Формированиерефлексивных умений учащихсяв начальной школе

Казкеева Бакытгуль Саматовна

Введение

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, в стандартах нового поколения во главу угла ставятся не ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Поэтому главной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося.

I  Актуальность формирования универсального учебного действия.

  1. Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение  школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.

  1. Концепция   развития  УУД   для  начального  общего  образования.

Актуальность  концепции   развития  универсальных  учебных  действий  для  начального  общего  образования  заключается в необходимости:

  • совершенствования   образовательного  пространства;
  • формирования  общекультурной  и  гражданской  идентичности  учащихся;
  • сохранения  единства  образовательного пространства;
  • преемственности ступеней образовательной системы;
  • целенаправленного  формирования  системы  универсальных  учебных  действий,   обеспечивающих  умение  учиться;
  • коммуникационного взаимодействия  и  толерантности  членов  общества.

Формирование у учащихся  универсальных  учебных  действий  позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса  в  начальной школе.

II Теоретические основы рефлексивного  УУД

1.Понятие рефлексии.

Ведущей тенденцией современного образования является  его ориентация  на  психическое  и  личностное   развитие ребенка. В практику современной  школы внедряются педагогические технологии,  реализующие   идеи   личностно- ориентированного обучения    Процесс обучения направлен на формирование у младших школьников  умения  учиться. Если в учебной деятельности ученик является субъектом этой деятельности, то развитие школьника будет характеризоваться появлением у него новых психических новообразований,  в  том числе и рефлексии.

Многие авторы указывают на то,  что именно включение рефлексивных функций в деятельность ставит индивида в позицию исследователя по отношению к собственной деятельности и не сводится ни к одной из них.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути,   на сбор в общую копилку замеченного,  обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом,   а выстроить смысловую цепочку,  сравнить способы и методы,  применяемые другими учащимися  со  своими способами и методами действия.   Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Остановимся на некоторых видах рефлексии и их приёмах работы, которые можно использовать на уроке.

Рефлексии настроения и эмоционального состояния  целесообразна   в начале урока с целью установления эмоционального   контакта  с  классом    и  в  конце деятельности.  Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент, рифмовка).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид  рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя  различные приемы.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия  достижения цели с использованием «Древа целей»,    оценки «приращения» знаний и достижения целей  (высказывания   Я не знал… — Теперь я знаю…).

Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно, например, оценить по составленному учителем алгоритму.

Этап формирования коллективной рефлексии совпадает с началом школьного возраста. На этой стадии перед учителем стоит цель – формирование учебной деятельности класса.

На стадии формирования групповой рефлексии учитель преследует цель – формирование учебной деятельности у группы учащихся. Учитель адресует свои действия не к отдельным учащимся,  а к группе учеников.

На стадии становления индивидуальной рефлексии учитель ставит цель – формирование индивидуальной учебной деятельности. Именно в такой форме рефлексия становится основой саморазвития личности.

Рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность.   Рефлексивные способности, как педагога, так и учащихся являются важным условием организации учебной деятельности. Те, кто обладает ими, имеют возможность достичь большей эффективности процесса обучения.

Список литературы

  1. Голиевская М.П. «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе. [Электронный ресурс] — Режим доступа: «festival.1september.ru/articles/568088/
  2. Михайлова Н.Н. Организация рефлексии на уроке и развитие навыков рефлексии в начальной школе.
  3. Cоловьева Т. Г. Рефлексия как одна из форм организации обучения, способствующая формированию у младших школьников умения учиться.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *