Тема: «Звуки вокруг нас»

     Табынбаева Жаннат Жаксылыковна – тәрбиеші жоғары санат

Түркістан облысы Кентау қаласы МКҚК «Дәуір» бөбекжай-балабақша

Технологическая карта организованной-учебной деятельности

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социум», «Здоровье».
Раздел: РАЗВИТИЕ РЕЧИ для старшей группы

Тема: «Звуки вокруг нас»

1.Образовательный аспект:

Образовательная область «Коммуникация»: Продолжать учить  вслушиваться в звучащее слово, четко и внятно произносить слова, самостоятельно находить сходные и разные по звучанию слова, дифференцировать по длительности звучания (слова длинные и короткие).  Тренировать умение образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных, преобразовывать  слова с помощью суффиксов –ик-, -ищ-. Совершенствовать умение  переключать слуховое внимание.

Образовательная область  «Познание»:  Вызвать интерес к слову.

Образовательная область «Здоровье»: Способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровье сберегающих технологий.
2. Развивающий аспект: 

Развивать слуховое  внимание,  речь,  и быстроту двигательной реакции.

  1. Воспитательный аспект: 
    Образовательная область «Социум»:  Стимулирование коммуникативно-речевой деятельности . Воспитывать любовь к родному языку. Способствовать развитию умения соблюдать в ходе игры элементарные правила.

Методические приемы.
1.Наглядный: (показ, демонстрация)
2. Словесный:   вопросы, пояснения.
3. Игровой:  дидактическая игра.

Материал: интерактивная доска, билеты, корзинка,  фишки, «Звуковые часы», веревка, предметные картинки,  предметы и игрушки, сундучок.

Словарная работа: девочка, мальчик, ребенок, сын, дочка, лилипутик, великанище, голубочки

 

Э/Д Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Раздается звонок. Появляется Мудрая Сова, она передает детям послание, но ее не слышно.

– Как узнать, что в письме?

– Как?

Мудрая Сова: «Здравствуйте, дорогие ребята. Я знаю, что вы любите приключения. Поэтому приглашаю вас в страну слов, где вас ждут самые разные игры. Добраться до этой страны можно на любом транспорте. Выбирайте вид транспорта, покупайте  волшебный билет и отправляйтесь».

– Спасибо. Дети, ну что, принимаем приглашение?

-Тогда надо определиться, какой вид транспорта нам подойдет. Надо выбрать такой транспорт, чтобы хватило места каждому и  было удобно. Какие есть предложения?

-Хорошо, а где мы возьмем самолет? Какие есть идеи? (подводит к мысли о том, что надо построить из стульев).

 

-Ребята, а без чего нас не пустят на борт самолета?

-Где нам взять билет?

-Как купить без денег? Не забывайте, что билет волшебный.

Упражнение «Кто я?»

-Билет  купит тот, кто подумает  и ответит про себя, кто он. Сказать надо про себя лишь одно слово, наиболее  подходящее (ребенок, мальчик, девочка, внучка, дочка, сын, брат, малыш и др.)

 

 

-Послушать.

-Включить звук.

-Воспитатель включает звуковое письмо и предлагает детям внимательно его прослушать:

 

-дети соглашаются

– Воспитатель обсуждает с детьми их варианты, обращая внимание на количество мест и удобство. Останавливаются на самолете.

 

-Без билета.

– Купить.

-Надо купить без денег.

 

Дети, получив билет, проходят в самолет и садятся на места.

Организационно-поисковый – Дети, чтобы самолет отправился в путь, надо закрыть глаза и сосчитать до пяти.

Воспитатель  тем временем готовит необходимую обстановку в группе: открывает «Звуковые часы», сундучок, выкладывает веревку,  корзинку, предметные картинки, предметы, игрушки.

– Вот мы и прилетели в волшебную страну слов. Осмотритесь по сторонам.  Видите что-то необычное?

– Мудрая сова обещала игры и сюрпризы, давайте посмотрим, что нас ожидает. Вот корзинка, на ней написано «Слова». Но здесь я не вижу  слов, только фишки. Почему я не вижу слов?

-Слова  не написаны. Слова можно увидеть, если они написаны буквами. А если они не написаны, их можно только услышать.

– Ой, ребята, в корзинке еще есть записка. Я сразу её не заметила. Читаю: « Эти фишки выдавать за каждый правильный ответ. В конце  каждой игры  подсчитаете количество очков и определите победителя.  В конце приключения победителя  ждет награда . Только отвечать надо по одному, не вместе, не выкрикивать и не перебивать другого. Мудрая сова».

Поняли, что написала Сова?  Вы согласны с её предложением? Тогда давайте играть.

– Ребята,  давайте  обратим внимание на  предметы, которые вы заметили в  стране слов. Посмотрите, какие интересные  часы. Чем они отличаются от обычных часов?

–  Да, на картинках изображены разные предметы. Произнесите названия изображенных предметов словами.

–  Вы называли предметы словами. Найдите на часах  два слова-названия, сходные по звучанию .

– Отыщите два названия, разные по звучанию.

-Назовите слова, которые начинаются со звука А

По ходу ответов воспитатель указывает стрелками на  картинки, которые называют дети. Вместе с детьми анализирует правильность выполнения задания. За правильный ответ ребенок получает фишку. Определяется победитель игры.

– Ребята, вы услышали разные слова: и похожие по звучанию и разные. А еще чем могут слова отличаться?

– Дети, почему короткое слово произносится быстро?

– Дети, а если в слове много звуков. Как оно будет звучать?

– Если слово звучит долго, то какое это слово?

– А как можно определить, длинное слово или короткое?

 

-Дети, давайте поиграем в игру «Определи длинное – короткое слово». Выстраивайтесь в линию возле веревки. Я раздаю вам картинки. Вы проговариваете  слово медленно и  одновременно прошагиваете вперед.

 

-Дети, объясните, почему так случилось, что один стоит  совсем рядом с веревочкой. Почему  второй  отошел примерно на середину? Почему другие стоят дальше всех?

 

-Дети. Посмотрите, что у нас получилось?  (Имена 3 детей) произносили разные слова (воробей, голуби, сорока), а оказались рядом. Почему?

– Дети, подумайте, как можно изменить эти слова, чтобы они стали или короче, или длиннее?

Если дети затрудняются, задаю следующий вопрос.

– Дети, как можно изменить слове голуби на более ласковое? (голубочки).

-Прошагай заново слово голубочки. Почему (имя) прошагал немного вперед?

Дети закрывают глаза и считают до пяти. Звучит музыка.

 

 

 

(ответы детей.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– давайте играть

 

 

 

– Вместо цифр на часах картинки.

 

(жук-лук, рак-мак).

 

(карандаш, Буратино)

(арбуз, автобус)

 

 

 

 

 

-Они могут быть короткие и длинные.

– В нем мало звуков.

-Долго.

-Длинное.

-Прошагать.

 

-Дети выполняют задание по очереди. Воспитатель обращает внимание всех детей  на место, где они остановились.

– Кто рядом с веревкой, у тех слова короткие, а кто дальше- длинные.

– Слова по длине одинаковые, поэтому все трое оказались рядом.

 

-Слово стало длиннее.- дети получают фишки.

 

  Физминутка.  Игра «На лужайке»

– Дети, а вот и последний сюрприз Мудрой совы. Что это?

– Для чего нужен сундучок?

 

– Как узнать, что лежит в этом сундучке?

– Как открыть?

– Но у меня нет ключа.

Воспитатель поворачивает сундук в разные стороны.

-Дети, на крышке сундука написаны слова «лилипуты», «великаны» и еще разные слова.  Может это нам как-то поможет? Кто такие лилипуты? А великаны?

-Ребята, лилипуты любят все уменьшать. А великаны- увеличивать. Давайте попробуем написанные на сундучке  слова уменьшить и увеличить. Например, слово лилипут. Если его уменьшить, получится лилипутик, а если увеличить – лилипутище.

Великан- великанчик- великанище

Куб- кубик-  кубище

Дом- домик- димище

Ключ-ключик- ключище

Замок- замочек- замочище.

Воспитатель за правильный ответ выдает фишки.

 

– Сундучок.

– Чтобы что-то складывать.

-Открыть.

– Ключом.

 

 

 

(ответы детей).

 

Рефлексивно-корригирующий -Вот наш сундучок и открылся. Мудрая сова приготовили для победителей медали (показывает) и сюрпризы для всех детей. Давайте посмотрим, кто сколько фишек заработал. Что надо сделать?

 

– Дети, пора возвращаться  в группу. Предлагаю снова закрыть глаза и досчитать до пяти.

 

– Дети, понравилось вам играть? Какие игры понравились? Что запомнилось? Какие задания в играх были трудные? Что помогло справиться?

-Вы молодцы, научились играть словами. Скоро научимся их читать.

 

 

(посчитать).

Определяются победители. Награждаются медалями. Все дети получают сладкие сюрпризы.

 

 

 

 

 

Ожидаемый результат: с поставленной задачей справились.

Знать: звучащее слово, четко и внятно произносить , находить сходные и разные по звучанию слова

Иметь: слуховое внимание, речь, и быстроту двигательной реакции

Уметь: умения соблюдать в ходе игры элементарные правила, беречь и сохранить природу, птиц, животных

 

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *