“Значение ударения в словах”

Носуленко Наталья Константиновна

Тема: «Значение ударения в словах»

Задачи: дать понятие означении ударения в словах; выработать умение выделять ударение в словах; на примерах показать роль ударения; познакомить с условным обозначением ударения.

I Организационный момент.

Давайте поздороваемся.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

– Доброе утро!

– Доброе утро!

Солнцу и птицам

Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

Пусть доброе утро

Длится до вечера! (слайд №3)

Посмотрите сколько к нам сегодня пришло гостей на наше занятие. Давайте поздороваемся. (дети здороваются)

Настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие. На занятии мы должны быть внимательными, сидеть тихо, не отвлекаться.

II Ход занятия:

-Скажите пожалуйста, что мы с вами изучаем на занятии обучения грамоте? (звуки и буквы).

-Что такое звуки и буквы? Чем они отличаются? (звуки мы произносим, слышим, а буквы видим, пишем, читаем).(слайд №4)

-А какие бывают звуки? (гласные и согласные).

-Какие звуки называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем?

Какие бывают согласные звуки и какими цветами мы их обозначаем? (слайд №5)

-Хорошо. Молодцы!

-На последнем занятии ребята, мы с вами делили слова на части (слоги).

-Кто мне скажет, каким способом можно слово разделить на слоги?

прохлопать слово и сосчитать хлопки, например: Зи-ма, сне-жин-ки. (слайд № 6)

Скажите пожалуйста какое у нас с вами сейчас время года? (зима)

Конечно Зима.

Сейчас я прочту вам стихотворение о зиме, вы внимательно прослушайте его. (слайд № 7)

Наконец пришла зима

Стали белыми дома,

Снег на улице идет,

Дворник улицу метет,

Мы катаемся на санках,

Пишем на катке круги,

Ловко бегаем на лыжах

И играем все в снежки.

-О чем говорится в этом стихотворении? О времени года «Зима».

-Правильно! Что еще описывает автор этого стихотворения? То, что на улице идет снег, все дома стали белыми, дворник метет улицы, мы катаемся на санках, лыжах, коньках и играем с снежки. Правильно молодцы.

III Сюрпризный момент:

-Ребята что такое, что за шум? (под музыку входит снеговик)

-Это кто к нам в гости пришел? (снеговик)

Снеговик: здравствуйте ребята! (дети здороваются со снеговиком)

Снеговик: Меня к вам прислал волшебный молоточек, на улице очень холодно и сам он не смог прийти. Попросил передать вам видеозапись.

Молоточек: (аудиозапись) Здравствуйте ребята зовут меня «Ударение». Я хочу рассказать вам, что такое ударение и научить определять ударный слог в слове.

-Так что же такое ударение? Давайте разберемся.

-Ударение — выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог произносится сильнее, громче, чем безударный, тянется дольше.

-Ударение в слове обозначается маленькой черточкой, которую будем ставить на схеме над ударным слогом. Ударения падают только на гласный звук. Ударение играет важную роль в правильном произношении слов. (слайд № 8)

— Вот какую видеозапись передал нам молоточек.

-Ребята давайте вспомним наше стихотворение, и выделим несколько слов и назовем первый слог, второй слог. Послушайте и скажите, какой из этих двух слогов я произношу с большей силой- первый или второй?

-Сильнее произносимый слог называется ударным. По нему как бы ударяем голосом, и он произносится громче, чем другие слоги в этом слове. («Дома», «Дворник», «Каток», «Снежки») (слайды № 9,10,11,12)

Давайте немного отдохнем.

Физминутка.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.   (слайд №13) 

Молодцы ребята! Садимся на свои места.

А теперь давайте с вами поиграем. Игра наша называется «Снежки». Я кину снежок, но этот снежок не простой, а с заданием. Вы должны будете посмотреть на картинку, назвать ее разделить на слоги и указать ударный слог. На столе есть схемы, будьте внимательны.

(воспитатель кидает снежки)

Самостоятельная работа детей  «Санки», «Коньки, «Снеговик», «Лыжи»

(ответы детей по заданию)

-Молодцы ребята, все правильно сделали.

Снеговик: а тебе понравилось наше занятие?

Снеговик: да конечно! Все ребята молодцы! Я знаю стих про ударный слог. Я буду рассказывать, а вы повторяйте за мной.

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит

Молодец снеговик!.

Снеговик: спасибо ребята, мне очень грустно с вами расставаться, но мне пора возвращаться в лес!

-Снеговик не расстраивайся!

-Дети, а у вас хорошее настроение? (ответы детей)

-Давайте подарим частичку хорошего настроения снеговику, чтобы он перестал грустить!

(дети дарят снежинки снеговику.)

Снеговик: спасибо ребята! До свидания!!!

(дети прощаются со снеговиком)

Рефлексия:

-Вам понравилось сегодняшнее занятие?

-Что нового вы узнали на занятии? Чему научились?

-Как обозначается ударение?

-Для чего нужно уметь ставить ударение в словах?

-Молодцы!

Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями. (дети прощаются) Все ребята молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *