Социальное партнерство образовательной организации: содержание и технологии управления
БАГЖАНОВ ЖАНАТ ТОКТАРБЕКОВИЧ. Карагандинская область, город Караганда РГУ «Карагандинская Республиканская школа Жас Улан»
В широком смысле социальное партнерство рассматривается нами как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам. Важнейшим направлением модернизации Казахсанского образования является преодоление цеховой замкнутости отрасли образования, преобразование образовательных институтов различного масштаба в открытые социально образовательные системы, деятельность которых направлена на решение актуальных экономических, социальных, культурных проблем города, региона, страны в целом. Открытость образовательного учреждения выражается в построении системы социального партнерства, кооперативных связей с другими сферами общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и стратегическом плане, совместную деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров. Система социального партнерства обеспечивает как поступательное развитие самого образовательного учреждения, так и качественное улучшение ситуации его кооперантов. Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения качественно отличается от иных форм взаимодействия: шефства, спонсорства, попечительства. Его основная идея – взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение является полноправным партнером. Это означает непосредственный и прямой обмен ресурсов, привлекаемых от социальных партнеров, на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, оно строится на взаимном доверии и долгосрочной основе. Проблему социального партнерства исследовали И.П.Смирнов, А.Т.Глазунов, Н.В.Лопатина, Н.П.Борисова, Р.И.Исаев, К.А.Чугаев, О.Е.Подвербных, О.В.Еремеев, Н.В.Олухов, А.С.Борисов, П.Бурдье, Л.Г.Гуслякова, Е.Г.Калинкина, Н.З.Камалиев, А.В.Корсунов, Л.А.Луговской, И.М.Реморенко и др. В исследованиях традиционно выделяются следующие формы социального партнерства в системе среднего образования: – партнерство внутри системы образования между различными группами данной профессиональной общности; – партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; – партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность оказывается наиболее эффективной и экономичной для партнеров, в том числе и в системе образования. Система школьного образования Казахстана испытывает в настоящее время колоссальные проблемы в своем развитии. Прежде всего, отсутствует четко выраженный государственный и региональный заказ на подготовку выпускников. Устаревшие квалификационные требования и номенклатура специальностей приводят к рекламациям со стороны работодателей по отношению к уровню и качеству подготовки выпускников. Все это обуславливает необходимость прямого взаимодействия между учреждениями НПО и экономическими, социальными и иными структурами, которые могут помочь в формировании точного заказа на выпускников. Ситуация осложняется тем, что реальными заказчиками кадров являются руководители предприятий и фирм различных форм собственности, которые вследствие постоянно меняющейся экономической ситуации не могут разработать долгосрочный прогноз востребованности профессий и соответствующий кадровый заказ. Становится понятным, что разработка регионального заказа на начальное профессиональное образование не может ограничиться деятельностью только государственных структур. Решение этой проблемы требует совместной деятельности органов управления образованием, службы занятости, учреждений НПО и СПО, представителей работодателей различных форм собственности. Исследование практики социального партнерства в системе школьного образования свидетельствует, что образовательные учреждения, имеющие высокий уровень качества образования, добиваются этого не только за счет внутренних факторов повышения уровня образованности учащихся, но и использования возможностей субъектов рынка труда, а также государственных и общественных структур, заинтересованных лиц (органов власти, предприятий, преподавателей, учащихся, родителей). К внутренним факторам повышения качества образования можно отнести: эффективность управления образовательным процессом, уровень требований в учебном процессе, эффективность проведения всех форм учебных занятий, мотивацию учащихся к учебе, использование современных технологий, опирающихся на развитие познавательного интереса к учению, наличие системы педагогической диагностики образовательного учреждения и др. Ч т о к а с а е т с я с о ц и а л ь н о го п а р т н е р с т в а , т о в с и с т е м е школьного образования оно является важнейшим фактором, влияющим на его качество, поскольку позволяет включить в организацию педагогического процесса главных потребителей образовательных услуг, имеющих свои интересы, свои представления о задачах и роли профориентации, его качестве. Понятие качества базируется на социальном контексте его понимания. Объект обладает качеством, если его свойства отвечают ожиданиям потребителя, пользователя, т.е. качество есть мера удовлетворения потребностей (установленных или предполагаемых). Главным критерием эффективности социального партнерства в сфере школьного среднего является такая качественная характеристика как востребованность выпускников, выражающаяся через следующие показатели: процент трудоустройства, поступления в ВУЗы.