Алматы қаласы, Алмалыауданы
No34 КММ гимназиясыныңбейнелеуөнеріпәнініңмұғалімі
Ситникова Галина Александровна
Эссе
«Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках художественного труда»
Развитие функциональной грамотности на уроках художественного труда играет существенную роль в формировании у учащихся комплексных навыков понимания, анализа и творческой интерпретации художественных произведений, а также в умении эффективно использовать разнообразные художественные и ремесленные техники. Этот процесс позволяет учащимся расширить свой взгляд на мир и развить критическое мышление. В данном эссе рассмотрим, каким образом развитие функциональной грамотности осуществляется на уроках художественного труда.
В современном образовательном контексте художественное творчество перестало ограничиваться простой деятельностью по рисованию и созданию изделий из различных материалов. Сегодня это важный компонент образования, который способствует развитию интеллектуальных, эмоциональных и творческих способностей учащихся. Функциональная грамотность на уроках художественного труда означает, что ученик развивает навыки, необходимые для адекватного понимания и восприятия художественных произведений, а также для самостоятельного творческого выражения.
На первом этапе развития функциональной грамотности на уроках художественного труда учащиеся изучают основные художественные понятия и техники. Они учатся анализировать произведения и разбирать их на составляющие элементы, такие как линии, цвета, формы и композиция. Здесь важно развивать умение наблюдать и выделять детали, которые создают общее впечатление от произведения.
Далее ученикам предлагается сравнивать и контрастировать различные стили и направления в искусстве. Они учатся понимать, как выбор цветовой гаммы, композиции и техник влияет на восприятие произведения. Этот этап развивает их аналитические способности и способность находить связь между формой и содержанием произведения.
Следующий шаг в развитии функциональной грамотности – создание собственных художественных работ. Учащиеся экспериментируют с различными техниками и материалами, что способствует развитию их творческого мышления. Они применяют знания о художественных элементах и стилях, чтобы самостоятельно выражать свои идеи и эмоции через произведения искусства.
Для более глубокого понимания художественного творчества ученикам предоставляется информация об историческом и культурном контексте различных художественных движений и стилей. Это помогает им осознать, как социокультурные факторы влияют на формирование художественных трендов и выразительных средств.
Например:
- Ученики анализируют картину «Казахский Вальс»ГульфайрузИсмаиловой, описывая жанр изобразительного искусства к которому относится картина, композицию и эмоциональную суть произведения.
- Учащиеся пишут рецензию на выставку современных казахстанских художников, анализируя их работы и выражая свои взгляды на современное искусство, сравнивая его с искусством прошлых лет.
- Классное обсуждение темы «Искусство как способ самовыражения» помогает учащимся выразить свои мысли о значении искусства в их жизни.
Важным аспектом развития функциональной грамотности является также способность использовать предметную терминологию для описания и обсуждения художественных произведений. Учащиеся учатся выражать свои мысли,идеи и чувства точно и четко через искусство.
В ходе уроков художественного труда проводятся дискуссии, обмен мнениями и аргументированные обсуждения о различных аспектах художественных произведений. Это способствует развитию ученической критической мысли и умению анализировать произведения не только с эстетической, но и с культурной и философской точек зрения.
В современном информационном обществе развитие функциональной грамотности на уроках художественного труда также включает использование современных образовательных технологий. Ученики могут использовать графические программы для создания цифровых художественных произведений, а также для исследования и анализа различных стилей и техник.
Следует отметить, что развитие функциональной грамотности на уроках художественного труда является неотъемлемой частью формирования комплексной культурной и художественной грамотности учащихся. Этот процесс способствует их эмоциональному, креативному и интеллектуальному развитию, а также помогает им лучше понимать и интерпретировать мир через призму искусства.