Автоматизация звука «Р» в слогах и словах.
Учитель дефектолог Молдахметова Раушан Кабиевна
Форма занятия: индивидуальная
Тип занятия коррекционно- развивающее
Тема: Автоматизация звука «Р» в слогах и словах.
Цели:
Образовательные:
закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
Коррекционные:
развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
развитие слухового внимания, памяти;
закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
формировать правильную воздушную струю при воспроизведении звука;
Формирования силы и тембра звучания;
уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
развивать мелкую моторику;
Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику;
Воспитательные:
формировать положительную установку на занятие;
развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
прививать интерес к занятиям.
Оборудование: Артикуляционный профиль, индивидуальное зеркало, стакан кег с мыльным раствором, коктейльная трубочка, конверты с предметными картинками. Карточка для игры «Скажи наоборот»
Ход занятия:
1.Организационный этап.
-Здравствуй Миша.
-Я приготовила конверты. В каждом конверте задание, твоя задача выполнить этим задания.
2. Сообщение темы.
-Сегодня мы начитаем очень важный этап, звук «Р» мы будим произносит в слогах и словах.
-Открой конверт красного цвета.
-Что ты видишь? (Артикуляционный профиль)
-Как же должны располагается Язык и губы……. При произношении звука «Р»
Произношение изолированного звук (Р),
-Упражнение «мотоцикл», мы заводим мотоцикл. Р-Р-Р-Р…….
(Ребенок рычит 5,6,7,8, секунд, упражнение повторяется 3-5 раз)
3.Артикуляционная гимнастика
-Следующим открой пожалуйста желтый конверт
-Что означают эти рисунки?
— Это упражнения, и мы сейчас выполним артикуляционную гимнастику.
Почистим зубы
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение
владеть языком.
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с
внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем
от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы
видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался
внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть
неподвижна, работает только язык.
Барабанщик
Цель: укреплять мышцы кончика языка,
вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться,
открыть рот, постучать кончиком языка за верхними
зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-
Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно,
постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в
улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик
языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так,
чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Грибок
Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык
всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык
должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка.
Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.
Лошадка
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем
языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык
прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком
оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя
челюсть не «подсаживала» язык вверх.
4. Место звука в слове
– Следующий конверт синего цвета.
-Посмотри на картинки, Я буду произносить слова, а ты определить место звука «Р» в слове, в начале, в середине или в конце, возможно нет в слове звука «Р». Ты должен внимательно слушать и определить. Есть звук «Р» в слове или нет, если есть где он находится в начале, середине или конце слова.
– В конверте, есть картинка. Дети дудят в доделки.
5. Гимнастика для дыхания
– Сейчас, Я наклею тебе на носик пластырь, тебе нужно поставить широкий язычок на верхнюю губу и подуть на лепесток, наклеенный на пластырь.
– Для того, чтобы дыхание было достаточно сильным и продолжительным, мы будим тренировать дыхание помощью доделок. Выбери одну доделку.
(Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:
Короткий вдох через нос
Плавный выдох, воздух выходит через рот
Выдох осуществляется до конца
После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды)
6. Автоматизация звука «Р» в слогах и словах.
-Пришло время открыть зеленый конверт
-Посмотри на задание.
-Нужно четко и правильно, не меняя и не пропуская звуков прочесть слоги и слова.
-В конверте еще одно задание. Нужно определить правильную, букву и не правильную, не правильную букву (Р) нужно вычеркнуть.
-Посмотри внимательно, тебе нужно написать пропущенную букву (Р) и прочесть слово.
7.Игра «Скажи наоборот».
– В конверте есть карточка со словами, читая слово ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.
Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.
8 итог занятия
– Открой последний конверт фиолетового цвета.
– Обведи тот смайлик, который выражает твое мнение и настроение.
– Спасибо что пришел на занятие. Дома повтори артикуляционную гимнастику. Доделку можешь оставить себе и обязательно выполняя упражнение для правильного дыхания. (Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:
Короткий вдох через нос
Плавный выдох, воздух выходит через рот
Выдох осуществляется до конца
После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды)
-До свидания, встретимся на следующем занятии.