Рефлексивные методы и приёмы на уроках в начальной школе.

город Талдыкорган

                                 средняя школа-гимназия №14

                                  учитель начальных классов

                      Артыкбаева Бигайша  Айдаркановна

Для того чтобы совершенствовать ум надо больше размышлять, чем                   заучивать.
Р. Декарт

Цель– предложить коллегам методы и приёмы по формированию рефлексивной деятельности, которые эффективно  используются на уроках .

Задачи: Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;

Дать представление о классификации рефлексии;

Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;

       Одной из главных задачей современной школы сегодня является создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов.  В основе  данной компетенции лежит развитая рефлексивная деятельность.

    Смысл предлагаемых видов рефлексии заключается в том, чтобы ученик смог “спроектировать” полученные знания на свой внутренний мир, задача учителя – воспитать мышление, предусматривающее смещение акцентов в усвоении знаний с увеличения объема информации на выработку личностного отношения к знаниям, критическое их осмысление. Поэтому на уроке мы учим выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать.                                   

          Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность.                                                                               В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.                                                                     

           Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.                                                                   

            Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.                                                

       Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.                                                                          В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов «учителя будут помогать ученикам отслеживать и оценивать свое дальнейшее обучение посредством обратной связи»

 

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока,  но и на любом его этапе.                                                                                                           

Её цель:  выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

 РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс
РЕФЛЕКСИЯ,
ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приёмов,
в итоге развивает его  как личность, а именно такие качества как:
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ!!!!

Рефлексия бывает:

а) индивидуальная ( формирование реальной самооценки)

б) групповая ( ценность деятельности каждого члена группы)

         Индивидуальная:  -анкетирование

          (в конце урока учащиеся отмечают в карточках варианты ответов); можно попросить аргументировать свой ответ

         На уроке я работал (активно \ пассивно).

         Своей работой на уроке я (доволен \ недоволен).

         Урок для меня показался (коротким \ длинным).

         За урок я (не устал \ устал).

         Моё настроение стало (лучше \ хуже).

         Материал урока мне был (полезен \ бесполезен; интересен \ скучен).

          ГРУППОВАЯ – учащиеся по
кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

         Сегодня я узнал…

         Было интересно…

         Было трудно…

         Я выполнял задания…

         Я понял, что…

         Теперь я могу…

         Я почувствовал, что…

Исходя из функций рефлексии,  ученые предлагают следующую классификацию:

— рефлексия настроения и эмоционального состояния,

— рефлексия деятельности,

— рефлексия содержания учебного материала.

       Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, смайлик, музыкальный фрагмент).

       Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности нужен  при проверке домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.

Учителя вовлекают учащихся в работу и позволяют им принимать активное участие во всем, что происходит в классе.[1,с141] Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»:

          Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

В конце урока подводятся его итоги,  здесь приемлемо обсуждение того, что узнали учащиеся, и того, как  они работали: каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Учащиеся, (если  в классе  немного человек), друг за другом высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

— сегодня я узнал (а)…

— было интересно…

— было трудно…

— я выполнял(а) задания…

— я понял (а), что…

— теперь я могу…

— я почувствовал (а), что…

— я приобрел (а)…

— я научился (ась) …

— у меня получилось …

— я смог (ла)…

— я попробую…

— меня удивило…

— урок дал мне для жизни…

— мне захотелось…
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент» (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости .

Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.  Общение с учениками по вопросам преподавания и обучения,следовательно,способствует развитию в учениках саморегуляции

Мне хотелось в заключение бы рассказать одну притчу.

“Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так,  чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.

Уважаемые коллеги !

Учить детей сегодня трудно,        

И раньше было нелегко.

Читать,считать, писать учили:«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья  вам  и  творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Благодарю ! Спасибо за внимание .

                               Использованная литература:

  1. Руководство для учителя. Третий (базовый)уровень. Издание третье.      АО НИШ,2012.www.cpm.kz
  2. Программа. Третий (базовый)уровень. Издание3.АО НИШ, 2012.www.cpm.kz
  3. Гукалова И.В.Роль и место содержательной рефлексии на уроке. kollegi.kz

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *