Современные тенденции в обучении русского языка

Мерекенова Салтанат Зинекешовна

В послании Президента РК Н. Назарбаева  «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентноспосбность» от 31 января 2017 года важная  роль отводится системе образования.  Он отметил: «Наша задача сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. … Нужно дать импульс развитию системы профессионального образования для подготовки специалистов новых производств».  В данных условиях изменению подвергаются цели и задачи образования. Главной задачей становится повышение качества подготовки конкурентноспособных специалистов. Обучение русскому языку играет важную роль в подготовке будущего специалиста, являясь органической частью процесса формирования его профессиональной компетентности, так как главной целью обучения на занятиях русского языка (профессионального русского языка) является развитие у студентов способности критического мышления и умение творчески  применять полученные в процессе знания при самостоятельном принятии решений на поставленную перед ним задачу. В связи с этим особое значение в методах активного обучения языку имеет один из перспективных способов  совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов – работа с текстами по специальности. Когда текст  построен на основе выбранной ими специальности, это вызывает интерес обучающихся, расширяя  их профессиональные знания. Роль преподавателя  заключается в создании дидактических условий   для освоения учебно – профессионального материала.

Термин «профессионально – ориентированное  обучения» употребляется для обозначения процесса преподавания русского языка в неязыковых учебных заведениях, ориентированного на чтение литературы по специальности, изучения профессиональной лексики и терминологии и на общение в сфере профессиональной деятельности. Современный профессионально – ориентированный подход к обучению русского языка предполагает формирование у студентов способности общения в конкретных деловых ситуациях с учётом особенностей профессионального мышления, т.е. ориентирует на обучение профессионально – познавательной направленности.

Понятие «профессионально – познавательной направленности» в процессе изучения студентами русского языка определяется как деятельность, в которой выражаются профессиональные интересы через познавательные потребности и познавательную активность личности. С получением студентами коммуникативной компетентности идёт процесс формирования стойких познавательных мотивов, интересов, которая необходима специалистами в дальнейшей деятельности. Поэтому преподаватели  русского языка  должны  заинтересовать студента в развитии его профессиональной компетентности с помощью изучения профессионального русского языка путем правильного выбора тематики и материала для чтения и прослушивания. Необходимо, чтобы материал, подобранный для изучения профессионального  русского языка характеризовался следующими признаками: актуальность  содержания, информативность, соответствие тематике общения, мотивированность профессиональной деятельностью будущих специалистов.

Иногда тексты по специальности, используемы при обучении  профессионального русского языка бывают сложными для восприятия в национальной аудитории, особенно если это тексты научного стиля. Они насыщены отвлеченными понятиями, имеют обобщенный смысл. Тексты часто бывают объемными, предложения занимают несколько строк. Студентам,  слабо владеющим русским языком, имеющим ограниченный запас слов, бывает трудно уловить основную мысль текста. В связи с этим серьезное внимание в процессе обучения русскому языку должно уделяться повышению эффективности обучения чтению текста и работе по усвоению и умению использовать терминологию. При обучении чтению текстов по специальности надо помнить, что для лучшего восприятия материала студент должен хорошо знать специфику речи, её языковые особенности. В ходе такой работы нужно развивать у студентов умения по концентрации внимания на основном, главном в тексте, на установление смысловых  связей между предложениями, на анализе  смысловой структуры текста. На умении дифференциации повествования и описания, объяснения и доказательства и т.д. Умение передать информативное содержание прочитанных или прослушанных текстов по специальности в сокращенном или перефразированном виде – показатель высокого уровня владения вторым языком. Результаты  такого сокращения и перефразирования могут быть использованы для написания вторичных текстов, таких как аннотация, реферат, рецензия и отзыв. Навыки преобразования информации первичного текста вырабатываются в процессе выполнения таких заданий, которые направлены на усвоение законов построения текста, знания формальных единиц, образующих текст (задания на умение выделять тему, микротему, основную и дополнительную информацию текста; производить выбор языковых средств, играющих особую роль в понимании текста. В работу могут быть  включены задания, стимулирующие интерес  к чтению и изучению текстов по специальности для последующего воспроизведения информации в аудитории. Это может быть постановка проблемных вопросов, коллективное обсуждение какой – либо научной проблемы, проведение дебатов и другие. Приведем пример работы с текстом. Студентам, обучающимся специальности  «Производство подвижного состава железных дорог (по видам)» предложен для изучения текст «История Турксиба. Значение Турксиба в экономическом развитии страны». Текст имеет научно – познавательный характер и имеет предтекстовые  и послетекстовые задания.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *