АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
АМО – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучаю-щихся. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет, данные ме-тоды обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик», дети выступают как равные участники и создатели урока. Идея активных мето-дов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Ян Коменский, Георг Гегель, Жан-Жак Руссо, Джон Дьюи. Главная задача использования АМО это научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий, развить разностороннюю коммуникацию всех участников образователь-ного процесса. Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участ-ники урока.В каждом школьном курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности, «разбавить» сложный мате-риал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терми-нов и понятий.. Я хотела бы рассказать, какие активные методы обучения использую для каждого этапа урока, которые позволяют эффективно ре-шать конкретные задачи и цели обучения.
Этап урока: Вызов

Предназначен для того, чтобы :

• вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке;
• вызвать интерес к новой теме;
• вызвать активность учащихся.

Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма
Преимущества : выход за пределы стандартного мышления, простота, по-ощрение криативного мышления. Равивает навыки слушания.
Горячий стул-ученик отвечает на вопросы. Данный метод позволяет быстро проверить теоретические знания ученика. Иногда использую пар-ную работу, два ученика отвечают на вопросы, кто быстрее или ученики могут задавать вопросы друг другу. Лучше всего когда вопросы задают ученики из класса. Учитель наблюдает и оценивает качество вопросов и ответов. Уметь задавать краткие, точные, понятные вопрос это тоже искус-ство
Рекомендации- желательно вопросы задавать ,на которые можно ответить быстро и кратко, вопросы требующие развернутого ответа занимают много времени. На данную стратегию лучше отводить время в течении 5 минут, не более. Подходит для всех возрастных групп. Если в обсуждении выражает весь класс свое мнение ,то данный прием называется «Аквари-ум для золотой рыбки»

Рис.№1 метод «Горячий стул»
Прием «Толстые и тонкие вопросы » подразумевает вопросы, на кото-рые предполагается либо развернутый, «долгий», обстоятельный ответ («толстый» вопрос), либо однозначный, «фактический» ответ – это «тон-кий» вопрос. Больше всего включаю именно «Толстые» вопросы, начина-ются со слов почему ?Данный метод позволяет проверить знания, разви-вает речь, мыслиельные навыки, создает проблемную ситуацию. К данно-му методу могу отнести метод «Географическая шкатулка «В данной коробке находятся «тонкие и толстые» вопросы ,а также пометка «передай ответ другому».Также присутствует пустой жетон, ученик сам себе задает вопросили любому ученику из класса, исходя из своих знаний. В данном методе есть элимент игры, что делает данный прием увлекательным и ин-тересным.
Рекомендации. «Толстые» вопросы лучше задавать детям с высокими и средними когнитивными способностями, а»тонкие вопросы»задавать де-тям с низкими когнитивными способностями. Данный метод подходит для 5-8 классов.

Рис №2 «Географическая шкатулка»
Прием «ЗХУ»- направленный на развитие обратной связи в познава-тельном процессе) начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполага-ние, выделить значимые именно для него понятия. На первом этапе уча-щиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю ин-тересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы запол-няется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информа-ция по теме/
Рекомендации- хорошо использовать для среднего звена (5-7 класс)
Знаю Хочу знать Узнал

Прием «Ассоциация» Ассоциация — это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетаю-щимся с ним. Способствует логическому мышлению и активации уже име-ющихся знаний. Хорошо получается данный метод в старших классах, так как дети уже владеют большим объемом допонительной информацией из СМИ, интернета.
Метод «Мозаика» В географии применяю по работе с картой. Из мелких фрагментов карт ,надо собрать географический объект.
Рекомендации- данный метод лучше проводить в парной или групповой форме, для данного метода требуется быстрота.

Рис.№3 «Мозайка»

Этап урока: Осмысление
Функции этой стадии урока: информационная. Учащиеся получают но-вую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется.
Прием «Кластер»- — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. .Он представляет со-бой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Прием «Ментальная карта» по своей характеристики и строе-нию схоже с кластером, отличие в том, что последний метод требует более углубленного осмысления и знаний
Рекомендации: кластер подходит для среднего звена, минтальная карта для старшего звена

Рис №4 «Кластер»
Прием «Парные разговоры. Используются для обсуждения тем. Учени-ки высказывают свое мнение по данному вопросу или проблеме Обычно используется когда требуется прийти к одному ответу. Способствует раз-витию непринужденной обстановке, дети чувствуют себя свободно, не бо-ятся высказать свое мнение.

Рис №5 прием «Парные разговоры»
Прием «Картограф»-работа по тематическим картам. Специфика данного предмета предполагает на каждом уроке работать с картами.. Формирует пространственное представление и очертание земной поверхности .Карта – язык географии. Без карты нет географии.— Н.Н. Баранский

Рис №6 Районный семинар» Экономические районы Казахстана»

Рис №6 Региональный семинар» Население мира»
Прием «Т-таблица «. Данный метод направлен на работу с учебником, анализ содержимого материала. Заполнение таблицы очень часто исполь-зую на своем уроке. Данный вид работы, метод, позволяет анализировать содержание текста и систематезировать изученный материал.
Этап урока : .Закрепление
Данный этап урока очень важен, так как закрепление знаний является необходимым для дальнейшего обучения. Закрепление ,как и рефлексия отслеживает результаты достижения целей учеником и очень часто являет-ся обратной связью между учителем и учеником.
Упражнение №1 «Логическая цепочка»
1.Бйкал,Жайсан,Гурон,Чад,Замбези,Виктория.
2.Лена,Енисей,Амазонка,Титикака,Ориноко.
Упражнение №2 «Ставь пропущенное слово».
Нижний, прилегающий к Земле слой атмосферы называется ___________________. Его толщина не одинакова: в экваториальных широтах ______________ километров, а в холодных полярных до 10 ки-лометров. Температура воздуха в тропосфере на каждые 1000метров ____________________ на _____________ градусов. Выше, до высоты 50—55километров
находится ___________________________. В ней температура ______________________________ от 0 до 100С. Верхние слои атмо-сферы это:________________,_________________,________________.

Упражнение№3 «Установи соответствие».
1 Погода А Область низкого давления
2 Климат Б Объем воздуха имеющий три свой-ства
3 Изотерма В Область высокого давления
4 Изобара Г Сила давления воздуха на земную поверхность
5 Атмосферное давление Д Прямая и рассеянная

Упражнение.№4 «Найди ошибку»
1. Наклона земной оси к плоскости ее орбиты 65,5°
2 .Направление на карте севе-юг показывает параллель, имеет форму по-луокружности.
3.21 июня день равен ночи, а 22 декабря самая длинная ночь.
4. При движении по орбите с севера на юг ,направление земной оси не ме-няется, она всегда направлена в сторону Южного полюса.
Упражнение №5 «Верно-неверно»
1.Какое из утверждений о размерах Земли является верным?
1) расстояние от Земли до экватора меньше, чем от любого из полюсов
2)средний радиус Земли равен 6371км.
3) длина любого меридиана больше длины экватора
4)длина экватора составляетпримерно20000км.
Рекомендации. Данные упражнения хорошо использовать для средне-го звена 5-8 класс.
Метод «Бортовой журнал»-позволяет воспроизвести все знания ,который получил ребенок на уроке. Данные метод может быть использован и в начале урока, для актуализации знаний.

Рис №6 метод «Бортовой журнал»
При использование активных методов обучения надо не забывать ,что каждый метод обучения должен соответствовать критерию обуче-ния и целям урока.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *