ТҰЛҒААРАЛЫҚ ҚАРЫМ-ҚАТЫНАС МӘДЕНИЕТІ ЖӘНЕ СТУДЕНТ ЖАСТАРДЫҢ ӘЛЕУМЕТТЕНУІ
КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
ТҰЛҒААРАЛЫҚ ҚАРЫМ-ҚАТЫНАС МӘДЕНИЕТІ ЖӘНЕ СТУДЕНТ ЖАСТАРДЫҢ ӘЛЕУМЕТТЕНУІ
CULTURE OF INTERPERSONAL COMMUNICATION AND SOCIALIZATION OF STUDENTS YOUTH
Аннотация: Әлеуметтену – адамның қоғамға, оның түрлі салаларына кіруі және жастар үшін қажетті заңдар мен принциптерді алуы. Әлеуметтенудің басталуы бар, бірақ оның соңы жоқ. Адам өз өмірін әлеуметтендірді. Әлеуметтену-тұлғаны қалыптастыру, мәдениетті игеруде үлкен рөл атқарады. XIX ғасырда Имануэль Кант біздің дамығанымызды, бірақ жеткілікті дәрежеде мәдениет ті емес екенімызді жазды. Әлеметтену жағдайы – үй және қоғам. Осы тұста бізді қызықтыратыны қоғамнынның әлеуметтенуі.
Аннотация: Социализация-это вхождение человека в общество, в различные его сферы и получение законов и принципов, необходимых для молодежи. Начало социализации есть, а конца ее нет. Человек всю жизнь социализируется. Социализация играет огромную роль в формировании личности, приобретении культуры. Еще в XIX веке Имануил Кант писал, что мы черезчур цивилзованные, однако недостаточно культурные. Социализация есть домашная и общественная. В данном случае нас интересует общественная социализация.
Abstract: Socialization is the entry of a person into society, in its various spheres and obtaining laws and principles necessary for young people. There is a beginning of socialization, but there is no end to it. Man socialized all his life. Socialization plays a huge role in the formation of personality, the acquisition of culture. Back in the 19th century, Imanuel Kant wrote that we were too civilized, but not cultural enough. Socialization is home and social. In this case, we are interested in social socialization.
В настоящее время казахстанское общество претерпевает глубокие, качественные изменения в политической и социально-экономической сферах жизнедеятельности связанные с Целью и задачами построения независимого правового, демократической государства. Эти изменения носят весьма сложный и противоречивый характер, так как помимо несомненных позитивных сдвигов в общественном развитии страны имеет место и ряд негативных явлений, среди которых далеко не последнее место занимает духовный, моральный кризис в нашем обществе.
Смена политической и экономической систем повлекла за собой разрушение традиционной системы ценностей, что привело к потере большей частью населения ценностных установок и нравственных ориентиров в жизни. В условиях существующих сегодня жестких законов рынка, вследствие резкого социально-экономического расслоения общества и обнищания основной массы населения взаимоотношения между людьми носят преимущественно прагматический, меркантильный характер, что приводит к еще большей отчужденности человека в обществе. Такая морально-психологическая ситуация отнюдь не способствует единству и консолидации многонационального казахстанского общества, а следовательно, предполагает возможность угрозы внутриполитической стабильности в стране. В этой связи несомненную актуальность приобретает необходимость формирования и воспитания у казахстанских граждан культуры межличностного общения, так как сфера межличностного общения является одной из наиболее важных в системе общественных отношений.
В подавляющем большинстве случаев межличностное общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или иную деятельность. От того, насколько успешно протекает общение людей на межличностном уровне, зависит эффективность их совместной деятельности. В силу того, что люди являются носителями общественных отношений, изменения, происходящие в отношениях между отдельными индивидами, влекут за собой изменения в отношениях между большими социальными группами, вызывая тем самым различного рода социальные изменения в обществе. Следовательно, от характера и содержания межличностного общения зависят, в конечном итоге, характер и содержание общественных отношений. Иными словами, «социальные отношения людей являются продуктом их действительных отношений друг к другу»./1/ При этом, следует отметить, что в свою очередь и общественные отношения детерминируют содержание и направленность межличностного общения. Такая взаимозависимость межличностных и общественных отношений обуславливает необходимость ответственности каждого человека за его общение с другими людьми, что и дает основание говорить с другими людьми, что и дает основание говорить о таком феномене, как культура межличностного общения.
Понятие культуры межличностного общения имеет несколько смысловых значений, два из которых, на наш взгляд, являются основными:
1) культура межличностного общения как способ контроля и регуляции человеческих отношений на личностном уровне;
2) культура межличностного общения как уровневая характеристика качества межличностного общения.
В первом случае под культурой межличностного общения понимается система норм и правил межличностного общения, принятых и усвоенных членами социальной группы или обществ и применяемых ими в качестве основных принципов и способов формирования межличностных отношений общающихся друг с другом людей. Во втором случае культура межличностного общения, являясь качественной характеристикой межличностного общения, характеризует ее состояние и реальный уровень в обществе, степень распространения и уровень моральной регуляции в коммуникативном поведении людей.
Исходя из содержательной сущности культуры межличностного общения мы видим, что данная культура является совокупностью духовных и поведенческих факторов, благодаря которым осуществляется взаимодействие между людьми.
Духовные факторы предполагают, прежде всего, гуманистическое мировоззрение, то есть осознание человека и отношение к человеку как к главной цели и ценности жизни. Такое отношение подразумевает, что в ходе межличностного общения происходят процессы взаимопознания, взаимораскрытия, взаимопроникновения, взаимопонимания. эмоционального сопереживания и взаимовлияния общающихся личностей. Культура межличностного общения помимо обмена информацией подразумевает глубинную, психологическую связь субъектов общения, культурное межличностное общение духовно обогащает` и сближает людей.
Овладение культурой межличностного общения предполагает также усвоение социальных, нравственных норм, принципов и ценностей, которые именно в межличностном общении перестают быть абстрактными. При этом степень распространения и устойчивости нравственных норм и ценностей, регламентирующих поведение человека, свидетельствует об уровне культуры межличностного общения. Памятуя о существовании проблемы абсолютности и относительности одних и тех же нравственных норм и ценностей в различных социальных группах или общностях, отметим, что все же существуют так называемые «транс культурные», общечеловеческие. универсальные нравственные нормы и ценности межличностного общения и отношений между людьми, такие, как гуманизм, толерантность, уважение и милосердие, ненасилие, интернационализм, патриотизм. Что касается нравственных норм, не принадлежащих к числу универсальных, то здесь следует отметить, что каждая конкретная общность людей сама вырабатывает систему нравственных норм, формирует эталоны общения, задает образцы поведения, «которым личность (как член данной общности примеч. автора) приучается следовать повседневно при взаимодействии с другими людьми». /2/ Пренебрежение нравственной нормативностью во взаимоотношениях между людьми затрудняет проникновение культуры в сознание людей, ведет к углублению процесса отчуждения в сфере межличностного общения и к деформации общения на личностном уровне, что негативно сказывается и на всей системе социальных отношений.
Для овладения культурой межличностного общения недостаточно обучать лишь правилам поведения, необходимо, чтобы человек обладал практическим умением организовывать оптимальное протекание процесса межличностного общения. При этом, «чем богаче духовно личность, тем большее число вариаций поведения доступно человеку и тем более вероятно, что он выберет оптимальный способ поведения». /3/ То есть, культура межличностного общения подразумевает и необходимость у каждого человека навыков межличностного общения, так называемых коммуникативных качеств, реализация которых в общении на личностном уровне является залогом успешности человеческого взаимодействия. По мнению О.И.Даниленко, «оптимальным может считаться общение. в ходе которого между партнерами устанавливаются положительные эмоциональные связи, повышается самооценка и оценка партнера, проявляются перспективы самообразования, & возникающие конфликты решаются без ущерба для личности». /4/ При этом хотелось бы добавить, что выбор правильного способа поведения в межличностном общении будет в немалой степени зависеть и от знания человеком самого себя с целью сознательного управления собственным поведением.
Исходя из вышесказанного можно выделить следующие основные функции культуры межличностного общения:
1) ценностно-ориентационная функция направлена на приобщение человека к ценностям общества и выработку у него ценностных ориентаций;
2) воспитательная функция направлена на формирование и воспроизводство духовных качеств личности, соответствующих общественным потребностям и нормам взаимоотношений между людьми;
3) нормативно-регулирующая функция обеспечивает устойчивость духовных качеств и соответствие поведения человека требованиям. Культура межличностного общения выступает как средство социального контроля за поведением вступающих в межличностное общение людей;
4) коммуникативная функция культура межличностного общения выступает как средство связи между отдельными индивидами и условие их совместной деятельности;
5) гуманистическая функция направлена на формирование отношения к человеку как высшей ценности жизни.
Как видим, поли функциональность культуры межличностного общения способствует регуляции человеческих взаимоотношений в соответствии с общественными требованиями и тем самым подтверждает необходимость привития каждому человеку высокой культуры межличностного общения как важное условие консолидации людей и стабильности в обществе.
Говоря о необходимости формирования и воспитания культуры межличностного общения у казахстанских граждан, нам хотелось бы акцентировать внимание на необходимости формирования и воспитания данной культуры у такой социальной группы, как студенческая молодежь. Такое повышенное внимание к обучающимся в вузах молодым людям обусловлено тем, что, во-первых, студенческая молодежь составляет будущую интеллектуальную элиту общества, на которую завтра лягут все заботы по управлению государством, вследствие чего овладение культурой межличностного общения позволит им успешно осуществлять любую предметную деятельность, требующую взаимодействия с другими людьми.
Во-вторых‚ студенческая молодежь, находящаяся в основном в возрастных пределах от 17 до 23 лет‚ характеризуется высокой жизненной активностью, подвижностью, восприимчивостью, быстротой освоения окружающей действительности, вследствие чего потребность в межличностном общении у данной социальной группы очень глубока. Это связано и с тем, что в силу незавершенности индивидуального развития, у молодых людей сильна тяга к постижению всего нового, они с удовольствием и относительной легкостью вступают в контакты, как со своими сверстниками, так и с людьми более старшего возраста, в этом возрасте у них наблюдается потребность в установлении глубоких эмоциональных связей.
Студенческая молодежь находится в процессе социализации, то есть готовится принять на себя ответственность и статус взрослых людей. «Социализация состоит в том, что человек усваивает язык своего общества и социального слоя, основные роли и нормы, действующие в обществе вырабатывает` социально полезные черты характера, приобретает чувство отвественности, умение соразмерять цели и средства, идеалы и возможности», /5/ то есть, становится зрелой личностью. Социализация включает в себя процесс адаптации‚ в результате которого индивид приспосабливается к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным общностям, к условиям функционирования различных сфер общества. Следующим этапом социализации индивида является процесс включения социальных норм и условий во внутренний мир человека, называемый процессом интериоризации. При этом процесс социализации предполагает не только адаптацию молодежи к социальной среде и преемственность ценностей, но и способность молодого поколения стать субъектом социального обновления, включаться в инновационную деятельность и наиболее перспективные общественные отношения. Это, прежде всего, относится к студенческой молодежи, так как система высшего образования призвана формировать молодых специалистов как высокообразованных людей, осознающих свою активную созидательную роль в обществе. Только через процессы социализации возможно преобразование общественных отношений. От того, какие приоритетные качества будут развиваться сегодня у студенческой молодежи, будет зависеть качественный тип общества. Для общества успех процесса социализации становится своеобразной гарантией того, сумеет ли молодежь занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий. Таким образом, можно сделать вывод, что социализация обеспечивает воспроизводство общественной жизни, социума.
Еще в конце 50-х гг. прошлого столетия в западной социологии и психологии были определены основные модели социализации, одна из которых представлена пониманием социализации как результата межличностного общения./6/ Это связано с тем, что только благодаря межличностному общению индивид имеет возможность полностью раскрыться как личность, так как межличностное общение это неформальное, интимное общение, затрагивающее глубинные слои духовного мира личности. Именно в межличностном общении усваиваемые социальные, нравственные нормы, принципы, ценности становятся достоянием каждой отдельной личности. А потому овладение студенческой молодежью культурой межличностного общения будет способствовать процессу ее социализации, так как нравственные нормы и ценности культурного межличностного общения являются составной частью системы культурных норм, принятых в данном конкретном обществе, кроме того, от уровня культуры межличностного общения общающихся индивидов будет зависеть, насколько успешно протекает их социализация. То есть, через включение человека в культуру межличностного общения происходит его социализация.
Если раньше всегда подчеркивалось воздействие социальной среды на личность, то в последнее время акценты меняются. Нельзя пренебрегать и тем фактом, что, в свою очередь, и от личности, ее индивидуальных черт зависит социальная среда. Вследствие этого можно сделать вывод, что, усваивая культурные нормы, принципы и ценности межличностного общения и, тем самым, социализируясь, индивиды при взаимодействии друг с другом оказывают взаимовлияние на развитие личностных качеств друг друга, влияя при этом на социальную среду в целом.
Происходящие в нашей стране политические и социально – экономические процессы в основных сферах жизнедеятельности общества негативно влияют на его духовную сферу. Современная культурная ситуация такова, что все большее распространение получает массовая культура, рассчитанная на «среднего потребителя». Такая культура отнюдь не несет в себе цели поднять массы до определенного культурного уровня, наоборот, она характеризуется низким качеством и уровнем так называемой культурной продукции, сведенных до запросов мало просвещенной публики. «Вековые культурные ценности заменяются суррогатами массовой культуры и превращают человека в безликое, агрессивное существо. Становится реальной угрозой деградация личности». /7/ Воспитанное на такой культуре молодое поколение не имеет устойчивых моральных представлений и нравственных ориентиров, характеризуется культурной апатией, отсутствием потребности в самообразовании, преобладанием материальных ценностей в качестве ценностных ориентаций, бессодержательным проведением досуга. В такой ситуации становятся возможными и имеют место в обществе явления аномии и асоциального поведения – алкоголизм, наркомания, преступность. Избежать распространения таких социальных патологий можно, делая ставку на студенческую молодежь. Повышая свой образовательный уровень, приобщаясь к богатому культурному наследию человеческой цивилизации и овладевая нравственными нормами и принципами культуры межличностного общения, студенты как представители такой большой социальной группы как молодежь, вступая в межличностное общение со сверстниками, могут выступать в качестве агентов социализации, оказывая важное влияние на их формирование и давая в процессе социализации то, чему они обучены или социализированы сами. Эффективность такою влияния несомненна, так как у молодежи очень велика тяга к групповой жизни и повседневному тесному общению в коллективе, а групповое общение со сверстниками отличается гораздо большей равноправностью взаимоотношений, что очень важно для молодых людей, ибо в этом возрасте они наиболее активно борются за свою автономию и независимость от давления и контроля со стороны родителей (извечный конфликт отцов и детей). ‘ Культура межличностного общения формируется и развивается в любом возрасте, но для молодежи она имеет особое значение, так как в этом возрасте для молодых людей жизненно важной потребностью является любовь и дружба. Наблюдаемые сегодня среди молодежи непостоянство в дружбе, частая смена сексуальных партнеров, большое количество разводов являются последствиями культурной деградации и происходят вследствие отсутствия навыков межличностного общения, неспособности слышать и понять другого человека, неумения искать пути к согласию, а также неспособности к разрешению конфликтов на межличностном уровне.
В настоящее время в условиях все большего усложнения системы социальных отношений не только в нашем конкретном обществе, но и во всем мире наблюдается рост локальных конфликтов в политической, социально – экономической сферах, в сфере межнациональных отношений и т.д., которые носят негативный характер – дестабилизируют отношения в социальных системах, разрушают групповое единство. Привитие высокой культуры межличностного общения студенческой молодежи как будущим высокообразованным специалистам-профессионалам в различных сферах жизнедеятельности людей, как будущим творцам истории позволит им научится избегать конфликтные ситуации, находить пути и способы их разращения мирным путем на основе консенсуса. Такие навыки можно получить, научившись строить свои отношения с Конкретными людьми, для чего необходимо прежде усвоить нравственные нормы и принципы культуры межличностного общения.
Таким образом, овладение культурой межличностного общения студенческой молодежью будет способствовать процессу их социализации и, следовательно, тем самым детерминировать характер общественных отношений в социуме, так как студенческая молодежь является будущим интеллектуальным потенциалом страны, от которого зависит ее будущее. Такая обусловленность позволяет сделать вывод о необходимости изучения процессов формирования, развития и воспитания культуры межличностного общения студенческой молодежи.
Культура современной казахстанской молодежи нашли свое отрожение в выступлении Н.Назарбаева на XVIII сьезде партии «Нур Отан»
В свои права вступило третье тысячелетие. Во всем мире происходят существенные изменения в сфере молодежной культуры. Это в первую очередь связано с тем, что глобальная информационная система Интернет открывает новые возможности для общения и обогащения духовной культуры. За десять лет независимости в Казахстане произошли ряд изменений как в плане социально-экономического развития так и в правовых аспектах. Все эти качественные изменения не могли не отразиться на культуре молодежи. И тем не менее есть определенные сдвиги, старые стереотипы ломаются, новые пробиваются сквозь тернистый путь с большим трудом.
Выдвенутая Президентом на сьезде концепция молодого поколения требует к себе самого особого внимания и дальнейших доработок. Именно с ней в первую очередь связан рост духовной культуры. Старые догмы нас держат, и по сей день. Мы часто с ностальгией вспоминаем прошлую «сытую» жизнь, размышляя категориями «желудка» забывая при этом, что ходили в «кандалах» и «оковах».
И на сегодняшний день возникла острая необходимость пересмотра молодежной политики современного Казахстана, и точнее дополнение и изменение некоторых ее положений.
Своеобразная мода, вкус особенно в музыке и одежде приводит к расхождению мировоззрении между взрослыми и молодежью. Очевиден тот факт, что молодежная культура далека от того, чтобы быть полностью однородной. И в глазах старшего поколения это своеобразная изюминка выглядит как вызов ценностям взрослых, как стремление к чему-то ужасному, хотя на самом деле это не так.
Возникновение особых молодежных культур в современном Казахстане связана в первую очередь с центральной ролью средств массовой коммуникации и повышением интересов к деятельности органов правительства, парламента и местного управления. Наглядным доказательством этого утверждения является возникновение всевозможных дебатных клубов, где часто обсуждаются ряд проблем и пути их решения. Осмысливая истекшие десять лет и процессы, которые происходят внутри государства невольно задаешься вопросами, а что будет дальше? Каков наш дальнейший путь духовного обновления?
Общественно политические процессы являются итогами десятилетней независимости, дающие новые перспективные возможности для реализации намеченных целей.
В настоящий момент складывается весьма благоприятная почва для всестороннего развития молодежи, но проблемы все же существуют. Поскольку молодежь и старшие действуют исходя из своего понимания социального бытия при этом опираясь на общепринятые и личные представления действительности.
Именно такая взаимная отчужденность друг от друга с одной стороны, в также стремление переложить проблему на плечи друг друга с другой стороны, нередко приводит к раздуванию вполне решаемого вопроса и конфликтной ситуации. Стремление молодежи к независимости, обостренное чувство самосознания и неопределенность относительно собственного «Я», безработица нередко приводит к психологическим расстройствам и дегрессиям. Однако именно в настоящий момент идет бурное развитие молодежи““ культуры, способствующее духовному обновлению.
Нынешняя молодежь, которая займет особую позицию в будущем казахстанском и мировом обществе, должны быть не только социально компетентными людьми, но и владеть азами грамотного общения. Грамотное общение как раз таки является эталоном культуры. Отсутствие самой грамматики общения приводит к отмиранию культурных, нравственных эстетических ценностей человеческого бытия. Этому способствует в первую очередь сквернословие ведущий к безнравственности, бездушию, культивирующий насилие, тем самым перечеркивая духовное наследие прошлого дошедшие до нас испытав все тяготы и лишения человеческого безумия.
В качестве примера ведущей к деградации молодежи можно привести результат социологического исследования, проведенного социологическим центром СГУ им ШАКАРИМА в г. Семипалатинске под руководством руководителя социологического центра, доцентом Коноваловым А.П. любезно предоставившим нам эти сведения. Тематика исследования посвящена досугу подростков и молодежи г. Семипалатинска. Хотели бы привести некоторые данные этого мониторинга опустив сопутствующие вопросы. В этом опросе приняло участие 195 человек в возрасте от 15 до 19 лет. Одним словом репрезентативность выдержано. Так вот свое свободное время уделяют чтению книг из числа опрошенных всего лишь 38 ‚5%; газет и журналов 47, 7%; занятию спортом 36 .496 преимущественно респонденты мужского пола. Не употребляют алкогольных напитков в том числе и пиво в застольных церемониях 13,3% опрошенных в основном респондента женского пола.
Эти явления позволяют нам судить о том, насколько культурна наша молодежь. № которому в будущем предстоит отстаивать интересы отечества в мировой политике. Разумеется переходный период внес в нашу жизнь определенные коррективы изменяя содержание нашего мировоззрения тем самым освобождая нас от старых догм давая возможность приобрести совершенно новые для нас духовные ценности как свободомыслие, понимание сложности переходного периода, надежду и веру. Появление этих ценностей вселяет определенный оптимизм в строительстве правового государства. Но опираясь на выше изложенные социологические факты необходимо уже сегодня принимать конкретные шаги по спасению молодых душ. Как показывает статистика правонарушении за последние годы преступность сильно помолодела. Тревогу по этому поводу бьют уже давно, но наши общественность к сожалению ссылаясь на отсутствие финансовых средств не спешит решить эту проблему хотя бы частично на деле, а всего лишь обсуждает.
Основная причина девиантности среди подростков и молодёжи это отсутствие нормальной социализации. Социальная среда формирует образ мышления, ценности, нормы, табу в зависимости от окружения. Подросток переживая очередной психо – эмоциональный кризис, находясь в неблагополучной социальной среде прилагается к спиртному, психотропным веществам ведущий прямиком в пропасти. Он таким образом становится жертвой самообмана при этом теряя контроль над ситуацией, не осознавая, того что летит в пропасть, где царит хаос и беспредел. Обратная сторона медали не всегда светится добром и справедливостью. Более того она формирует и развивает негативное мировоззрение ставя под сомнение само развитие и существование культуры в молодёжной среде.
Взрослые очень часто игнорируют просьбы и интересы молодежи толкая их к проявлению неуважения к старшему поколению вследствии чего опять возникает конфликт между поколениями.
Во всяком случае трудно оспаривать тот факт, что безработица и снижение возможности получить бесплатное образование возникло по вине неграмотного социально экономического менеджмента взрослых тем самым порождая социальных антиподов «хапуг и мздаимцов ». Молодежь социализируясь в такой среде со временем становится такими, как и они. Молодежь сегодня остро нуждается в трудоустройстве, в бесплатном высшем образований, а семейные в жилье. Решение этих трёх основных проблем несколько может стабилизировать и снизить преступность в стране, дать новый толчок духовного и культурного развития молодежной инфраструктуры. Стремительное проникновение западной культуры в нашу жизнь несколько притормаживает развитие национальной культуры и менталитета. Чтобы решить эту проблему потребуются годы.
Адаптационный период для казахстанского общества к новым экономическим условиям и социального неравенства вроде бы завершен. Поскольку саморазвитие казахстанского общества вызывает некоторые опасения, а тем более политическая социализация. Обратим свои взоры снова к данным социологического исследования социолога Коновалова А.П. посвященные политической активности жителей города Семипалатинска. В данном исследовании приняло участие 170 респондентов возрасте от 18-ти и старше. Приводим некоторые данные из этого исследования. При выборе отказались парламента -45,9 %, отказались -54,1 %; депутатов областного и городского масли хата -44,7 %, отказались 55,3 %.
Целеустремленность определенной части молодежи вселяет определенный оптимизм и надежду: есть кому доверить страну. И все же они вызывают некоторую озабоченность из-за того, что в их среде обнаруживаются социально опасные элементы, искусно нарушающие законодательство страны. Антикризисные стратегии Правительства Республики оказались миражом в пустыне для большинства граждан нашей державы.
Анализ последних событии показывает, что некогда добытые нечестным путем капитал с помощью должностного положения целеустремленно пытается расколоть общество под эгидой демократизации с единственной целью обогащения и захвата власти. В связи с этим произошли значительные изменения в кадровой политике Правительства Республики. Каковы будут результаты этих кадровых перестановок покажет время. А пока нам придется строить лишь предположения, гипотезы и надеяться на лучшее.
Исходя из сложившейся ситуации необходимо научно разработать и реализовать следующие мероприятия в государственном масштабе:
1.3аново произвести перераспределение ресурсов в пользу развития наукоемкого производства, требующего высокопрофессионального, квалифицированного, творческого и заинтересованного труда.
2. Массированно финансировать средне высшее образование, пересмотрев закон об образовании, произведя аудиторскую проверку государственных ВУЗов.
З. Активизировать студенческую молодежь и преподавателей ВУЗов за честное образование. Все эти выше изложенные мероприятия требуют определенной коррекции, дополнении и доработок. Реализация всех выше перечисленных мероприятии дадут определенные позитивные результаты как в отношении улучшения, сервиса ВУЗов, так и в качествах выпускаемых специалистов. Но, если сегодня, строго говоря, мы не начнем делать конкретные шаги по спасению отечественной науки, то завтра мы потеряем свою независимость. Попросту не сможем конкурировать на должном уровне с интеллектуальными гигантами запада и востока.
Безусловно у каждой эпохи свои вкусы, своя мода в том числе и на образование. Так или иначе общество непременно создаст новые условия, породив новую моду на другие специальности. Г государство в этом отношении не останется в накладе. Есть государственный заказ позволяющий не модные специальности как то держаться на плаву, хотя это не самый лучший вариант поддержания «не модных наук».
В таких условиях необходим целостный и системный взгляд на проблему экономической безопасности страны, что позволит обеспечить стабильность социальной структуре общества. При этом нельзя утверждать, что такая работа не ведётся. Более того, в этом направлении есть определенные продвижения позволяющее судить, насколько грамотно осуществлялось программа экономического развития государства.
Нельзя спорить с тем, что каждый из выше перечисленных отрицательно воздействующих на общество факторов подрывает экономическую безопасность всей общественной системы Казахстана, негативно сказывается на положение многих групп населения. При этом экономическая безопасность общества не может рассматриваться только как результат действия неких политических или нормативно – правовых инструментов. Более того, следует добавить, что сам нормативно правовой инструмент подлежит усовершенствованию, её сегодняшний вид не соответствуют нашим реалиям, реалиям диктующие новые условия.
Целостный и системный взгляд на проблему экономической и социо – правовой безопасности страны даст новый импульс для развития производства и производственных отношений способствующий в целом гуманизации всей системы общественной жизни защищая её от внешних и внутренних дестабилизируешь элементов. Сама жизнь, сама система перед нами ставит такую задачу, задачу усовершенствования, & значит повышения культуры, ответственности ‘самостоятельности в решениях некоторых проблем самовыражения молодежи.
Поскольку наше общество в нынешней обстановке пытается определить внутреннюю политику государства через своих представителей в парламенте исходя из реальности нашей обыденной жизни, но и в этом случае есть существенные проблемы заключающиеся в отсутствии нормальной связи между депутатами и избирателями, что создает определенные неудобства в решении социально – экономических и правовых вопросов.
Поэтому , исходя из реальности нашей общественной действительности окутавшеи наше сознание мы предлагаем провести следующие мероприятия по решению некоторых проблем, которые способствовали бы в повышении культуры и самостоятельности молодежи:
1) Ежегодно проводить научные конференции по всем направлениям под контролем министерства науки образования для решения ряда проблем молодых ученых, где требуется государственное вмешательство. Конференции молодых ученых проводятся в каждом вузе, но они носят, к сожалению поверхностный характер и не позволяют объемно реализовать намеченные цели.
2) Состояние среднего образования желает лучшего, и это будущие студенты, ученые, творчески мыслящие люди. Одним словом наше будущее. Созрел тот момент, когда уже сегодня надо пересмотреть педагогическую нагрузку учителя средней школы‚ а именно нужно уменьшить часы с 18 -ти хотя бы до 14. Это позволит повысить уровень знании учащихся школ. Нужны новые разработки, новые учебники для школ.
Частичное выполнение одного из этих пунктов даст положительный результат через 3 4 года. Теперь надо работать на будущее, а не на сиюминутную выгоду, как это было в сложные кризисные годы для страны. Если учесть тот факт, что за последнее десятилетие количество дошкольных воспитательных и образовательных учреждений, в республике сильно сокращено в целях экономии средств. Настал тот момент, когда требуется разработка новой многоплановой стратегии развития всей системы образования с учетом мирового опыта и менталитета страны.
Динамика развития образования и дошкольного воспитания сегодня не удовлетворяют социально экономические потребности общества. Многие педагоги отмечают о пагубном влиянии западной культуры, культуры от которого сам запад в данный момент начал избавляться, по мере своих возможностей с учетом особенности менталитета западного мировоззрения. Нельзя отрицать и семейно – бытовую сферу, который вносит существенный вклад в развитие индивида.
Поэтому сам подход в решении и разработки программ по улучшению морально – этического облика молодёжи не должен носить однобокий характер. Необходимо учитывать то, что сами взрослые во многих случаях являются носителями антисоциальных элементов при этом не перестают осуждать молодёжь.
Хотелось бы верить, что мудрость восторжествует, ведь мудрость – это не только культура – это еще и возраст играющий ключевую роль в воспитании и обучении подрастающего поколения, без которых нет и будущего.
Список использованной литературы:
1. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб6,1999.- С.44.
2. Бодцлев А.А. Психология общения. – Москва-Воронсж,1996.- С. 3 3.
3. Даниленко О.И. Культура общения// Духовная культура развитого социализма и личность.- Л.,1980.-С.58.
4. Там же, с.115.
5. Иконникова С.Н., Соколов Э.В. Диалектика развития личност// Духовная культура развитого социализма и личность. – Л.,1980. -С.58.
6. См.: Критика современной буржуазной теоретической социологии.-М.,1977.
7. Шереги Ф.Э.‚ Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. -М.: Юристы ,
1997. -С.6.
8. Н.Назарбаев выступление на XVIII сьезде «Нур Отан» газета Казахстан правда 28 февраль 2019.
Bilimger.kz Республикалық білім порталы
Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.
Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718