Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе “Чудо-вода”.
Конспект занятия
по опытно-экспериментальной
деятельности в средней группе
“Чудо-вода”.
Цели:
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
Развивать анализирующее восприятие неживой природы;
Развивать воображение, умение проводить несложные эксперименты;
Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.
Задачи:
Развивать внимание, наглядно-действенное мышление;
Воспитывать интерес к окружающему миру;
Развивать связную речь детей;
Воспитывать бережное отношение к воде.
Словарная работа: Вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, исследователи, опыт.
Оборудование: стаканчики, тарелочки, ложки, соломинки, сахар, соль, клеенки.
Ход занятия.
Воспитатель: – Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
– Для того, чтобы много узнать на нашем сегодняшнем занятии, нужно быть внимательным, не кричать, слушать друг друга.
– Я загадаю загадку, попробуйте её отгадать
“Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, шуршит”
(Дети присаживаются за столы). (Вода).
– Сегодня мы с вами будем говорить о воде.
– Как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети:
– Люди пьют воду, варят суп, стирают одежду, каждый день умываются; вода нужна растениям, необходима рыбам; вода нужна всему живому на земле.
Воспитатель:
– Я предлагаю вам сегодня быть исследователями и узнать о том, что такое вода и ее свойствах.
– Одно из любимых занятий всех ученых-исследователей – это проведение опытов и экспериментов.
– Итак, приступим!
Опыт №1: “Вода-жидкость”.
Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой.
Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.
Воспитатель:
– Что происходит с водой?
Дети:
– Она льется.
Воспитатель:
– Почему она льется?
(Предположения детей).
Вода льется, потому что она жидкая.
– уважаемые исследователи, подумайте, как в жидкости расположены частички и как они держатся друг за друга?
(Ответы детей).
Если дети затрудняются, воспитатель объясняет:
– Между частичками воды большое расстояние, и они держатся друг за друга свободно.Итак, вода какая?
Дети:
– Жидкая.
Воспитатель:
– Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт №2: “У воды нет формы”.
Воспитатель:
– Посмотрите на эти предметы (показывает кубик, шар). Какая у них форма?
Дети: – Это кубик. Это шар.
Воспитатель:
– Давайте постучим кубиком по столу, покатим шар. Изменили они свою форму?
Дети:
– Нет. Они так и остались кубиком и шаром.
Воспитатель:
– А сейчас я налью воду в круглую ёмкость. Что с ней произошло?
Дети:
– Вода внутри круглой ёмкости стала круглой.
Воспитатель:
– Другими словами она приняла форму этой ёмкости.
– А если я эту же воду вылью вот в эту ёмкость (в форме куба), что с ней произошло?
Дети:
– Она стала кубиком.
Воспитатель:
– Она приняла форму кубика.
– Так есть ли у воды своя форма?
Дети:
– Нет, вода формы не имеет.
Опыт №3: Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель:
– Дети, чем пахнет вода? Правильно, совсем не пахнет. Как вы думаете вода может иметь запах?
(Ответы детей: если вода фруктовая, пахнет запахом определенного фрукта).
– Чистая вода не имеет запаха.
Воспитатель:
– А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка “Дождик”.
Дождик песенку поет: Кап, кап… (дети свободно встряхивают кистями)
Только кто её поймет – кап, кап…? (недоуменно разводят руки в стороны)
Не поймем не я, ни ты, да, зато поймут цветы (показывают на себя, на соседа, изображают пальцами, как распускаются цветы)
И весенняя листва, и зеленая трава… (удерживают руки перед собой, сидя на корточках разводят руки в стороны, шевелят пальцами, словно гладят траву)
Лучше всех поймет зерно: (показывают, как держать зерно в руках)
Прорастать начнет оно. (совершают змеевидное движения руками снизу-вверх).
Воспитатель:
– Молодцы, немного отдохнули и теперь можно продолжать.
Опыт №4: “Вода не имеет вкуса”.
– Предложить детям через соломинку попробовать воду.
Воспитатель:
– Скажите пожалуйста, есть ли у воды вкус?
(Ответы детей).
– Правильно, у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: “Какая вкусная вода!”
Опыт №5: “Вода прозрачная”.
Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой с молоком и лист белой бумаги.
Воспитатель:
– какого цвета бумага и молоко?
Дети:
– Белого.
Воспитатель:
– А вода? Можно сказать, что вода белого цвета?
Дети:
– Нет, она бесцветная.
Воспитатель:
– Сейчас мы в этом убедимся. (В оба стаканчика кладет ложки).
Воспитатель:
– В каком стаканчике видна ложка? Правильно в стаканчике с водой.
– Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Дети:
– Вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель:
– Уважаемые исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке, молочная река с кисельными берегами. Моли бы рыбы и другие животные жить в таких реках?
Дети:
– Непрозрачная вода не пропускают солнечные лучи, а без этого в реках и озерах не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода.
Это значит, что водоемы загрязнять нельзя.
Опыт №6: “Вода – растворитель”.
Воспитатель:
– Ребята, у меня на столе стоят два блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
“Белый камень в воде тает.” (сахар)
“В воде родится
А воды не боится”. (соль)
– Как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды?
Дети:
– Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель:
– Поместите в стакан с водой одно из представленных веществ (соль, сахар), хорошо размещайте. Что произошло?
Дети:
– Они растворились.
Воспитатель:
– Возьмите соломинку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (сладкая, соленая)
– Как вы думаете, какие вещества в ней растворили (сахар, соль)?
Опыт №7: “Вода – клеит”.
Воспитатель:
– Как вы думаете, может ли вода клеить?
Дети:
– Нет.
Воспитатель:
– Оказывается может склеивать определенные предметы.
Воспитатель берет два компакт-диска. Один смачивает водой, другой плотно прижимает к нему. Попробуйте разъединить. Не получается?
Дети:
– Нет. Вода “слепила” диски.
Воспитатель:
– Диски разъединятся, когда вода испарится и диски высохнут.
Воспитатель:
– Ну вот, уважаемые мои исследователи, наши эксперименты с водой закончились. С какими же свойствами воды мы сегодня познакомились? Давайте вспомним.
Дети делают вывод:
Вода – это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса,
Вода растворитель определенных веществ и имеет свойство склеивать определенные предметы.
Воспитатель:
– А сейчас я хочу показать вам один фокус с водой. Но для этого вам надо будет произнести волшебные слова: “Амуля-куля-жуля-бряк! Крабле-бум!”
(У воспитателя 2 одинаковые бутылки, доверху налитые водой. К крышкам приклеены кружки красок из акварели разных цветов. Воспитатель взбалтывает бутылки, вода окрашивается в определенный цвет ).
Воспитатель:
– Попробуйте разгадать фокус, а потом мне расскажите.
И в заключении нашего занятия я бы хотела прочитать вам стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не мыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
(Н. Рыжова)