Автоматизация звука «Л» в слогах и словах.

Учитель дефектолог Молдахметова Раушан Кабиевна

Форма занятия: индивидуальная

Тип занятия коррекционно- развивающее

Тема: Автоматизация звука «Л» в слогах и словах.

 

Коррекционно-образовательные:

формирование правильного произношения звука [Л];

уточнение акустического и артикуляционного образа звука [Л];

автоматизация звука в изолированном виде, в слогах и словах.

Закрепление приобретенного опыта артикуляционных укладов, подготовка речевого аппарата к

постановке сонорного звука (Р; Р/).

Коррекционно-развивающие:

развитие артикуляционной и мелкой моторики;

развитие плавного длительного выдоха;

развитие фонематического слуха;

развитие силы голоса и интонационной выразительности речи.

Коррекционно-воспитательные:

воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;

формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: Логопедический профиль звука(Л) и описание уклада, предметные картинки. Индивидуальное зеркало. Карта слоги, карта слова.

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Учитель -Здравствуй. Как твое настроение?

-Готова сегодня хорошо занимается?

-А сейчас послушай загадку «Над домами вдоль дорожки висит кусок лепешки» (Луна)

2.Сообщение темы

 Развитие фонематического слуха.

Уточнение и закрепление артикуляционного уклада

Учитель

—  Правильно. С какого звука начинается слово «Луна»?

Сегодня мы продолжим учится произносит звук «Л» в слогах и словах.

А сейчас посмотри на этот рисунок, давай вспомним как правильно произносить звук (Закрепление артикуляционного уклада, с помощью зеркала и карты профиля)

-Повторим еще раз звук (Л)

-Послушай внимательно какой звук произношу Я. (звук Л)

Посмотри внимательно на картинки (ласточка, место звука в слове, число, род; Яблоки; Стул; ладошки, белка, дятел)

-Слушай внимательно задание, перед тобой лежат карточки зеленные и одна красная карточка, если звук в начале слова, то и карту красного цвета положи в начале.

3.Развитие артикуляционной и мелкой моторики;

Закрепление приобретенного опыта артикуляционных укладов, подготовка речевого аппарата к постановке сонорного звука (Р; Р/).

— Посмотри на картинки,

-Какие упражнения мы сейчас будим выполнять?

— А пальчиками будим изображать предмет и помогать язычку.

 

Улыбнуться, открыть рот.  Под счет 1-10 делать движения кончиком языка (как часовая стрелка) из одного уголка рта в другой. Вернуться в исходное положение. Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты. Делать движения вправо-влево, симметрично с движением языка. Повторить этапами 4-5 раз.

Из положения «блинчик» приподнять кончик и боковые края языка так, чтобы получилась «чашечка», удерживать под счет от 1-10. На счет 1 сомкнутые пальцы согнуть, удерживать ладонь в форме чашечки одновременно с языком. Повторить этапами 4-5 раз

Моляр: улыбнуться, открыть рот.  Под счет 1-10 делать движения широким кончиком языка по небу, от зубов к горлу. Нижняя челюсть неподвижна. Кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх. Пальцы сомкнуты и образуют «чашечку». Одновременно с движением языка производить движения кистью: горизонтальная «чашечка» — вертикальная «чашечка». Повторить этапами 4-5 раз.Лошадка: улыбнуться, открыть рот. Присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Под счет 1-10 щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижной!!! Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты, соединены в подушечках. Одновременно с движением языка двигаем кистью руки опуская и приподнимая ее вверх не размыкая пальцев (кучер управляет вожжами). Курс под счет 1-10 повторить 4-5 раз

Грибочек: на счет 1 – улыбнуться открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, а губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язычок, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка. Удерживать такое положение под счет 1-10. Вернуться в исходное положение. Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты. На счет 1 – приподнять фаланги пальцев, округлив кисть. Повторить 4-5 раз.

  1. Развитие силы голоса и интонационной выразительности речи, формирования артикуляционного дыхания.

— Я буду показывать буквы, и мы будим пропивать их. Следи за пальцами ими мы будим регулировать силу звука. Чем шире раскрываются пальцы, тем сильнее звук.

А У И Ы Э Е.

— Сейчас, Я наклею тебе на носик пластырь, тебе нужно поставить широкий язычок на верхнюю губу и подуть на лепесток, наклеенный на пластырь.

— Для того, чтобы дыхание было достаточно сильным и продолжительным, мы будим тренировать дыхание помощью доделок. Выбери одну доделку.

(Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:

Короткий вдох через нос

Плавный выдох, воздух выходит через рот

Выдох осуществляется до конца

После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды)

  1. Автоматизация звука в слогах и слогах.

Мы продолжаем закреплять умение правильно и четко произносить звук (Л) в слогах и словах

  1. Найди правильную букву (Л)

-Посмотри на буквы внимательно, нужно вычеркнуть все не правильные буквы (Л)

  1. Напиши пропущенную букву и прочитай в слух.

________   УК              П___КА

________   АК              ТАРЕ___ КА

_______  АПА               ПА___АТКА

________ ОЖКА          СТУ____

________  АТО             ПЕНА____

________ ИМОН       СА____АТ

БЕ____КА                    ПО____

8.Итог занятия

Молодец, ты сегодня хорошо потрудилась.

-Посмотри на карточку. Обведи тот смайлик, который выражает твое мнение и настроение.

 

-Спасибо что пришла на урок, встретимся на следующем занятии.

Дома повтори упражнения (Артикуляционные)

Доделку можешь оставить себе и обязательно выполняя упражнение для правильного дыхания.  (Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:

Короткий вдох через нос

Плавный выдох, воздух выходит через рот

Выдох осуществляется до конца

После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды)

-До свидания, встретимся на следующем занятии.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.