Приемы комбинирования battement tendu по V позиции А.М. Мессерера и Ю.И. Плахта
В статье рассматриваются варианты комбинирования и усложнения учебных заданий в экзерсисах классического танца с лейтмотивным движением battement tendu по V позиции в классах педагогов мужского классического танца середины ХХ века. Сравниваются принципы комбинирования заданий с лейтмотивным движением battement tendu А. М. Мессерера и Ю.И. Плахта предпринимается попытка классификации. Делаются выводы о том, что: учебные примеры battement tendu в экзерсисах у палки Мессерера лучше всего подойдут для ситуаций, когда учащимся необходима щадящая нагрузка, в заданиях Плахта встречаются художественно-пластические сложности (полные повороты detourné с руками в III позиции, petit développé на 22° ит. п.), что приближает их к сценическим задачам.
Ключевые слова: классический танец, методика преподавания, battement tendu, Мессерер, Плахт.
А. М. МЕССЕРЕР
Профессионалами уроки Асафа Михайловича Мессерера считаются наипростейшими не только в смысле исполнения, но и в смысле комбинирования — по одному, двум pas в каждом направлении. В книге Мессерера «Уроки классического танца» [1] представлено всего шесть экзерсисов и задания не дублируются, а в сборнике «А. М. Мессерер—20 уроков классического танца» [2] есть повторяющиеся учебные примеры. Например, battement tendu исполняется «крестом» с battement tendu soutenu в четырех уроках [2, с. 24, 48, 89, 101]. Основной схемой комбинирования у Мессерера является «крест» с добавлением ряда усложнений: battement tendu с demi-plié, battement tendu с «нажимом» (pour le pied), battement tendu с plié по IV и II позициям, battement tendu soutenu, passé par terre с demi-plié, demi-rond и rond. В первой таблице представлен излюбленный Мессерером способ составления учебного примера, во второй — нехарактерный, поскольку два passés par terre исполняются в нем не на четвертные (привычные педагогу) доли музыкального такта, а на восьмые (т. е. быстро). Нетипично для автора во втором случае и усложнение с demi-plié, relevé на полупальцы и, вновь, demi-plié
Battement tendu [2, с. 24, 48, 89, 101]
Музыкальный размер 2/4
1
2 3-4 5-8 |
2/4 | 2 tendus вперед
battement soutenu вперед в сторону обратно |
П-II
П-Пп-I-II |
1-8 | повторить |
Battement tendu [2, с. 120]
Музыкальный размер 2/4
1
2
3
4 5-8 |
1/4
1/4 1/8 2/8 1/8 1/4 1/4 2/4
|
tendu вперед
tendu в сторону degage 22° назад 2 passe par terre поставить V demi-plie releve на полупальцы demi-plie 2 tendus в сторону обратно |
П-II
П-Пп П-I П-II |
1-8 | повторить |
Количество исполняемых battements tendus в заданиях Мессерера невелико: всего в семи уроках дается больше чем один battement при исполнении «креста». Комбинации просты для запоминания и не несут значительной физической нагрузки. Однако, при всей простоте, Мессерер использует большое количество вариантов исполнения и усложнения.
Ю. И. ПЛАХТ
При работе с более чем сорока уроками Юлия Иосифовича Плахта [3] выяснилось, что педагог не повторил ни одного задания battement tendu (любимой комбинации нет), но в отличие от Мессерера редко создавал малонасыщенные порции. Из усложнений Плахт любил задания со сменой опорной ноги, с demi-plié и relevé на полупальцы, с passé par terre.
Battement tendu [3, с. 58]
Музыкальный размер 2/4
1-2
3-4 5
6 7 8 |
4/4
4/4 1/8 1/4 1/8
3/8 3/8
|
4 tendus вперед
4 tendus назал Л degage 22° в сторону «нажим» поставить V повторить 3 jetes в сторону I, закончить 45° в сторону 3 jetes в сторону V, закончить demi-plie |
П-II
|
1-8 | обратно | ||
1-48 | повторить 3 раза |
Рисунок построения повторяется четыре раза, чем напоминает приемы Тарасова. В результате, задание состоит из ста двадцати восьми battements (против двенадцати-шестнадцати battements Мессерера). Battement tendu jeté вплетаются не отдельной, последней частью учебного примера, а в конце пластического рисунка.
Battement tendu [3, с. 148]
Музыкальный размер 2/4
1-2
3-4 5-6 7 8 |
4/4
4/4 4/4 3/8
|
4 tendus вперед
4 tendus назал Л 4 tendus в сторону 3 jetes в сторону, закончить demi-plie V вперед detourne |
П-II
Р-III, П-II |
1-8 | обратно |
Целый поворот détourné редко используется педагогами. Чаще всего преподаватели комбинируют demi-détourné для перехода и исполнения задания с другой ноги. Здесь же поворот несет учебный и эстетический смысл. Руки в III позиции добавляют новизну, красоту позе и значительную техническую сложность.
Battement tendu [3, с. 124]
Музыкальный размер 2/4
1
2
3
4
5-8 |
2/4
1/8 1/8 1/4 2/8 1/4 1/8 1/4 1/8
|
2 tendus вперед
degage 22° вперед passe par terre demi-plie passe par terre, закончить 45 releve на полупальцы 2 pointes поставить V degage 22° в сторону «нажим» поставить V обратно |
П-II
|
1-8 | повторить |
Использование relevé на полупальцы типично для педагога. Однако в задании оно дано на одной ноге и с последующими pointés (пятая строка таблицы). Термин pointé, ранее использовавшийся для обозначения этого движения, в современной школе замещен термином piqué. Пестов объяснял терминологическую замену следующим образом:. Piqué — быстрые pas с ярким акцентированием от пола вверх; Pointé, по П. А. Пестову, — ровное движение и на пути к полу, и от него.
Прием passé par terre с demi-plié по I позиции полезен для отработки таких сложных движений как pas de basque, pas failli и др., требующих качественного провода стопы по I позиции на demi-plié. Распространенными ошибками являются: неправильное исполнение plié (завалы на внутренние части подошв); плохое проведение ноги сквозь I позицию (не полное касание подошвой пола); непродолжительный ход стопы по полу (исполнение выглядит гораздо интереснее, когда пятка не приподнимается от пола, вплоть до IV позиции); потеря правильной постановки корпуса.
Battement tendu [3, с. 128]
Музыкальный размер 2/4
1-2
3-4
5 6 7-8 |
3/4
1/4 3/4 1/4 3/8 3/8 7/8 |
3 tendus вперед
tendu в сторону Л 3 tendus назад tendu в сторону Л 3 jetes вперед 3 jetes назад Л 7 jetes в сторону I, закончить V |
П-II
|
1-8 | обратно |
Некоторые педагоги не приветствуют комбинирование заданий battement tendu в экзерсисе у палки с частой сменой опорных ног. Связано это с тем, что учащиеся запаздывают с переносом центра тяжести с одной ноги на другую, что, в свою очередь, приводит к нарушению ритмопластического рисунка и неуклюжему выведению последующего battement. Однако, как следует из примеров мастеров ушедшего века, они не боялись такой сложности. Видимо, учащимся заранее объяснялось, что вес тела передается во время закрытия, а не после возвращения ноги в V позицию.
Вывод
Построение урока классического танца должно быть продуманным, учитывающим множество факторов. Содержание урока должно зависеть от периода обучения. Например, экзерсисы после каникул, по насыщенности, должны быть составлены просто и бережно. Составление зависит от психофизического состояния учащихся. Экзаменационный урок должен кратко показать весь пройденный материал. Из всего сказанного выше можно заключить, что принципы комбинирования заданий с лейтмотивным движением battement tendu можно условно классифицировать. Учебные примеры Асафа Михайловича Мессерера лучше всего подойдут для ситуаций, когда учащиеся приходят в класс после длительного перерыва. А эстетское отношение Юлия Иосифовича Плахта к малейшим деталям классического танца делает его задания подходящими для показательных уроков и экзаменационных работ.
ЛИТЕРАТУРА
- Мессерер А. Уроки классического танца, М.: Лань, 2004. 400 с.
- Кузнецов И. А. М. Мессерер — 20 уроков классического танца. М.-СПб.: Рос. ин-т театр. искусства, Академия Рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2016. 156 с.
- Кузнецов И. Ю. И. Плахт — 40 уроков классического танца. М.-СПб.: Рос. ин-т театр. искусства, Академия Рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2017. 174 с.
- Ваганова А. Основы классического танца. Л.: ОГИЗ-ГИХЛ 1934. 192 с.
5.Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой №1 (54) 2018