Особенности преподавания русского языка и литературы для повышения интереса к предмету

«Урок — это зеркало общей и педагогической

 культуры учителя,мерило его

интеллектуального богатства,

показатель его кругозора эрудиции»

В.А. Сухомлинский.

 

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», — говорил великий русский педагог          К. Д. Ушинский. То есть изменения надо начинать с себя, не противиться, не критиковать, не отвергать, а принять как миссию по воссозданию нового, гармоничного мира, и объединившись, используя свой опыт, профессионализм, заняться построением обновленной системы образования, используя фундамент достижений, накопленных за многие столетия педагогической практики. От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. [2]

В современном мире учителя уже не являются передающими знания, а направляют обучающихся в самостоятельном обретении их. А обучающиеся не являются носителями информации. Они знают способы приобретения знаний и умеют их успешно реализовывать. Уроки нового формата строятся на формировании самостоятельного исследования новых знаний. На таких уроках дается возможность саморегулироваться, самовыражаться. Уроки выстроены на формировании открытости обучающихся. Цель современного урока – научить  обучающихся добывать знания самостоятельно, а помогают в этом новые подходы в преподавании и обучении. Учителю необходимо создать образовательную среду, благодаря которой обучающиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию.

Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе.

Если раньше каждый урок начинался с приветствия и настроя на рабочий лад, то сейчас, используя идеи модуля «обучение тому, как обучаться» я начинаю свой урок с психологического настроя, который проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе. Психологический настрой эффективно и динамично помогает мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. [5]

Психологический настрой в начале урока

Стратегия «Ладошка удачи» Учащимся, сидящем рядом, поочередно касаться одноименных пальцев рук, начиная с большого пальца и говорить: желаю (соприкасаемся большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Удачи тебе сегодня! (прикасаясь всей ладонью)

Стратегии «Волшебные руки», «Пожелания друг другу»

« Поздоровайся локтями».                     

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

  • Каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
  • Каждый “номер второй” упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  • Каждый “номер третий” нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только три минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. [4]

Одним из интересных приемов для создания дружеской атмосферы использую метод «Пожелания друг другу»

У. Начнём урок с добрых пожеланий друг другу.

Д. В парах, стоя лицом друг к другу: — Я желаю тебе сегодня добра! (рука на своей груди)

— Ты желаешь мне сегодня добра! (рука на груди соседа)

— Мы желаем друг другу добра! (обнимаемся)

— Если тебе будет трудно, (рука на груди соседа)

— Я тебе помогу! (рука на своей груди)

Для установления атмосферы сотрудничества и доверия проводила тренинг «Приветствие» обычно использую на первом уроке.

— Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

— Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

— Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

2.Современный урок в условиях обновления содержания не может обойтись без такого ингредиента, как определение темы урока.

Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление. Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, звук, явление, мини-спектакль.

Выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная по значимости), обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении курса.

3.Основной формой современного урока является групповая работа, где ребята раскрываются, показывают себя с другой стороны. Групповую работу я провожу при изучении новой темы и при закреплении изученного материала, особенно ребятам нравится работать в группах на уроках художественного труда. Где они все вместе создают одну работу и потом презентуют её.

  1. Применять умения в жизни одно из основных компонентов современного урока. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. На своих уроках я применяю компетентностно-ориентированные задания.

Данные приемы способствуют развитию логического мышления у обучающихся, самостоятельной деятельности и функциональной грамотности.

  1. Еще один из наиболее важных ингредиентов современного урока – это оценивание. [1]

На уроках новой формации  обучающиеся учатся критическому мышлению, умению критически оценивать себя и свою работу, выполняя групповые, индивидуальные работы или работу в парах.

На своих уроках я провожу формативное оценивание при помощи разных видов:

— «Словесная оценка». Это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока.
-«Две звезды, 1 пожелание». Этот вид работы способствовал видеть «минусы» и делать не только критические замечания, но и главное, что важно, в первую очередь, говорить о «плюсах» в работе. Можно проводить как устно, так и письменно, как коллективно, так и индивидуально.
-«Светофор». Техника предусматривает использование сигнальных карточек: зеленый цвет означает «Мне всё понятно», желтый цвет – «Мне нужна консультация», красный цвет – «Мне нужна помощь».

«Большой палец». «Смайлики». «Инсерт». «Оцени цветом».

В конце каждого урока обязательным этапом является рефлексия урока, я использую следующие стратегии:

«Выбери утверждение».

-Всё понял, могу помочь другим

-Всё понял

-Могу, но нужна помощь

-Ничего не понял

-«Незаконченное предложение». Учащиеся должны закончить предложение, например,
Научился…..

Было интересно…..

Было трудно…..

Мои ощущения….. (2 слайда)

«Моё настроение похоже на:

6.Ещё бы мне хотелось сказать об обратной связи. Для того чтобы родители были в курсе, как учатся их дети, я использую наклейки- смайлики, которые дети получают за активную работу на уроке, за правильно выполненное домашнее задание, в тетрадях пишу комментарии. После суммативных работ раздаю рубрики. Создали группу в ватсапе, где родители задают вопросы. Так же отправляю индивидуальные фотографии с результатами сор и соч, тем родителям, дети которых слабо справились с заданиями. Для работы над ошибками.

Для сохранения в дальнейшем интереса и мотивации к обучению необходимо перестать манипулировать сознанием детей, прекратить, внушать им мысль о всемогуществе и полном триумфе современной науки, пользуясь их неосведомлённостью. Честнее и значительно дальновиднее говорить о познании как об увлекательном процессе, который гораздо больше ставит вопросов, чем даёт ответов. Говорить о том, что это бесконечно интересная дорога, которая при каждом новом поколении всё также «уходит вдаль…»[6]

Воспитание критического мышления неотъемлемая часть новой парадигмы. Критическое мышление уберегает как отдельного человека, так и общество, в целом от легковерия в разнообразные идеологии, с помощью которых так часто приводят к катастрофам целые народы. Критическое, самостоятельное мышление не позволяет стать лёгкой добычей всякого рода сект и других «программистов сознания». Нужны специальные методики воспитания критического мышления на всех этапах обучения. Существует богатый педагогический опыт воспитания критического мышления, например, в образовательных учреждениях Казахстана. Эта страна сделала должные выводы из своей недавней истории и рассматривает задачу воспитания критического мышления у подрастающего поколения, как профилактику подобных поворотов истории в дальнейшем.
Учитель начальных классов – это единственный специалист – педагог в средней школе, преподающий ни одну-две смежных дисциплины, а владеющий знаниями и методиками преподавания всего спектра учебных предметов. Поэтому учителю начальных классов (приходится синтезировать методические знания по отдельным дисциплинам в единый блок. Так же существенно меняется и характер педагогической деятельности: в начальной школе реализуются многовариативные образовательные практики, которые требуют от УНК умения учить детей способам добывания знаний, формировать содержание их учебной деятельности, развивать мышление школьников, что требует от педагога существенных изменений традиционных педагогических практик. Сегодня становятся и добавляются к привычному для нас комплексу профессионально важных качеств педагога компоненты, которые до настоящего времени не выступали как решающе значимые: высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическая и методическая компетентность учителя. Таким образом, именно педагог становится ключевой фигурой модернизации российского образования. Её успешность во многом зависит от педагогической позиции учителя.
Так какая же педагогическая позиция учителя востребована современной социокультурной ситуацией и может способствовать обновлению содержания образования? [1]

Хорошо знающий свой предмет и владеющий методикой его преподавания. Владеющий современными образовательными технологиями. Главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. (Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.) Хорошо разбирающийся в психологии ребенка, способный проанализировать и понять его поведение, оказать психологическую поддержку и помощь. Эффективно взаимодействующий с семьями своих учащихся, авторитетный в профессиональном и личностном плане для родителей. Открытый новшествам, умеющий отбирать и осваивать новые формы и методы работы, обновляющий содержание образования, поддерживающий в образовательной практике разумный баланс между традиционными и инновационными технологиями. Мотивированный на работу с учащимися, относящийся к своей работе как к призванию. Способный к своему личностному и профессиональному развитию, непрерывно повышающий свою квалификацию.

В связи с этим учитель должен эффективно использовать активные формы и методы обучения.

На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества – разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком “открытия” знаний Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют “открытие” знания учащимися, и, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.
В научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию. Это создание учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее. Возможны три принципиально разных выхода:

1)  учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;

2) ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему;

3)  учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности.

Задача учителя при компетентностном подходе состоит в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами “додумались” до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Цель проблемно-диалогической технологии — обучить самостоятельному решению проблем. Средство — открытие знаний вместе с детьми.

Какие универсальные учебные действия развивает проблемный диалог?

  • Регулятивные – умение решать проблемы.
  • Коммуникативные – вести диалог
  • Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
  • Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора. [7]

Чтобы активизировать речевую деятельность учащихся, используется цветные иллюстрации, сюжетные картинки. Рассмотрев иллюстрации, ребята выбирают картину и беседуют на избранную тему, опираясь на свои наблюдения, используя заранее составленный тематический словарь. (например: школа, семья, улица, транспорт). В ходе беседы используются стихи, загадки и пословицы о природе, о временах года, о школьной жизни. Эти уроки в форме беседы прививают ученикам навыки сознательного и активного владения языком.

Значительное внимание уделяется осуществлению связи с родным языком при обучении русскому языку и считаю эффективным перевод текстов и хоровое проговаривание слов со специфическими русскими звуками. В проговаривании русских звуков большую помощь могут оказать качественная аудиозапись или видеофильмы. Таким образом, тщательный подбор дидактического материала, интересных заданий творческого и поискового характера помогают воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка, развивают творческие способности, формируют умения и навыки учебного труда и потребности самостоятельно пополнять свои знания.

Язык – наше бесценное наследство, с ним мы не расстаёмся на протяжении  всей  жизни, поэтому нельзя быть безразличным к тому, как мы пользуемся  языком, как выражаем свои чувства и мысли, как ценим родное слово. Этому мы должны научить и своих учеников.

Можно долго говорить о том, каким должен быть урок и как можно работать.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.

Надеюсь, моё выступление было для вас интересным. Мне бы хотелось своё выступление закончить этим стихотворением.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Дает корова молоко».

Век ХХI- век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 

 

Использованная литература

 

  1. Обновленное содержание образования – веление времени. Анохина Е.Л.
  2. Обновление образования. Вебер В.А.
  3. Обновленная программа – новое содержание образования. Пиржанов А.З.
  4. Примерные образовательные программы начального образования. Астана 2010.
  5. Зимняя И. А. «Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования »2003 г.
  6. Программа повышения квалификации учителей. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015
  7. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015
  8. Учебный план по предмету «Русский язык» (в рамках обновления содержания среднего образования)
  9. Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.
  10. Зязюн И. А. Совершенствование профессионального развития личности на основе технологизации образования // Школьные технологии. — 2006. — № 1.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *