Проект “Детский сад-территория здоровья”
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Принципы проекта.
- Актуальность проекта
- Вид проекта.
- Цель проекта.
- Ожидаемый результат.
- Основное содержание проекта.
- Этапы реализаций проекта.
- Продукт проектной деятельности.
- Перспективное развитие проекта.
- Выводы.
- Заключение.
- План выполнения проекта.
- Используемая литература.
Педагогический проект
«Детский сад – территория здоровья»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
1.Введение
Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. Здоровые дети – это основа жизни нации. Выдающийся педагог, автор «Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они по выпадали бы все из окон, по утонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и по заболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Действительно, только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим здоровьем, беречь его.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, низкая двигательная активность и физическая деятельность детей, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту – факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас практически здоровых детей немного.
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.
На основании годовых задач детского сада, все воспитатели и другие узкие специалисты, определяют направление своей деятельности и ставят перед собой свои задачи. Современные методы здоровье сбережения присутствуют во всех видах педагогической деятельности. Педагоги и медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка. И я, как воспитатель, изучив методическую литературу, использую здоровье сберегающие технологии в организованной образовательной деятельности, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, что помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить творческий потенциал каждого малыша.
На основании вышесказанного, мной был разработан долгосрочный проект по здоровье сбережению воспитанников «Детский сад-территория здоровья» на 1 год.
2.Приципы проекта:
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности – поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по здоровье сбережению детей.
- Принцип комплексности и интерактивности – решение здоровье сберегающих и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.
- Принцип результативности и гарантированности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой медико-психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
3.Актуальность проекта:
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом. Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
4.Вид проекта: практико-ориентированный
По содержанию: социально – педагогический
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.
По времени проведения: 2020-2021 учебный год (долгосрочный)
5.Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни.
Задачи проекта:
– создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
– повышать интерес родителей путём просветительской работы к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
Проблема: физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость?
6.Ожидаемый результат:
- Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
- У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
- Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
- Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников.
Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта «Детский сад – территория здоровья» будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование – здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.
7.Основые срдержания проекта
– практические
Оздоровительная работа
Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей
Пальчиковые игры
Физкультминутка
Упражнения на дыхание
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для глаз
Релаксационное упражнение
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
– словесные
Беседы
Чтение художественной литературы.
Заучивание стихотворений.
Консультации
Рассказывание
Инструкции
– наглядные
Организация выставок, конкурсов.
Сбор фотоматериала.
Рассматривание иллюстраций.
Информационно-агитационные стенды
Личный пример взрослых
Театрализованные представления
Просмотр видеоинформации
На основании годовых задач детского сада, все воспитатели и другие узкие специалисты, определяют направление своей деятельности и ставят перед собой свои задачи. Современные методы здоровье сбережения присутствуют во всех видах педагогической деятельности. Педагоги и медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка. И я, как воспитатель, изучив методическую литературу, использую здоровье сберегающие технологии в организованной образовательной деятельности, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, что помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить творческий потенциал каждого малыша.
Образовательные области:
Образовательная область «Познание»
– «Где живет витаминка?» (Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью) .
– «Это я!» (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, формировать любовь к жизни, чувство радости существования) .
– Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие. (Закреплять знания детей о своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много нужных и полезных органов)
– Для чего нужны зубы? (Познакомить детей с тем, что такое зубы и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью) .
– «Как быть здоровым?» (Воспитывать бережное отношение к своему здоровью)
– «Растения, которые лечат».
Образовательная область «Коммуникация»
– Беседы «Как я буду заботиться о своем здоровье», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «На зарядку, становись», «Как надо одеваться, чтобы не болеть», «Правила гигиены», «Витамины полезны для здоровья»
– Составление рассказов об овощах и фруктах.
– Составление рассказа «Как мы измеряли рост».
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
– Чуковский К. И. «Айболит», «Мойдодыр»
– Шалаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. «Правила поведения для воспитанных детей»-
– Токмакова И. «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»
– Крылов А. «Как лечили петуха»
– М. Безруких «Разговор о правильном питании»
– В. Бондаренко «Язык и уши»
– Л. Зильберг «Полезные продукты»
– Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы», «Дружи с водой»
-А. Крылов «Как лечили петуха»
Образовательная область «Социализация»
– Д/игра «Оденем куклу на прогулку»
– Д/игра «Узнай и назови овощи и фрукты».
– Д/игра «Таня простудилась»
– Д/игра «Назови виды спорта»
– Д/игра «Если кто-то заболел»
– С/Р игра «Овощной магазин»
– С/Р игра «Поликлиника», «Больница», «Аптека», «Детский сад», «Семья»
Образовательная область «Труд»
– Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. (Познакомить с медработниками детского сада, их кабинетом, для чего необходим медкабинет, что в нем есть; учить не бояться врачей) .
– Экскурсия в аптеку.
-Беседа «Как доктор лечит людей»
Образовательная область «Безопасность»
– Беседа «Осторожно – лекарство», «Как вести себя во время болезни»,
– Просмотр мультфильмов.
Образовательная область «Музыка»
– Прослушивание колыбельных песен, произведений В. Моцарта, Л. Бетховена.
Образовательная область «Художественное творчество»
– Рисование «Овощи и фрукты», «Мы гуляем на участке»
– Конструирование «Больница для зверюшек»,
– «Изготовление рецептов для игры в больницу»
– Аппликиция «Консервированные овощи в банке»
Образовательная область «Физическая культура»
-Утренняя гимнастика
-физкультурные занятия
-эстафеты
-соревнования
-подвижные игры,
-физкультурные досуги.
8.Этапы реализаций проекта:
- Подготовительный
-проведение анализа нормативно-правовой базы и приведение её в соответствие с законом «Об образовании», изучение понятий, касающихся темы проекта;
-мониторинг уровня заболеваемости детей на начало учебного года;
-блиц – опрос детей;
-изучение условий реализации проекта;
-привлечение родителей к участию в проекте;
-утверждение проекта и источников финансирования.
-определение цели и задач;
-анкетирование родителей;
-разработка перспективного плана работы с родителями
-разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий.
- практический
-проведение цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента;
-проведение цикла тематических бесед;
-проведение туристических походов совместно с родителями;
-проведение спортивных праздников, досугов и развлечений с родителями.
-организация просветительской деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки ЗОЖ, организации активного отдыха в семье;
День здорового ребёнка «Модуль здоровья»;
-оформление коллажа совместно с родителями;
-подготовка выставки детских рисунков;
-создание альбома детских рассказов.
III заключительный
-подведение итогов реализации проекта:
-проведение недели здоровья с педагогами и детьми;
-заключительный спортивный праздник;
Анкета для родителей
-исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга;
Мультимедийная презентация инновационного опыта по итогам реализации проекта.
Продукт проектной деятельности:
Продуктом педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья» являются:
- Перспективный план организации физкультурно-досуговых мероприятий и цикл тематических физкультурных занятий;
- Анкета для родителей «Здоровье вашего ребенка», «Растём здоровыми».
3.Цикл тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента: «В страну Здоровья», «Что мы знаем о здоровье», «Мама, папа, я – спортивная семья», «С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны»;
- Тематические беседы: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» – «Укрепление детского здоровья» «Личная гигиена»;
- Туристические походы: «В гости к стомотологу»;
- Разработки сценариев спортивных праздников: «В сказку за здоровьем», «Мама, папа, я – спортивная семья!», досугов «Будь, здоров!» (с включением пальчиковой гимнастики), развлечение «В гости к Айболиту», «Морское путешествие», «Мой весёлый звонкий мяч», «Весна» (с элементами психогимнастики);
- Просветительская и консультативная деятельность с родителями и: цикл консультаций для родителей
- Картотека самомассажа «Чтоб улыбка сияла», «Всё о дыхательной гимнастике», артикуляционная гимнастика;
- Мультимедийная презентация инновационного опыта.
Перспективы развития проекта.
Данный проект может быть использован другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы. Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением младших дошкольников и их родителей.
Разработать методическую базу для детей 4-5 лет (серию физкультурных занятий совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-родительской паре, сценарии досугов);
Для спортивной площадки приобрести необходимое оборудование;
Обогатить туристические походы практическим инвентарем (палатка, рюкзак, раскладной стульчик, москитные панамы);
Представить родителям презентацию: «10 правил здоровья».
Вывод: Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалась у стойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Туристические походы, физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и выносливость организма; оказывали положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Повысилась активная родительская позиция в потребности дошкольников в движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. А в целом родители считают, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни. Согласно полученным данным анкетирования на предмет удовлетворенности родителей в использовании нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по формированию потребности в здоровом образе жизни, проект «Детский сад – территория здоровья» имеет высокий рейтинг.
9.Заключение.
Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе мы учили детей сохранять своё здоровье, заботиться о нём. Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни. Нужно проводить интересные праздники, утренники, походы в парк, все эти мероприятия учат детей заботиться о своем здоровье, помогают практически применять полученные знания на занятиях. Конечная цель данного проекта: создание эффективной модели сбережения здоровья детей в условиях детского сада.
10.План выполнения проекта:
№ | Виды деятельности | Содержание |
1 | Изучение тематики, формулировка проблемы. | Раскрытие новых эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. |
2 | Ежедневная профилактика | Консультация:
“Гендерное воспитание ребенка в семье” |
3 | Беседы | Овощи и фрукты – полезные продукты» ;
-Экскурссия в медицинский кабинет; ” Топ – 10 фраз, которые нельзя говорить детям”«Огонь – друг или враг человека?» |
4 | Игры | «Игры экспериментирования:
«Нюхаем, пробуем, слушаем, трогаем»; Отгадывание загадок об органах чувств; |
6 | Прогулка и физкультура на прогулке | Экскурссия в медицинский кабинет; закаливающе процедуры |
8 | Досуги, развлечения | Продуктивная деятельность: аппликация «Висят на ёлке
бусы»; |
9 | Работа с родителями | ” Влияние одежды на здоровье ребенка” |
10. | Анализ проделанной работы | «Роль совместного отдыха детей и родителей».
|
Литература
- Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1983.
- Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. М., АРКТИ, 2001.
- Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2005.
4. .Х.Досмұхамедұлының «Денсаулығыңды сақтай біл», А.Алдашевтың «Қазақтың халық медицинасының құпиясы»
5. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.
6. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.
7. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.
8. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
Перспективное планирование на 2019-2020 учебный год
Цель:
Повысить профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровье сберегающих технологий.
Задачи:
Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровье сбережения;
Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровье сбережения .
Этапы реализации проекта
|
Участники проекта | Сроки | Ожидаемый результат |
Мониторинг
Анкетирование родтелей
-Ситуация общения на тему: «Когда остаешься один».
|
Воспитатели
дети
|
сентябрь | Научить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни, предостеречь от контактов с незнакомыми людьми |
-Беседа на тему: «Овощи и фрукты – полезные продукты» ;
-Экскурссия в медицинский кабинет; Папка передвижка: ” Топ – 10 фраз, которые нельзя говорить детям” |
Воспитатели
дети мед.работники родители |
октябрь | Закрепить знания о продуктах, богатых витаминами;
Уточнить представление о том, что такое здоровье и как его сберечь, наблюдения за работой медсестры. |
Проблемная беседа «Огонь – друг или враг человека?»
Консультация: ” Влияние одежды на здоровье ребенка” |
Воспитатели
родители дети |
ноябарь | Объяснить детям причины пожара и его последствия; |
Беседа о правилах поведения около ёлки.
Продуктивная деятельность: аппликация «Висят на ёлке бусы»; |
Воспитатели
дети родители |
декабрь | Познакомить детей с легковоспламеняющимися игрушками, которыми нельзя украшать елку;
|
Чтение стихотворения Л. Гржибовской «Соблюдайте режим дня»;
Папка – передвижка: “Оздоровительно – развивающие игры с детьми дома” |
Воспитатели
дети родители |
январь | Показать важность соблюдения режима дня. |
Беседа-размышление
«Запомните, детки, таблетки – не конфетки!»; Сюжетно ролевая игра «В аптеке»; |
Воспитатели
Дети |
февраль | Разъяснить детям, когда лекарства бывают полезными, а когда опасными для жизни. |
Игры экспериментирования:
«Нюхаем, пробуем, слушаем, трогаем»; Отгадывание загадок об органах чувств; Консультация: “Гендерное воспитание ребенка в семье” |
Воспитатели
дети родители |
март | Формировать элементарные представления о роли органов чувств в жизни человека. |
Собрание на тему
«Роль совместного отдыха детей и родителей».
|
Воспитатели
дети родители |
апрель | Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования бытовой техникой |
Д/и «Узнай растение»;
Рассматривание иллюстраций лекарственных растений. Отчет на пед совете. |
май | Рассказать детям о пользе лекарственных растений.
Анализ результатов совместной деятельности. |
Результаты диагностики:
2018-2019 учебный год (старшая группа «Радуга»):
Уровень | начало года | конец года |
Высокий | 7 % | 12% |
Средний | 40% | 61% |
Низкий | 53% | 27% |
Уровень освоения программы повысился на 26 %
«Детский сад – территория здоровья»
1 | Название проекта | «Детский сад – территория здоровья» |
2 | Аннотация | Реализация проекта предусматривает целенаправленные совместные усилия педагогов, детей, родителей, медицинских работников. Алгоритм педагогической деятельности по здоровье формированию и здоровье сбережению строится в направлении от диагностики, к прогнозированию результатов, а также формированию потребности в здоровом образе жизни, к нравственному самовоспитания. Таким образом, проект предназначен для профессионального решения вопросов по здоровье сбережению в детском саду и формирует нравственно и физически здорового, а значит полноценного члена общества. |
3 | Цели проекта | Формировать у детей и родителей практические умения и навыки в области физического воспитания и оздоровления. Спроектировать инновационную модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью, что станет предпосылкой повышения уровня нравственного и физического здоровья детей. |
4 | Срок реализаций пректа | 2019 год сентябрь-2020 год май |
5 | Сроки выполнения проетка | |
6 | Участники | Воспитатели групп,и |
7 | Ожидаемый результат | Повышение квалификации и профессионализма педагогов в вопросах оздоровления детей дошкольного возраста. Мотивация родителей и детей на ЗОЖ. Сохранение традиций детского сада в проведении Дней здоровья, семейных праздников, туристических походов и т.д. Занятия физической культурой и спортом, здоровый образ жизни входят в повседневную жизнь семьи. |
8 | Ответсвенный | Воспитатель я/с «Нұрбөбек» Байгенжинова Л.К |