Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи.

 

С.Т.Валиулина,  дефектолог, директор КГУ «Специальная школа-интернат №5» Семей,УО ВКО

Ж.М. Кишкентаева,дефектолог, заместитель директора по УР КГУ «Специальная школа-интернат №5» Семей,УО ВКО

 

 

Тема: Комплексный  подход к преодолению общего недоразвития речи.

 

В  последние годы в школу приходят дети, имеющие массу физиологических, психологических   и   речевых   проблем.

1.Немного статистики.

Статистику по раннему выявлению детей с ограничениями в здоровье ведут во всех странах

Надо знать, что характер данных той или иной страны опреде­ляется уровнем ее цивилизованности, что подразумевает качество медицин­ской, социальной и педагогической помощи в ней. В странах, с высоким уровнем планки развития  (Финляндия, Швеция, США, Германия), одно из первых занимают специфические образовательные затруднения — нарушения речи, и, соответственно, затруднения при чтении, письме, в математике в странах с низким уровнем развития первое место зани­мают грубые органические нарушения, нарушения зрения и слуха. Невозможно выделить эту цифру  в развивающихся странах, так как преобладает неграмотность детского на­селения

Практика показывает, что  некоторые родители начинают «шевелиться» лишь  тогда, когда их ребенка надо определять либо в садик, либо в школу.

На сегодняшний день в нашей стране созданы условия для детей с особыми образовательными потребностями, как в детских садах, так и в школах. Инклюзией охвачено уже 60 процентов школ.

В  Казахстане количество специальных организаций образования  составляет 420 единиц. В них количество детей  с нарушениями речи – 47 022

Впервые термин общее недоразвитие речи (ОНР) был введен в 50-60г.г. 20 века. Основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е.Левиной.

Причины, обуславливающие  ОНР, многообразны:

Внутренние:

  • Сложное течение беременности матери — тяжелые заболевания, резус-конфликт, переливание крови.
  • Возникновение гипоксии у ребенка в период беременности и родов, родовые травмы.
  • Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в раннем детстве, частые болезни и общая ослабленность организма, приводящая к возникновению ММД — минимальной мозговой дисфункции.
  • Наследственность.

Не всегда речевые нарушения передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя. Стоит отметить, что по наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка.

Специалисты отмечают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

Внешние:

  • -Неблагоприятные условия в доме, психологическая депривация.
  • -Отсутствие условий для своевременного развития речи, дефицит общения с родителями, или мнением, Билингвизм в семье,
  • Недостаточное общение ребенка со своими родителями.
  • По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения с взрослыми. Плюс занятость и усталость родителей, которые не имеют времени и желания общаться со своими детьми, ссылаясь на то, что ребенок «еще ничего не понимает. Зачастую, родительские обязанности сводятся к тому, чтобы  накормить, обуть и одеть ребенка.

Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В обыденности, родители начинают искать логопеда лишь в момент, когда их ребенок приходит  в 1 класс. Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии).

В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.

Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов. ТО ЕСТЬ ВОСПИТЫВАТЬ РЕЧЕВУЮ ПОТРЕБНОСТЬ.

Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня осуществляется в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при массовой школе; с ОНР 4 уровня – в обычных классах.

Говоря о коррекции, мы часто употребляем слова: взаимодействие, сотрудничество, единство, взаимосвязь, преемственность, интеграция, все это подразумевает – комплексность,  что является одним из ведущих принципов коррекционно-развивающей деятельности — комплексность методов логопедического, психологического, педагогического воздействия. Выше было сказано об актуальности проблемы общего недоразвития речи у дошкольников и детей младшего школьного возраста. Что общее недоразвитие речи (ОНР) является в настоящее время одним из наиболее сложных и распространенных дефектов речевой патологии. Дети с ОНР имеют особые образовательные потребности и остро нуждаются (как отмечено у Филичевой Т.Б.) в именно комплексной квалифицированной психолого-педагогической помощи. Педагоги Т.В.Волосовец, О.Н.Громова, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева под задержкой речевого развития понимают – отставание в темпах становления речевой функции, проявляющееся  во всех компонентах структурной речи, носящее временный характер и ликвидируемое в условиях коррекционной работы.

Актуальность комплексного воздействия с целью преодоления речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста обусловлена:

— ростом требований к системе образования;

— важностью своевременного устранения речевых дефектов для общего психического развития ребенка;

— необходимостью комплексного подхода с использованием современных технологий;

— создание системы всего учебно-воспитательного процесса и деятельности детей при тесном взаимодействии учителя-логопеда, дефектолога, психолога,  педагогов, родителей.

Действительно, мы не можем рассматривать развитие речи обособленно. Развивая речь у ребенка, мы активно развиваем у него мышление, внимание, память, прививаем навыки полноценного общения, а, следовательно, формируем общеучебные умения и навыки. Для нормального развития речи ребенка необходима совокупность различных предпосылок психологического, анатомо-физиологического, социального характера, а именно достаточная сформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения и т.д.), сохранность анатомо-физиологического строения центральных и периферических отделов речевого аппарата, и что немаловажно, нормальные условия развития и воспитания ребенка в семье и социуме.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР), независимо от особенностей структуры речевого дефекта, не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для того чтобы преодолеть речевые и неречевые нарушения, необходимо оказывать не только логопедическую помощь, но и психологическую, т.е. создавать систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие основных психических процессов, пространственной ориентации, навыков самоконтроля, общей и мелкой моторики. Таким образом, дети с общим недоразвитием речи (ОНР) нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. В процессе психолого-педагогического сопровождения не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, а личность в целом со всеми индивидуальными особенностями. Данная проблема может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание форм и методов работы с детьми, тесное взаимодействие всех специалистов класса (группы), родителей. Это еще один из принципов коррекционно-развивающей деятельности: активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Цель работы всех членов образовательного процесса-проектирование  модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР), коррекции его психофизического развития, подготовке его к обучению в школе; развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром; и опять же, главное, способствование объединению коррекции, обучения и воспитания в целостный образовательный процесс. Т.е это — вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

Итак, моделью этой системы является психолого-педагогическое сопровождение ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР). Эта система включает в себя: командный подход в обучении (дефектолог, логопед, психолог, учитель, воспитатель). Система психолого-педагогического сопровождения включается во все сферы образовательного про­цесса (это индивидуальные, подгрупповые, фронтальные  занятия логопеда, дефектолога, психолога, это общеобразовательные уроки учителя, это внеклассные занятия воспитателя, все режимные моменты в образовательном учреждении, дома). Т.е. каждое звено системы выполняет свою функцию, но решает одни задачи и работает в команде. Каждый ребенок с общим недоразвитием речи (ОНР) обеспечен коррекционной помощью всех специалистов системы.

Остановимся на функциях каждого из них. В перечне функций, выполняемых данной системой, наиболее важная роль принадлежит коррекционной. Ведущая роль принадлежит главным специалистам этой системы: логопеду, дефектологу, психологу.

ЛОГОПЕД определяет структуру и степень выраженности дефекта; занимается развитием и совершенствованием артикуляционной моторики; постановкой и автоматизацией звуков; формированием фонематического слуха и восприятия; формированием звукового анализа и синтеза; формированием слоговой структуры слова; развитием просодики;  развитием и совершенствованием грамматического строя речи; развитием мелкой моторики; формированием связной речи.

Специфика работы ДЕФЕКТОЛОГА заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи в освоении ими обязательного минимума содержания образования и направлена на компенсацию недостатков и восполнение пробелов школьного (дошкольного) развития, преодоление негативных особенностей эмоционально — личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизации познавательной деятельности и другое. В нашем случае работа дефектолога включает в себя и логопедическую работу: развитие связной речи, развитие лексико-грамматической стороны речи, развитие фонематического слуха, устранение нарушений в слоговой структуре слова, работу по преодолению дисграфии, дислексии.

Содержание деятельности дефектолога направлено на ре­шение следующих задач:

— выявление неблагоприятных вариантов развития и определение познавательных трудностей ребенка;

— составление индивидуальных комплексных программ развития ре­бенка в условиях взаимодействия специалистов школьного ПМПк;

— динамическое изучение уровня умственного и речевого развития детей и резуль­татов коррекционного возде

йствия;

— отслеживание соответствия выб­ранных форм, методов и приемов обучения реальным достиже­ниям и уровню развития ребенка.

ПСИХОЛОГ проводит с воспитанниками целенаправленную развивающую психокоррекционную и психопрофилактическую работу. Работает над развитием психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления и т.д.). Работает над обеспечением позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития.

И все ведущие специалисты системы ведут консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Цель деятельности этой системы — коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта, всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения. При этом мы решаем задачи сохранения и укрепления психофизического здоровья детей; обеспечения речевого, интеллектуального и социально-личностного развития; формирования готовности к обучению в школе; взаимодействия с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Реализация поставленных целей происходит в следующих направлени­ях работы, обеспечивающих комплексный под­ход к ее организации.

  1. Диагностическое направление

Диагностическая работа представляет собой комплексное изучение ребенка всеми специалистами системы. Основная задача этого направле­ния – обследование речевых возможностей ребенка, прогноз возможных трудно­стей обучения, определение причин и механиз­мов уже возникших про­блем. Цель диагностического обследова­ния состоит в выявлении уровня речевого развития, трудностей формирования знаний, умений и на­выков и определения усло­вий их преодоления. Диагностическая деятельность решает разные задачи. В связи с этим выделяем:

— Первичную диагностику. По его результатам  рас­пределяем детей на группы по веду­щему нарушению, определяем опти­мальные условия индивидуального развития.

— Динамическое изучение учащих­ся. Проводим с целью отслежива­ния динамики развития обучающегося, оп­ределяем соответствие выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.

— Текущая диагностика. Направ­лена на обследование учащихся школы по запросу ро­дителей, педагогов, специалистов школьного консилиума. Временных рамок этот этап не имеет, обследова­ние проводим  на протяжении учеб­ного года по мере необходимости.

  1. Коррекционное направление

Коррекционное направление ра­боты представляет собой систему коррекционного воздействия всех специалистов на речевое развитие, на учебно-познаватель­ную деятельность ребенка с ОНР в дина­мике образовательного процесса.

  1. Аналитическое направление

Аналитическое направление вклю­чает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие ребенка и оценку его эффективности, обеспече­ние взаимодействия специалистов.

  1. Консультативно-просветительскоеи профилактическое направление

Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы логопеда, дефектолога, психолога прово­дятся для оказания помощи родите­лям, учителям, воспитателям в вопросах обучения и воспи­тания детей с особыми образователь­ными потребностями.

  1. Организационно-методическое направление

Это: под­готовка и участие в семинарах, консилиумах, методических объединениях, педаго­гических советах, изучение имеющегося положительного опыта других ведомств по оказанию услуг детям с ограниченными возможностями, ведение доку­ментации в целях грамотного ведения коррекционно-развивающей деятельности и психолого-педагогической поддержки детей с ОНР.

Таким образом, система психолого-педагогического сопровождения включается во все сферы образовательного про­цесса. Т.е. каждое звено системы выполняет свою функцию, но решает одни задачи и работает в команде. Каждый ребенок обеспечен коррекционной помощью всех специалистов системы. Каждый ребенок имеет свой социальный паспорт, который содержит копию заключения ПМПК, карты обследования всех специалистов и ИКРМ. И только слаженная работа всех компонентов системы дает хороший результат.

 

Задачи и содержание коррекционной работы вытекают из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей. Сначала введение поставленного звука в речь (слово), введение вызванного слова в предложение. Мы понимаем, что в основе формирования устной речи у детей лежит обучение составлению предложений разных типов. Рассмотрим над чем работает команда специалистов по уровням развития детей.

Главными задачами работы всех специалистов в работе с детьми с I уровнем речевого развития являются: развитие понимания обращенной речи, а, следовательно, развитие внимания, восприятия  и памяти, развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний. На данном этапе коррекционно-развивающей работы основными задачами являются не постановка звуков и заучивание слов, правильно произносимых детьми, а накопление пассивного и активного словаря (независимо от произносительных возможностей ребенка), усвоение простейших грамматических форм и употребление вызванных слов в предложениях.

Эти задачи выполняют все специалисты команды, каждый на своем участке:  т.е. логопед наряду с работой по развитию артикуляционной моторики, постановкой звуков; дефектолог наряду с развитием познавательных процессов,  логики, развития моторики и т.п., психолог наряду с развитием внимания, восприятия, памяти, коммуникативности и успешности;  учитель наряду с обучением на общеобразовательных уроках, воспитатель решает эти задачи при проведении внеклассных занятий и режимных моментов и родители дома.

В занятиях используются варианты разных упражнений, направленных прежде всего на развитие у ребенка активного внимания, умения вслушиваться в обращенную к нему речь, выполнять задания на основе конкретных словесных конструкций. При этом уточняются значения ряда слов – названий предметов, действий, признаков. Важно, чтобы предметный словарь носил конкретный характер, а действия были наглядными, легко поддающимися демонстрации.

Поскольку у безречевых детей понимание грамматических отношений затруднено и они ориентируются лишь на лексические значения слов, необходимо включать в занятия серию упражнений, направленных на освоение  категорий числа существительных, глаголов, времени и т.д.

Таким образом поэтапно у категории таких детей формируются первичные навыки разговорной речи в такой последовательности:

I этап – построение однословных предложений и предложений из аморфных слов–корней.

II этап – построение двухсловных предложений с использованием простейших грамматических форм слова.

III этап – расширение объема предложений. Построение первых сложных предложений.

Главными задачами работы всех специалистов в работе с детьми со II уровнем речевого развития являются: уточнение, расширение  и обогащение лексического запаса; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие диалогической речи; развитие внимания, восприятия, мышления  и памяти.

Дети, достигшие II уровня речевого развития, должны не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их друг другу. В первую очередь это вопросы по поводу окружающих ребенка предметов и хорошо знакомых, ему действий.

Ввиду того что дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в запоминании стихов, необходимо включать в логопедические занятия заучивание стихотворных текстов, начиная с небольших двустиший.

В это время детей обучают составлению рассказов по картине. При подборе картин руководствуются двумя условиями: на картине должно быть изображено небольшое число персонажей, и она должна иметь четко выраженный сюжет, где легко прослеживаются начало и конец действия.

По мере уточнения предметного и глагольного словаря дошкольников знакомят с признаками и качествами предметов и действий, с их словесными обозначениями. Детей учат сравнивать предметы, различающиеся сначала одним, а затем несколькими признаками (величиной, формой, цветом, материалом и т.д.):

Коррекционное обучение детей с III уровнем речевого развития предусматривает:

а) дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

б) формирование правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков, фонетической стороны речи, слоговой структуры и фонематического восприятия;

в) подготовку к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

После упражнений по составлению простых предложений переходят к обучению практическому употреблению сложносочиненных предложений с союзами «и», «а». Дети должны овладеть умением устанавливать последовательность событий, правильно выражать ее словами. Дальнейшее совершенствование повествовательной формы речи включает обучение составлению разных видов рассказов (по серии картин, по вопросам, на заданную тему, пересказ и др.). Если уровень речевого развития у детей уже приближается к норме, можно использовать и такие формы работы, как выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание.

Работа по уточнению и обогащению словарного запаса, формированию синтаксического строя речи сочетается с упражнениями по тренировке артикуляционного аппарата, вызыванию отсутствующих звуков общепринятыми в логопедии методами. Наряду с занятиями по формированию лексико–грамматических навыков продолжаются занятия по формированию правильного звукопроизношения, фонематического слуха, навыков словообразования.

Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и в конечном счете подготовить их к обучению в общеобразовательной или специальной школе.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *