Методы и приемы повышения эффективности усвоения материала

Алматы қаласы Алмалы ауданы

КММ «№34 гимназиясының»  информатика пәнінің  мұғалімі  Евдокимова Ирина Анатольевна

 

УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ КГУ «ГИМНАЗИИ №34» ЕВДОКИМОВА И.А.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

В условиях модернизации образования главным направлением развития является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Одна из существенных проблем, с которой сталкиваются преподаватели, — это отсутствие должного интереса к изучению предмета: получению знаний и развитию навыков.

Информация, даваемая на уроках, не получая должной обработки в сознании, так и остается информацией, которая не трансформируется в знания; а навыки, которые учитель пытается формировать непосредственно на уроках, как правило, остаются всего лишь заученной инструкцией, что также не способствует образованию. Эта ситуация возможна даже в том случае, когда учитель способен заинтересовать учеников, и полученная ими информация толкает их к дальнейшему исследованию и осмыслению темы, однако механизм качественного развития навыка использования и применения полученных знаний и здесь остается не реализован. Для получения же навыков самостоятельно, как правило, у ученика не хватает сознательности и внутренней дисциплины. Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению. Самостоятельные работы, организованные регулярно, позволяют работать над формированием учебно-познавательных компетенций. Особое внимание в своей работе преподаватели уделяют проблеме создания и повышения мотивации к изучению предмета. Мотивы обуславливают познавательные интересы у учеников и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах. За последние несколько лет изменились мотивы изучения предметов. Наличие большого количества интересных готовых программных продуктов снизило стремление учащихся к самостоятельной деятельности. Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создает у многих учеников иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на занятиях. С другой стороны, необходимость изучения предметов при дальнейшем получении образования, является положительным внутренним мотивом.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом ученике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение — актуальной проблемой. Учитывая, что мотивы формируются через их потребности и интересы (Потребность ® Интерес Ф Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учеников. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Воспитание устойчивого познавательного интереса — процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов, ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого ко все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу, который становится свойством личности.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле используются нетрадиционные подходы в преподавании предметов: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах занятий. Например, уроки формирования новых знаний проводятся в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам используются такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений — уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений проводятся викторины, конкурсы, диктанты, тестирование, защита творческих работ. При изучении нового материала отдается предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.

Работая по проблеме, надо ставить задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным, а занятия более интересными. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учеников в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление началом урока. Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на занятиях, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у учеников развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов  в преподавании является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Основным методом создания мотивации являются:

  1. Прием первый: апелляция к жизненному опыту. Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учениками хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной. Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту ученикам всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией).
  2. Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.
  3. Прием третий: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов. Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учениками ставится некоторая проблема, преодолевая которую они осваивают те знания, умения и навыки, которые им необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.
  4. Прием четвертый: ролевой подход. В этом случае ученику (или группе учеников) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.
  5. Прием пятый: деловая игра. Использование такой формы занятия как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого учащегося вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у всех учеников. На занятиях важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении:

выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися  через различные формы;

  • вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;
  • готовить выступления перед аудиторией слушателей;
  • направлять деятельность учеников на сбор интересного материала.
    1. Прием шестой: решение нестандартных задач на смекалку и логику. Задачи такого характера предлагаются ученикам либо в качестве разминки в начале занятия, либо для разрядки, смены вида работы в течение занятия, а иногда и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных учащихся.
    2. Прием седьмой: игры и конкурсы. Потребностью сегодняшнего дня является переход с усвоения готовых знаний на уроке к самостоятельной исследовательской деятельности ребенка. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть само ценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать связи практической значимости, применимости результатов исследования, научной строгости и доказательности, наличие творчества.

Исходя из представляемых на научно-практических конференциях работ, можно выделить следующие виды работ:

Проекты — работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

Рефераты — работы, предполагающие подбор информации по выбранной теме из большого количества источников.

Эксперимент — работы, имеющие задачу визуализирования известных научных фактов, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Исследовательские работы по предметам можно разделить на 3 больших блока, включающих в себя все виды исследовательских работ, описанных выше:

  1. доклады (рефераты);
  2. проекты, связанные с использованием языка (системы) программирования;
  3. проекты с применением современных информационных технологий (презентации, web- дизайн, flash-технологии).

Осознанное самостоятельное усвоение нового знания может происходить только на основе уже имеющихся знаний и умений оперировать ими. Проекты, создаваемые при помощи языка программирования, требуют хорошей математической подготовки, свободного владения приемами программирования. При этом необходимо наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих студентов.

Создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала или курса в целом — является главным в методике преподавания любого предмета. Но важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка, т.е. мотивация должна быть локальной. Конечно, создание локальной мотивации нередко связано с личным педагогическим талантом преподавателя и даже просто с его обаянием. Но это относится к той грани педагогической деятельности, которую можно назвать одним словом — искусство. Формирование мотивации определяется не только содержательной и организационной структурой учебного процесса, но и личностными особенностями учеников, форсированностью таких базовых качеств, как творческое отношение к труду, трудолюбие, коллективизм.

Анализ данной проблемы позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации:

  • успех в работе по развитию познавательной активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и ученика;
  • положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения. В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению задач. В процессе такого общения ученики учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа информации, взвешивать альтернативные мнения, участвовать в дискуссии, общаться с другими людьми.

Таким образом, интерактивное обучение развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению контактов между учащимися, приучает прислушиваться к мнению своих товарищей.

Список использованной литературы

Божович J1. И. Проблемы формирования личности, 2003г.

Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М, Просвещение, 2001 Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г. Основы психологии: Практикум/Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2003 г.

Пахомова Н.Ю. «Педагогические находки. «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии» Учебное пособие, 2006 г.

Полант Е. «Метод проектов: типология и структура» №9, стр. 9-17, 2002 г. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.2007 г.

Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 2005г.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *