Чтение в семейном кругу как метод воспитания ребенка

Книги играют огромную роль в жизни человека. Именно в них заключена вся мудрость предыдущих поколений. Литература учит думать, размышлять, искать скрытые смыслы в печатных текстах. Также в художественном произведении отражена атмосфера определенной эпохи. Детально передается описание природы и жилых домов, поведения людей, их речь и жизненные ценности. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Книга играет важную роль в развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребёнок узнаёт и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации книги помогают расширить его кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность.

Семейное чтение – забытый эффективный инструмент укрепления семьи.

Современные родители часто жалуются на плохое поведение детей: не слышат, не внимательны, неусидчивы, а также на тревожность, логопедические проблемы: поздно появилась речь, не читает, ошибки в письме, трудности с учебой в целом. Причина – функциональная незрелость структур головного мозга. Причины этой ситуации связаны с нарушениями в созревании мозга в процессе беременности, с тем, что родители мало общались с ребенком, мало играли, а также с широким проникновением ТВ и компьютеров в жизнь.

Частый просмотр мультфильмов, игры на телефоне или планшете формируют у ребенка клиповое мышление, т.е. ребенок ориентируется на быструю смену картинок чаще без осознавания сути происходящего на экране, ориентируясь только на внешние признаки. Это делает невозможным передачу и освоение ребенком реального социального опыта, снижают возможности его адаптации к окружающему миру. Компьютерные герои не передают всю палитру речевой мимики, что негативно влияет на освоение ребенком речи, а также на формирование мышления. В результате не происходит адекватного возрасту развития коры головного мозга, а, следовательно, и всех психических функций (внимание, память, мышление и т.д.). Соответственно, мы имеем функциональную незрелость головного мозга и все те проблемы, которые озвучены в начале.

Что может помочь родителям правильно развить ребенка? Семейное чтение.

Семейное чтение – это чтение вслух по очереди каждым членом семьи (по возрастной возможности). Семейное чтение дает живое общение, мимику, эмоции, передачу социального опыта.

— В каком возрасте можно начинать читать книги с ребенком, читать ребенку? С какого возраста чтение начинает оказывать благотворное влияние на детей?

Сначала это будет не чтение, т.к. у ребенка не развит речевой слух, не развито зрение, неустойчивое внимание. Но для развития дальнейшей возможности читать ему необходимы слышать звуки и вместе с мамой что-то делать. Ребенку очень нужны короткие стихи и потешки с действиями: пальчики загибать, в ямку падать и т.д. Потешки развивают восприятие речи, понимание смысла слова, в действиях с потешками возникает эмоциональное развитие, происходит общение с родителями и эмоциональное сближение.

К году добавляем разглядывание картинок, начиная с простых и понятных (предметы обихода, животные), которые можно сравнить с предметами во вне, и, заканчивая сюжетными картинками (иллюстрации к сказкам с небольшим описанием сюжета). Далее начинаем читать маленькие стихи с картинками в книгах или сказки. При этом вводим обсуждение: покажи где, зайка, а где у него ушки, а у тебя где ушки и т.д. Постепенно, с развитием речи можно уже спрашивать: а куда зайка ходил, кого встретил. К четырем годам уже можно спрашивать: а как ты думаешь, что помогло Айболиту преодолеть все трудности пути?

Совместное чтение однозначно укрепляет взаимоотношения в семье. Когда мы читаем в кругу семьи мы взаимодействуем: общаемся, т.е. обмениваемся информацией о социальном опыте, обмениваемся эмоциями, создаем близость, ощущаем тепло друг друга. Совместное чтение очень благотворно и при этом бюджетно: требуется меньше времени по сравнению с другими видами семейного общения и взаимодействия, например, прогулками, а польза несравненно больше. Хотя, конечно, прогулки исключать нельзя. Самое главное – положительный эмоциональный настрой родителей и их личное желание разобраться в сюжете, проанализировать его, перенести на свой опыт, поделиться с ребенком.

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *