Эссе Моя педагогическая концепция

Каждый из нас при слове «учитель»  мысленно возвращается в прошлое и, вспоминая своих лучших учителей, чаще всего воссоздает в памяти не столько профессиональные качества учителя, сколько учителя как целостную личность.  При описании своей педагогической концепции, я старалась оценить свою педагогическую деятельность, как нечто целое, неразрывное, учитывая при этом следующие направления:

*Я как учитель

*Я как воспитатель

*Я как исследователь

Современная школа – динамичный, быстро развивающийся во времени и пространстве организм. За последние годы своего развития школа стала совсем другой:
•Если это внедрение новых технологий, то на первом месте – личностно – ориентированная педагогика сотрудничества;

  • Если это воспитание личности, то личности здоровой, конкурентноспособной;
    •Если это всеобщая информатизация, то перестройка современного программного и аппаратного обеспечения;
  • Если это современно мыслящий учитель, то он гарант создания таких условий обучения и воспитания, которые позволят каждому ученику перейти от обучения к самообучению, от воспитания к самовоспитанию, от развития к саморазвитию.

Сложность решаемых проблем, степень ответственности возлагаемых обществом на учителя задач направлены своей созидательной сущностью на совершенствование самого главного на Земле  – Человека. Какие бы методы и педагогические технологии не осваивал и не применял учитель, его личностное влияние на духовный мир юной личности всегда будет определяющим. Не случайно среди личностных качеств, которые особенно ценят в учителе ученики, чаще всего называют любовь к детям, доброжелательность, чуткость, справедливость, требовательность, чувство юмора, оптимизм и творческое отношение к делу. Чтобы овладеть этими качествами, необходимо самому быть духовно богатой, интеллигентной и творческой личностью.

Глубоко был прав Ушинский К.Д., который писал: «Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
Я как учитель. Образование сейчас — не социальная сфера, к которой ее всегда относили, а «производственная сфера». Она воспроизводит кадры, интеллект. Сегодняшнее образование должно готовить как «человека знания», так и «человека компетентностей».    Поэтому учителю необходимо перенести акцент с формирования содержания учебных материалов на развитие функциональной компетентности. Чтобы достичь нового качества образования, надо уделять серьезное внимание освоению новых технологий. Информатика, как никакой другой школьный предмет, аккумулирует в себе огромный потенциал знаний, сформированный под воздействием бурно развивающейся компьютерной индустрии. Но изучение разных технологий – не самоцель информатики. Роль ее в другом – развитие, развитие и еще раз развитие ребенка с использованием при этом его естественного интереса к компьютеру. В арсенале современных инновационных средств и методов, обеспечивающих внедрение компетентностно – ориентированного образования, особое место занимает технология проектного обучения, которая широко используется мною, как на уроках, так и во внеурочное время: на занятиях кружка и элективных курсах по информатике.
Я как воспитатель. Какое бы направление деятельности не выбрал учитель, какую бы педагогическую задачу он не решал, главная функция его деятельности – воспитательная. Самой важной ценностью учителя – воспитателя является ребенок, его духовно – нравственный мир. Этой ценностной ориентации придерживаюсь я в своей работе: люблю своих учеников, забочусь об их здоровье и самочувствии, интересуюсь их успехами и неудачами. Добиться доверия своих учеников, и даже любви, очень нелегко, и приходит это не сразу. При этом все, что требуется от педагога: просто чувствовать и оценивать индивидуально – психологические качества своих учеников, знать их интересы, склонности, способности, стартовые возможности и особенности характеров. В этом особо помогают гностические возможности учителя – воспитателя (анкетирования, тестирования, опросники, индивидуальные беседы). Нам, педагогам, следует учиться новому профессиональному навыку – быть на стороне подростка.
Надо быть тем учителем, которого ждут от нас наши ученики.

Я как исследователь. Творческий подход к своему делу и творческое вдохновение есть тот пусковой механизм, который создает учителя – исследователя. Для учителя — исследователя очень важно овладеть целой системой исследовательских умений, среди которых, прежде всего, следует выделить диагностические умения, связанные с процедурами применения разнообразных методов наблюдений, диагностики и тестирования актуальных и потенциальных уровней развития учащихся.
Мне, как учителю – исследователю, во многом помогает творческая рефлексия, активизация процессов самопознания и самосознания, как причин успеха, так и неудач, особенно в ситуациях педагогической импровизации, педагогического творчества, организации педагогических экспериментов.

Труд учителя сложен и многогранен. Работая с детьми, нужно постоянно быть готовым к любым неожиданностям. Постараться выйти достойно из любой, даже самой щекотливой ситуации, учителю помогает, в первую очередь, высокая эрудиция, знания педагогики и психологии поведения детей, А часто учителя спасает обыкновенное чувство юмора, если, конечно, оно у него есть.

Часто задумываюсь, почему мне нравится профессия учителя. Сознание необходимости профессии для общества? Может, дело в уважении или самоуважении, которое предполагает наша профессия? Или в возможности постоянно развиваться, учиться чему-то новому вместе с детьми? Творчество тоже немаловажная деталь нашей работы. Современные дети – это новое поколение новых людей с планетарным мышлением, личной философией, культурным плюрализмом, с новой системой ценностей. И учить их может учитель, который видит в них единомышленников, соратников, сотоварищей.

И, может быть, работая с такими детьми, я люблю чувствовать себя военачальником, который разрабатывает свою стратегию урока, стратегию воспитания. Школа — неисчерпаемый кладезь возможностей проявить себя…

Каждому из нас в жизни встретился хотя бы один учитель, которого мы никогда не забудем, учитель, который открыл нам глаза, изменил нашу жизнь, раздвинул стены класса. Их много – безвестных, никем не прославленных, кто своим чудесным даром прививает детям любовь к познанию, и эта любовь живёт в них до самого конца.
Таким учителем пытаюсь стать и я. Строить свою педагогическую деятельность по законам доброты меня учили мои учителя, мои наставники, мои родители, мои ученики. Девизом моей жизни стали слова великого русского педагога В. А. Сухомлинского: «Что же самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *