Подгрупповое логопедическое занятие по теме: «Дифференциация звуков [с] – [з] в 1 классе

Ткачук Юлия Рафаильевна

Цель:Учить дифференцировать звуки «З»-«С», буквы З,з-С,с.

 

Задачи:

  1. Вырабатывать чёткую дифференциацию звуков «З»-«С» по звонкости-глухости в слогах и словах, словосочетаниях.
  2. Развивать фонематический слух, навыки звуко-слогового анализа слова.
  3. Обогащать словарный запас учащихся.
  4. Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память.
  5. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

 

 

Ход занятия

  1. Организационный момент:

– Здравствуйте, ребята! – Рада видеть вас на уроке логопедии. Чем мы занимаемся на этом уроке?

Отвечайте “да” или “нет” на мое утверждение:

Очень любим мы учиться – …
И, конечно же, лениться – …
Выполняем все задания – …
Очень любим опоздания – …
Читаем, пишем, рассуждаем – …
Дисциплину нарушаем – …
Всем успехов пожелаем – …

И урок мы начинаем!

– Не забывайте: Отвечать – не кричать, только руку поднимать!

 

2.Артикуляционная гимнастика. Призентация.

«Заборчик»(Улыбнуться, обнажив верхние и нижние сомкнутые зубы).

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

 

«Трубочка»(Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти).

 

В гости к нам пришел слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

 

«Часики»(Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной).

Ходит маятник в часах

Влево — тик, а вправо – так.

Ты сумеешь сделать так:

Тик и так, тик и так?

 

«Качели»(Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна).

 

На веселые качели

Таня и Никита сели.

Опустились вниз качели,

А потом наверх взлетели.

Вместе с птицами, наверно,

Улететь они хотели.

 

«Грибок»(Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка).

 

Под высокою сосной

Мы грибок нашли с тобой.

Чтобы рос боровичок,

Подними вверх язычок.

 

Лошадка»(Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык).

 

Я — весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

 

«Месим тесто»(Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием).

 

Язычок твой – озорник,

Он не слушает тебя.

Накажи его скорее:

«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

 

  1. Пальчиковая гимнастика:

Упражнения «Стол», «Замок».

 

4.Введение в тему. Сообщение темы и целей занятия.

Логопед: Ребята, сейчас я назову слова, а вы определите первый звук каждого слова.

Логопед: заяц, звон, зонт;

– Какой первый звук в словах? (Звук З.)

Логопед: стул, собака, сад.

– Какой первый звук в словах? (Звук С.)

О каких звуках мы с вами будем говорить и учиться их не путать? Дети: «С-З»

Что мы делаем, чтобы правильно произносить эти звуки?

—  с-с-с-накачиваем насос,

(засвистел ручной насос,накачает сто колес)

з-з-з- песенка комара.

(через лес комар летит звонко звонко он звенит)

Артикуляция звуков. Губы слегка растянуты в улыбке.Зубки сближены, но между ними должна быть щель.Кончик языка широкий и находится за нижними зубками. И воздушная струя, если поставить ладошку, должна быть холодная. Единственная разница, что при произнесении звука З добавляется голос.

Характеристика звуков.Чем отличаются звуки «с-з» друг от друга?

-С-глухой З-звонкий.

А почему мы говорим, что звук «З» -звонкий?

звук «З» -голосок не спит, звук «С» –голосок спит.

Итак- звук «С» -согласный, твердый, глухой

«З» -согласный, твердый, звонкий.

5.Выделение звуков из слова:

-Возьмите по одной картинке из шкатулки и назовите первые звуки в названиях этих картинок (зонт, снегирь, собака, сумка, зубы, сова, сыр, зубр…).

Дети уточняют, звонкий или глухой звук в начале слова.

 

6.Дифференциация в слогах

Игра: “Поймай звук”. Встали напротив друг друга.Слышим «С» –хлопаем, «З» – приседаем.

За, са, сы, со, зу,зы, су;
злу, сло, злы, сли.

 

Игра «Скажи наоборот»

СА-ЗА                   УС-УЗ                    СЕ-ЗЕ                   СЁ – ЗЁ            ЗЯ – СЯ

СО-3О                   СИ-ЗИ                    УС-УЗ                  ЗУ-СУ               СЫ – ЗЫ

 

7.Дифференциация в словах:

Зубы, самовар, сыр, зонт, сумка, сани, самолет, завод, заяц.

Молодцы поехали.

 

8.Физминутка.

«Зайка»

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал.

 

  1. Дифференциация звуков в словосочетаниях. Конструирование словосочетаний.

 

МОРОЗНЫЙ                                 ПУСТЫНЯ

 

ВЕСЕЛЫЙ                                     ЗАБОРЫ

 

ИНТЕРЕСНАЯ                             СМЕХ

 

ЗВОНКАЯ                                     ИГРА

 

ПОЛОСАТАЯ                               ПЕСНЯ

 

ВЫСОКИЕ                                    ВОЗДУХ

 

ЗНОЙНАЯ                                     ЗЕБРА

 

10.Работа в тетради.

 Откройте свои тетради.Напишите тему занятия: «Буквы  С-З».

Кто ответит: что такое звук,а что такое буква?

Звук мы слышим и говорим, букву мы пишем и читаем.

Буквой мы обозначаем звук на письме.

Пишем под диктовку. Я говорю слоги, а вы их записываете.

за, зу, са, зо, сы, зы, со,су,зы.

Подчеркиваем слоги с буквой С одной чертой, а с буквойЗ- двумя чертами.

 

-Вставить пропущенные буквы «З» или «С», подчеркуть «З» коричневым карандашом, а «С» — жёлтым.

…такан, …покойно, …лой, …ладкий, …абота, …лово, …доровье, …оловей, …па…ибо, …анаве…ка, …ано…а.

(Проверка, пояснения).

 

11.Проговаривание чистоговорок.

Мы научились правильно говорить звуки С и З – давайте красиво проговорим чистоговорки. за-за-са -вот бежит лиса

  • са-са-за – вот идет коза
  • сы-сы-зы – нет  у нас козы.

Обратный слог:  аз-аз-ас-у нас дома ананас

  • Оз-оз-ос- у Сани в сумке есть кокос.
  • Ос-ос-оз- мы пасем стадо коз.

 

12.Итог занятия.Подведение итогов.

-О каких звуках мы сегодня говорили?

-Чем они похожи и чем отличаются?

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *