Русский язык 4 класс. Тема: «Род и число имён существительных. Правда и ложь.»

Предмет: Русский язык
Раздел (сквозная тема): В контексте сквозной темы «Ценности».
Тема урока: Род и число имён существительных.

Правда и ложь.

Цели обучения, которым посвящен урок: 4.1.4.1 участвовать в диалоге/дискуссии по обсуждаемой теме, соблюдая речевые нормы, понимать различные способы ведения диалога

4.2.3.1 формулировать вопросы и ответы, отражающие понимание и свое отношение к содержанию текста, чтобы углубить понимание и уточнить ответ

4.3.7.4 писать имена

существительные мужского и женского рода с шипящим на конце

4.3.8.2 определять род, число, падеж и склонение имен существительных, изменять их по падежам

Развитие навыков: 1.4 Участие в диалоге с Соблюдением речевых норм в зависимости от ситуации общения

2.3 Формулирование вопросов и ответов

3.7 Соблюдение орфографических норм

3.8 Соблюдение грамматических норм

Критерии оценивания Вспомнить об изменении имен существительных по числам; правописании Ь у существительных женского рода.

Подбирать слова- синонимы.

Определять число и род имен существительных.

Находить существительные в тексте.

Делать звукобуквенный анализ.

Использовать алгоритм проверки употребления Ь после шипящих на конце имен существительных.

Привитие

ценностей

 

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Материал прошедших уроков: Речь. Устная и письменная речь. Виды речевой деятельности. Язык. Языковые явления. Звуко-буквенный анализ. Состав слова. Правописание суффиксов и приставок. Типы предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложения. Структурные компоненты текста, типы текстов. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Имя существительное. Лексическое многообразие. Собственные и нарицательные имена существительные.
Ход урока:
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
0-1 мин Создание положительного эмоционального настроя:

— Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.

— Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить и конечно улыбнёмся друг другу.

Сегодня на уроке наша лексическая тема «Правда и ложь».

Подберите синоним к слову – правда (истина), синоним к слову ложь (вранье, обман).

Стихотворение.

 

Середина урока

2-5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21-22 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23-28 мин

 

 

 

29-30 мин

 

 

 

 

 

 

31-37 мин

 

 

 

 

 

 

 

38-40 мин

Актуализация жизненного опыта.  Целеполагание.

Минутка чистописания работа с пословицей

Работа с пословицей по плану

1)                 Чтение пословицы

2)                 Объяснить значение непонятных слов

3)                 Выяснить смысл пословицы в целом, о чем она и чему учит?

Спиши.

Кто правдой живёт, тот добра наживёт.

Работа над лексической и грамматической темой урока.

(К) Прочитай басню «Лгун» JI.H. Толстого. Определи основную мысль —  мораль басни. О каких ценностях говорит писатель?

Прочитай пословицы. Какой темой они объединены? Выбери запиши пословицу, которая подходит к басне.

 

 

 

 

 

 

 

(Г) Выскажи своё мнение.

Возьми интервью у друга на тему «Что значит быть честным?». Узнай, что он говорит чаще — правду или ложь? Были ли в ого жизни ситуации, когда он или его обманывали? Чем отличается обман от фантазии?

На доске записаны слова.

Истина, любовь, честность, патриот, традиции, Отечество, обычай, трудолюбие.

Что общего в этих словах?

Докажите.

Какие задания вы можете подобрать к этим словам?

Разделите слова на группы.

Определение темы и целей урока.

-Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

— Какая тема нашего урока?

— Подумайте, какие цели можете перед собой поставить?

— Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов (на доске):

1. Узнать больше … (об имени существительном).

2. Учиться определять… (род имён существительных).

3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.).

 

Работа в группах.

За 2 мин записать все, что вы знаете об имени существительном.

Каждая группа называет по одному признаку имени существительного. Выигрывает группа, которая назовет последняя.

Работа со словами.

Записать слова, разделив их на 3 группы.

Взаимопроверка по образцу. За каждый правильный ответ ставят по 1 баллу.

По какому принципу разделили слова?

Вывод: имена существительные бывают мужского, женского и среднего родов.

Составление схемы на доске.

Имя существительное

 

бывают По числам
М.р. Ж.р. Ср.р. Мн.ч. Ед.ч.
— а, — я

 

 

мой

— а, — я

моя

 

 

 

— о, — е

 

моё

 

 

Работа с правилом стр. 62.

Работа по учебнику стр. 61 упр. 3

Определить значения неизвестных слов. Списать первые 6 слов.

Взаимопроверка друг с другом по образцу с критериями.

Разобрать слово по составу.

Правдивость.

Физминутка «Правда или ложь».

 

(Д,К) Динамическая пауза « Правда или ложь»
Если правда – подпрыгивают, ложь – приседают.
На березе растут шишки.
Волк может сидеть на дереве.
Зимой идет снег.
Если у рыбы хорошее настроение, она поет.
Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.
Если дому становиться скучно, он идет гулять.
ЖИ, ШИ пиши с буквой И.
ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.
Вчера был четверг.
Слоны умеют летать
Наша земля плоская.
Писатели пишут книги.
Петух играет на рояле.
На еле растут яблоки.
Ложь обычно используется в корыстных целях.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Ложь может приносить вред окружающим.

 (И) Ответь на вопрос заглавия рассказа К.Д. Ушинского.

Что хорошо и что дурно?

Трудолюбие. Гордость. Леность. Прилежание. Мило­сердие. Зависть. Ложь. Доброта. Злость. Кротость. Упрям­ство.

Скупость. Щедрость. Честность. Благодарность. Скука. Радость.

 

• Определи род и число имён существительных. Могут ли эти сло­ва употребляться в форме множественного числа? Почему?

Само оценивание по карточке.

(К) Работа с правилом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист А-4, маркеры

 

 

 

 

Тетрадь

 

 

Ватман, маркеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

Конец урока

 

Итог урока.

В конце урока предлагаются вопросы, по которым учащиеся могут подвести итог.

1. Имена существительные бывают:

А) единственного и множественного числа

Б) единственного числа

В) множественного числа

Г) неопределённого числа

2. Имена существительные бывают:

А) мужского и среднего рода

Б) женского и мужского рода

В) мужского, женского и среднего рода

Г) среднего и женского рода

3. Имена существительные мужского рода отвечают на вопрос:

А) чей? – (он мой)

Б) чья? – (она моя)

В) чьё? – (оно моё)

Г) чьи? – (они мои)

4. Имена существительные женского рода отвечают на вопрос:

А) чей? – (он мой)

Б) чья? – (она моя)

В) чьё? – (оно моё)

Г) чьи? – (они мои)

5. Имена существительные среднего рода отвечают на вопрос:

А) чей? – (он мой)

Б) чья? – (она моя)

В) чьё? – (оно моё)

Г) чьи? – (они мои)

Самопроверка по образцу. Само оценивание по критериям.

Рефлексия.

Закончить наш урок я хотела бы таким стихотворением.

На свете так бывает, порой не разберешь:

С тобою правда рядом иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться? Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом, а с ложью не дружить?

Бывает ложь красива, а правда так горька,

Но человеку честному та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята, на свете честно жить,

Не будем лгать, а только правду говорить!

Картинки к рефлексии.
  Домашнее задание: стр. 62-63 правила наизусть, стр. 61 упр. 4  
Дифференциация Оценивание Межпредметные

связи

Мотивированные дети рассказывают по схеме о живой и неживой природе о взаимосвязи в природе Формативное оценивание.

•Самооценивание по «Шкале трудности» в тетради.

• Взаимооценивание при работе в паре, группе классом

• Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

• Определение уровня усвоения навыка по (Творческая тетрадь)

— литература

— физическая культура

— самопознание

— познание мира

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *