Доклад: «Внедрение современных методик и эффективных педагогических технологий на уроках истории и общественных наук»

Храмова Наира Николаевна

Модернизация казахстанской системы общего среднего образования требует внедрение современных методик и эффективных педагогических технологий. Перед системой общего среднего образования актуальной необхо­димостью выступает пересмотр традиционных целей и ориентиров. Основным результатом образования должна быть не только сумма знаний выпускника, но и овладение умением действовать в реальных усло­виях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Использование традиционных методов обуче­ния в учебном процессе показывает, что в процессе обучения преобладает репродуктивность при вос­приятии и усвоении информации учащимися. Тра­диционные методы и формы обучения предполагают в основном деятельность преподавателя по переда­че информации. Учеными доказано, что успешное овладение учебным материалом зависит только от мыслительной деятельности самого обучающегося. Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс требует не только адаптации ученика его психологической готовности к новым способам обучения, но и изменение отношения педагога к процессу обучения, изменения стиля поведения так, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет управление обучением.
Чтобы изменить отношение учеников к знаниям, надо изменить условия приобретения этих знаний.

Поэтому в последнее время столь велик интерес учителей преподающие гуманитарные предметы к интерактивным методам обучения, которые наиболее эффективны при совершенствовании про­фессиональных компетенций учащихся.

Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учеников в учебном процессе, которую стимулирует пре­подаватель из позиции партнера — помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

Интерактивные методы — это методы, которые предполагают совместное обучение, т.е. обучение в сотрудничестве: и ученики, и учитель явля­ются субъектами обучения.

По определению Ж.К.Кайкеновой, интерактивные методы и формы являются одним из эффективных средств, направленных на оптимизацию и интенсификацию процесса обучения, активизацию учебной деятельности и формирование профессиональных навыков обучаемых специалистов.

Кашлев С.С.считает, что интерактивные методы — это способы целенаправленного усиленного меж­субъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития.

По мнению российского ученого Иоффе А.Н., применение интерактивных методов позволяют об­учающимся:

  • сделать знания более доступными;
  • учиться формулировать собственное мнение, правильно выражать свои мысли, строить доказа­тельства своей точки зрения, уметь аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию;
  • учиться слушать другого человека, уважать аль­тернативное мнение;
  • моделировать различные ситуации и разрешать их совместными усилиями, обогащать свой жизнен­ный опыт;
  • учиться строить конструктивные отношения в группе, определять свое место в ней, избегать кон­фликтов, разрешать их, искать компромиссы, стре­миться к диалогу;
  • анализировать учетную информацию, творчески подходить к учебному процессу;
  • развивать навыки проектной деятельности, са­мостоятельной работы, творческих работ.

При подготовке учащихся можно использовать следующие интерактивные методы обучения: творческие (проблемные) задания, дискуссию, мозговой штурм, деловую игру, кластер и многие другие. Хочу остановиться на некоторых, которые сама очень часто использую в своей работе.

Творческие (проблемные) задания

Творческое задание составляет содержание, осно­ву любого интерактивного метода. Вокруг него созда­ется атмосфера открытости, поиска. Творческое зада­ние придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего одноклассника, друга, позволяют создать фундамент для сотрудниче­ства, сообучения, общения всех участников образова­тельного процесса, включая преподавателя.

Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для учителя, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

— не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

— является практическим и полезным для ребят;

— вызывает интерес у учащихся;

— максимально служит целям обучения.

Проблемный урок — это урок, когда изучение теоретического содержания полностью проходит на поисковом уровне познавательной деятельности учапщхся. Изучение материала на уроке становится проблемным тогда, когда перед учащимися возникает или ставится какой-либо важный вопрос, ответ на который им неизвестен, и может быть получен в ходе творческого поиска, для осуществления которого у школьников имеются некоторые исходные сведения.

 

Проблемное обучение требует:

  1. Изменение типа деятельности ученика учителя

При проблемном изложении деятельность учителя состоит в том, что учитель, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их научно-познавательную деятельность, формирует их мыслительные способности. Деятельность ученика заключается в самостоятельном разрешении поставленной проблемы, нахождении способа ее решении. При этом важно, чтобы учащиеся умели:

* анализировать содержание (вьделять объекты или явления из системы, ориентироваться на отдельные признаки изучаемых явлений или систему признаков);

* обнаруживать, выявлять, осознавать проблему в ходе анализа учебной информации;

* свободно оперировать рациональными приемами умственной деятельности.

  1. Изменение структуры учебного материала и его изложения

Суть проблемного изложения материала заключается в том, что оно должно вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся. Наряду с общими требованиями: научность, доступность, образность, эмоциональность, к проблемному изложению учебного материала добавляется еще ряд требований, которые достаточно четко сформулированы в работах Н. Г. Дайри

На проблемном уроке учебный материал должен:

* содержать фактический материал, относящийся к сущности, которую самостоятельно должен установить учащийся;

* исключать всякое подсказывание, касающееся этой сущности;

* включать и передачу фактов, не относящихся непосредственно к решению проблемного вопроса.

Учителю же необходимо учесть:

* правильный выбор сложности источника знаний (устное изложение, использование письменных или наглядных средств обучения), с учетом его педагогической обработки;

* правильный темп изложеиия учебного материала;

* логику изложения.

  1. Создание проблемной ситуации

 Проблемная ситуация — это:

1) соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или группы людей, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения;

2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например, невозможность выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребиости в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие.

Таким образом, при создании проблемной обстановки у учащихся возникает интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, подходов, направленных на выявление личной оценки противоречия, заложенном в проблемной задаче. Существует несколько видов проблемных ситуаций:

* ситуации, возникающие в связи с наличием различных мнений;

* ситуации, требующие раскрытия всей многогранности явления, сложной системы доказательств.

  1. Подготовка проблемного вопроса или задания.

Проблемное задание содержит в себе учебное (кажущееся) или реальное противоречие, вызывает затруднение при выработке на него ответа, требует не воспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, отличается относительной краткостью формулировки.

В своей практике я очень часто использую данную форму работы, она даёт эффективные результаты для усвоении учащимися материала.

Для примера приведем урок в 10 классе по теме «Политическое положение Казахстана накануне присоединения его к России» форма урока  проблемно лабораторное занятие с использованием интерактивной доски, методы урока: проблемное задание, опережающие задание, работа в группах, работа с картой, схемами, таблицами, тестирование.

Урок в 11 классе  по теме: «Крестьянские восстания 1929 – 1931 годы»;

форма урока: проблемно-лабораторное занятие, методы: тесты, игра «Эстафета», работа в группах, с учебником, документами, проблемные задания.

Дискуссия — это метод, позволяющий с помощью логических доводов воздействовать на мнение, по­зиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения.

Традиционно под понятием «дискуссия» пони­мается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и со­путствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается раз­вития в сфере духовной жизни и профессионального развития человека.

Дискуссия, как коллективное обсуждение, может носить различный характер в зависимости от изучае­мого процесса, уровня его важности  и, как след­ствие этого, высказанных суждений.

Как пример использования на уроках данного метода можно привести проводимые мною конференции на тему «Декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате – причины, события, последствия», пресс-конференция «Появление этнонима «казах» и казахских жузов»

На уроках истории учителю необходимо научить учащихся ораторскому искусству, умению доказывать свою точку зрения, правильно подбирать аргументы. Эти задачи хорошо реализуются путем применения метода «ДЕБАТ». Учащиеся при использовании данной методики раскрепощаются, развивают эрудицию.

Дебаты перекликаются с дискуссией. Но они построены на более четких доказательствах, большим количеством аргументов.

Суть: учащимся предлагается резолюция-тема, они получают роль утверждающей или отрица­ющей позиции и соответственно своей позиции подби­рают аргументы. Например: на уроке «Коллективизация сельского хозяйства» утверждающая позиция — Коллективизация сельского хозяйства  принесла больше пользы, чем вреда.

Отрицательная позиция – «Коллективизация сельского хозяйства принесла больше вреда, чем пользы». Учащиеся с успехом анализируют политику коллективизации сельского хозяйства, подбирают аргументы, факты, дебатируют.

Мозговой штурм

Метод «Мозговой штурм» предложил американ­ский ученый Алекс Осборн в конце 30-х годов XX века. Мозговой штурм состоит из следующих этапов:

— подготовительного,

— генерации идей,

— анализа и оценки идей.

Автор этого метода считает, что тормозом на пути оригинальных решений, возникающих в мозгу че­ловека, может являться страх перед критичным вос­приятием других. Человек, особенно в деловой среде, боится показаться смешным из-за нестандартности своего решения. Что-то — вроде синдрома «боязни выглядеть глупым». Наделенный таким синдромом специалист (а их большинство в реальной професси­ональной среде) постепенно утрачивает способность думать «не как все», предлагать дерзкие, оригиналь­ные идеи. Поэтому одно из главных условий «мозго­вого штурма» — избегание критических замечаний. Данный метод используется практически при изучение новых тем, закрепление, обобщение и конечно повторения материала.

Деловая игра

Деловая игра — это имитационное моделирование деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в опре­деленном условном времени, в атмосфере неопреде­ленности, при столкновении позиций, с разыгрыва­нием ролей и оцениванием.

Деловые игры, в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроиз­водить ситуацию, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения про­блем, оценивать каждый из них, принимать решение и определять механизм его реализации.

«Кластер»

Перед изучением новой темы полезно исполь­зовать метод «Кластера», который подготавливает обучающихся к восприятию новой информации и активизирует их умственную деятельность. Проводит­ся этот метод следующим образом: нужно в центре записать ключевое слово, от него отвести лучики, к каждому лучику записать придуманное студентами и соответствующее теме слово. Из данных слов со­ставляется текст, названием которого может служить ключевое слово в центре.

 

 

На уроках истории важно, чтобы ученик выражал свое личное мнение о событиях, поэтому все точки зре­ния учащихся имеют право на существование, прини­маются все ответы, любой имеет возможность высказаться, поспорить, предложить, согласиться или остаться при своем мнении. На уроках истории Казахстана, Всемирной истории всегда ставлю вопросы: «Как вы считаете?», «Почему так думаете?», «Докажите конкретными примерами».

Часто использую эссе от имени, например: «Если я был Сталиным» или «Обращение к потомкам», «Казахстан в 2030 году»

Метод «Займи позицию» помогает даже «молчу­нам» высказать свою точку зрения. Считаю, что развитию активности на уроках истории способствует и работа с историческими документами, в которых отражены эпоха, личности и т.д. Для работы с документами использую метод «Прогноза», игру «Поиск», включаю вопросы: «Какие чувства возникли у вас при чтении этого документа?», «Почему?», «Какие вопросы у вас возникли?», «Какие выводы вы сделаете? Почему?»

Важная задача истории — воспитать гражданина страны, активного патриота родной культуры. Все эти задачи невозможно решить без развития познаватель­ной активности учащихся.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.
Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе способствует повышению качества знаний по предмету.

 

Литература

  1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. // библ. Ж. «Директор школы».- 1996.
  2. Махмутов М.И.Проблемное обучение. Основные вопросы теории М. 1975
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М. 2000
  4. Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика. Алма-Аты 2002 г. РИПКСО.
  5. Гин А.А. Приемы педагогических техники. М.: Вита-Пресс, 1999.
  6. История Казахстана: преподавание в школе. Алматы №4 2010
  7. История Казахстана: преподавание в школе. Алматы №8 2012

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *