Не пахнет никак.

сколько ни душится

лодырь богатый,

Очень неважно

Он пахнет, ребята!

Д. Родари

 

Повторное чтение и анализ.

— Ребята, у каждого дела запах особый.

— Чем пахнет в булочной? (Тестом и сдобой)

— Что такое сдоба? (Сдоба – сладкая выпечка.)

— Кто работает в булочной? (Булочник)

— Найдите и прочитайте, чем пахнет в столярной мастерской?

— Чем занимаются в столярной мастерской? (Пилят, строгают доски и бревна)

— Чем пахнет в столярной мастерской? (Стружкой, доской)

—  Что такое стружка?  (Стружка – кусочки  дерева,  срезанные  ножом  или строгательным инструментом)

— Кто работает в столярной мастерской?

— Чем пахнет куртка шофера? (Бензином)

— Что делает шофер?   (Перевозит грузы и людей)

— Прочитайте, что написано о рабочем?

— Замените слово блуза другим словом.  (Рубашка)

— Чем пахнет одежда рабочего?  (Маслом машинным)

— Ребята, чем занимается кондитер? (Изготавливает сладости)

— Найдите в тексте, чем пахнет кондитер? (Мускатным орехом)

— Мускатный орех – специя, применяемая в кулинарии.

— Чем пахнет доктор? (Лекарством)

— Что делает доктор? (Лечит людей)

—  Найдите и  прочитайте  строки  стихотворения  о  том,  чем  занимается крестьянин.

— Чем пахнет крестьянин? (Полем и лугом)

— Что он делает на поле? (Пашет землю)

— Что делает на лугу? (Косит траву)

— Что крестьянин делает плугом?  (Пашет землю)

— Найдите и прочитайте, что сказано о рыбаке?

— Чем пахнет рыбак?

— Ребята, о чем это стихотворение? (О труде людей)

— Можете вы назвать самую важную из всех профессий? (Нет, все профессии важны)

—  От  чего  зависит  запах  профессии?  (От того,  чем  человек  занимается  на своей работе)

— Прочитайте две последние строчки стихотворения.

— Как вы понимаете значение этих слов?

4.  Выполнение работы на рабочем листе.

Соотнести профессию и  запах

Проводится взимопроверка

 

 

 

 

 

 

Зрительная физминутка «Лови снежинку»

 

4. Просмотр видео об устаревших и и современных профессиях

Устаревшие(забытые) Современные
бурлак блогер
кучер вебмастер
ямщик астронавт
летоисец интервьюер
полотёр каскадёр
фонарщик риелтер
чистильщик обуви  
шарманщик  
   

Просмотр видео о разных профессиях

— составление кластера «Профессии» Какие профессии встретились

по песне «Все профессии важны»

 

 

Дети рассказывают о работе родителей.

 

 

 

 

 

 

 

Подготовленные учащиеся рассказывают о Дж.Радари, доп материал и  статью в учебнике, задают вопросы , ученики класса отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему урока на рабочий лист(или в тетрадь)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают чтение учителя, смотрят диафильм

Находят непонятные слова.

 

 

 

 

 

 

 

Читают стихотворение.

 

 

Работают над выразительностью.

 

 

Выбирают интонацию.

 

Делают вывод.

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы по тексту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети соединяют стрелками соответствующие понятияи проводят взаимопроверку работ

 

 

 

 

 

 

 

ФО

Дескриптор:

Оценивается уровень развития речи.

 

 

 

 

 

ФО

Дескриптор:

Знаю, биографию поэта.

Затрудняюсь ответить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФО

Дескриптор:

Оцениваются навыки чтения:

1.Правильность,

2. Беглость,

3. Сознательность

4.Выразительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФО

+ (показывают руками)- выполнил задания.

— (показ одной рукой)- затруднялся.

 

 

 

 

 

 

 

. Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник с. 70-71

 

тетрадь

 

Презентация -диафильм «Чем пахнут ремёсла»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

41-45 мин

Итог урока. Рефлексия.

—  Ребята, ежедневно вы выполняете большую  работу.  Убираете свои комнаты, дежурите по столовой. Дома помогаете своим мамам и бабушкам, моете  посуду,  ходите  в  магазин.  Дела эти невелики,  но  зато  очень  важны.

— Скажите, дети, а  какой  труд  является  основным для  каждого  школьника? (Учеба)

—  Когда  вы  вырастете,  как  и  все  люди  будете  выбирать  себе  профессию.

— Наши гости прощаются с нашими гостями, и благодарят за активную работу.

 

Чтобы переработать полученную информацию из произведения, надо …

Домашнее задание: с.70 № 2, выучить наизусть.

Выставление оценок

Дети отвечают на вопросы.

Проводят самооценку работы на уроке.

 

«Восхождение на пик знаний». Даётся карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.

Картинка смайлик

 

 

 

 

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *