Преодоление трудностей в воспитании любви к чтению в начальной школе

Алматы қаласы Алмалы ауданы
КММ «№34 гимназиясының» бастауыш сынып мұғалімі
Утегенова Бахыт Адылгазиевна

эссе на тему «Преодоление трудностей в воспитании любви к чтению в начальной школе»

Обзор

Утегенова Бахыт Адылгазиевна,
учитель начальных классов КГУ «Гимназия № 34» г. Алматы.

Абдувалиева Динара Толегеновна,
учитель начальных классов ОШ № 20 имени Турара Рыскулова
Меркенского района Жамбылской области

Общеизвестно, что чтение – базовый навык, дающий доступ ко всем знаниям, которыми в дальнейшем предстоит овладеть ученику. И он же служит главным и безусловным средством самообразования и культурного развития личности. А значит, учащиеся начальной школы должны не только научиться читать, но и усовершенствовать технику чтения до такой степени, чтобы сам процесс не стал препятствием для полного и глубокого понимания текста и формирования любви к чтению.
Это обстоятельство ставит перед учителем начальной школы ряд задач, среди которых важнейшие
— формирование элементарных навыков чтения;
— развитие техники чтения до достижения хотя бы минимальной необходимой скорости;
— выработка умения полно и глубоко понимать текст при достаточной скорости чтения;
— формирование навыков выразительного чтения.
Решение этих задач начальной школой предусмотрено и регламентировано программой, но на практике перед учителем встает немало вопросов, главные из которых — как быстрее и эффективнее научить детей читать и как привить любовь к чтению.
Как раз последний пункт – любовь к чтению – является сейчас наиболее проблематичным. Разговоры о том, что современные дети не любят читать, идут уже давно и повсеместно. И причины этого явления ранее усматривались в пришествии в нашу жизнь телевидения, а в наши дни – в злоупотреблении гаджетами. Поскольку разговоры о телевидении стали уже архаикой, давайте попробуем разобраться с влиянием гаджетов и для начала обратимся к мнению специалистов-психологов.
Даже беглое знакомство с интернет-ресурсами демонстрирует впечатляющие масштабы проблемы – публикаций масса. Влияние гаджетов усматривают в задержке речевого развития, в том, что многие дети говорят с интонациями, свойственными так называемым «развивающим приложениям». Указывают и на еще более опасные последствия влияния гаджетов — изменение типа мышления (ведь чтобы получить ответ от развивающей программы, надо предельно кратко и однозначно сформулировать запрос), снижение интеллекта. От постоянного длительного общения с гаджетами мышление ребенка постепенно упрощается, «роботизируется», утрачивая глубину, гибкость и самостоятельность. Какая уж тут любовь к чтению!
Не способствует развитию навыка чтения и общение в мессенджерах, так как общение происходит короткими фразами, переполненными сленгом и сокращениями и подкрепленными смайлами.
Ситуация может показаться безысходной, но учитель обязан с ней справиться, так как он по-прежнему остается на передовой линии борьбы за грамотность, образованность и интеллектуальное развитие детей и подростков. Есть ли выход из ситуации и каков он?
Чтобы снизить негативное влияние гаджетов на учащихся, в первую очередь необходимо провести работу с родителями, поскольку в лучшем случае дети просто берут с них пример «гаджетозависимости», а в худшем – родители сами приучают детей к длительному «общению» с планшетом или смартфоном, чтобы «нейтрализовать» их. Современные психологи едины и категоричны во мнении: против злоупотребления гаджетами есть только одно оружие – пример семьи, в которой уделяют достаточно внимания детям, ведут задушевные разговоры, читают и обсуждают книги, вместе смотрят фильмы. Ребенок должен чувствовать себя равноправным членом семьи, мнением которого интересуются, которого уважают, и видеть, что реальный мир ярок и интересен.
Родители, которые и сами не читают книг, и детям вслух не читают, никогда не привьют им любовь к чтению. Поэтому очень важно сформировать традицию семейного чтения. В такую деятельность родители вовлекаются с помощью внеклассной работы силами учителей и руководителей школьных библиотек, о чем не раз говорилось на разных уровнях.
Вторым препятствием, мешающим воспитанию любви к чтению, является несформированность у учащихся хорошего навыка чтения. Главная причина этого, на наш взгляд, заключается в гипертрофированном внимании к скорости чтения. Часто стремление уложится в требуемые нормативы приводит учителя к гипертрофированному вниманию к скорости чтения, а детей – к нервозности, боязни оказаться неуспешным. В результате дети либо очень плохо понимают смысл прочитанного, целиком сосредоточившись на процессе чтения, либо не улавливают главную мысль, не говоря уже о деталях.
При этом почему-то игнорируется мнение ряда психологов, которые обращают внимание на индивидуальные особенности детей, в частности, темп их речи. Требовать от детей скорости чтения, превышающей темп их обыденной речи нерационально. Такой подход заведомо исключает понимание текста и (как результат) способность к выразительному чтению. Ребенок напряжен, и это может даже приводить к серьезному постоянному стрессу. О любви к книгам при таком положении вещей и говорить не приходится, ведь чтение такими детьми расценивается как тяжкое испытание.
Известный учёный и методист в области начального образования Оморокова М. И., основываясь на результатах масштабных исследований, так писала об этом: «Физиологи и психологи убедительно доказали, что увеличение скорости чтения вслух свыше 75-90 слов в минуту приводит к нарушению психофизиологических механизмов восприятия текста на слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов, отставанию речи и мысли от восприятия. Информация не воспринимается и не усваивается полноценно. Главным в чтении является понимание информации, сближение понимания с восприятием. Высокая скорость чтения тормозит эти процессы». [1]
Конечно, чтение «про себя» будет более быстрым, так как не требует проговаривания. И при его отработке можно в большей степени сосредоточиться на скорости, тогда как при чтении вслух разумнее учитывать индивидуальные особенности учащихся. Так, Оморокова М.И. по итогам своих исследований утверждала, что «показатели скорости чтения «про себя» уже к концу обучения в начальной школе могут достигать 150 – 200 слов в минуту при внимательном чтении и стопроцентном понимании. В 3-4 классах чтение «про себя» должно доминировать, чтобы учащиеся были готовы к обучению в среднем звене. В целях обеспечения успешности дальнейшего обучения более важным представляется не наращивать до бесконечности скорость чтения вслух, а обучить школьников правильному и быстрому чтению «про себя».
С этим нельзя не согласиться. Такие показатели, безусловно, могут обеспечить успешность усвоения знаний учащимися, а также интерес к чтению литературы.
Также еще 25-30 лет назад украинскими психологами И. Т. Федоренко и И. Г. Пальченко была разработана надежная, научно проверенная методика развития скорости чтения. Доктор педагогических наук И. Т. Федоренко исследовал процесс подготовки учащихся к усвоению знаний, роль чтения и письма в этом процессе и на основании этих исследований определил значение зрительного и слухового восприятия в формировании навыков чтения, роль оперативной памяти, произвольного и непроизвольного внимания, центрального и периферического зрения. Он выявил, какие факторы положительно влияют на выработку техники чтения, а какие ей мешают: «К первым относится интерес к чтению, внимательность, антиципирование, учет и корректирование техники чтения. Ко вторым — «трудные» слова, регрессии, слабая артикуляция, плохо поставленное дыхание. Для развития техники чтения необходимо первую группу факторов совершенствовать, а вторую — устранять». И авторы методики предлагают систему эффективных упражнений.
Не случайно многие современные программы обучения чтению в основе своей имеют эту проверенную и хорошо отработанную методику. Так, например, учитель начальных классов Рогачёва М.В. пишет о высокой результативности связки таких упражнений, как многократное чтение, чтение в ритме скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Она отмечает их быстрый и явный результат, создающий «эффект маленького чуда». [2]
Учитель начальных классов Козлова З.Г. в своем содержательном докладе «Перспективные технологии в обучении и воспитании» [4] дает обзор ряда наиболее эффективных методик обучения чтению, среди которых есть и упомянутые выше. Автор не только анализирует методики, дает им высокую оценку, но и приводит массив наиболее эффективных упражнений, которые могут оказать существенную помощь учителям начальной школы.
Таким образом, в настоящей работе мы обозначили основную суть проблемы и дали краткий обзор источников, которые помогут учителю в решении актуальных задач. В дальнейшем на основе опыта можно проанализировать и дать оценку результатам применения перечисленных методик и наиболее эффективных упражнений. Мы приглашаем учителей к обсуждению этой темы на всех уровнях, в том числе и на страницах журнала.

Использованные источники
1. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников: метод. пособие для учителя / М. И. Оморокова ; М-во общ. и проф. образования РФ. — Москва : Аркти, 1997. — 154 с. : ил. — (Методическая библиотека. Начальная школа)
2. Рогачёва М. В.. Формирование навыка чтения в начальной школе.
https://urok.1sept.ru/articles/602563
3. Тарасенко М. А. Роль и значение чтения в начальной школе.
https://compedu.ru/publication/rol-i-znachenie-chteniia-v-nachalnoi-shkole.html
4. Козлова З.Г. Перспективные технологии в обучении и воспитании. (Доклад.)
https://gigabaza.ru/doc/67057.html
5. Усольцева Т. Б. Приемы совершенствования техники чтения.
https://urok.1sept.ru/articles/521667
6. Фурсова Д. и др. Дети и гаджеты.
https://www.kommersant.ru/doc/4323118
7. Кузнецова М. Современные дети и гаджеты.
http://ngdphmao.ru/info/articles/sovremennye-deti-i-gadzhety/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *