Речевая деятельность на уроках русского языка и литературы
Для нас очень важен русский язык как язык,
через который мы выходили на мировую культуру…
Первый Президент РК Н..Назарбаев
В современных условиях уровень развития любого государства определяется не столько богатством природных ресурсов, сколько интеллектуальным и творческим потенциалом, успешностью освоения и внедрения новейших технологий в науке.
Русский язык входит в число международных языков и открывает нам окно в мир.
Его изучение вместе с государственным казахским и английским языками и формирование трёхъязычия является приоритетом языковой политики нашего государства.
Внедрение обновленного содержания образования требует применения совершенно новых подходов к преподаванию русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения.
Основная цель обучения русскому языку в школе с казахским языком обучения – это общение на русском языке. Под общением понимается практическое использование языка. Государственный стандарт образования РК выдвигает конкретные результативные требования изучения русского языка в школах с казахским языком обучения:
1. В полном объёме использовать коммуникативные функции русского языка.
2. Читать на русском языке.
3. Воспринимать русскую речь на слух.
4. Писать на русском языке.
Обучение русскому языку в школе с казахским языком обучения ориентировано на реализацию сразу нескольких целей:
Практическая цель – общение.
Общеобразовательная цель – изучая язык, человек расширяет свой кругозор.
Воспитательная цель – человек учится уважать другую культуру, изучение языков способствует воспитанию вежливого общения.
Развивающая цель – обучающийся развивает память, свои речевые способности.
Русский язык в школе с казахским языком обучения – это предмет, который требует в первую очередь хорошо развитую память и высокую мотивацию к обучению. Опыт работы показал, что в начальной стадии обучения русскому языку неуспевающих учащихся не бывает, так как весь материал строится на устном опережении, то есть все выражения и языковые структуры отрабатываются при многократном повторении в устной речи в форме беседы, заучивания лексики и языковых структур в стихах и песнях. Трудности возникают тогда, когда обучающиеся должны приложить усилия для закрепления учебного материала на практике: при написании творческих заданий, эссе и выполнении тестовых заданий. Пробелы в обучении русскому языку в младшем и среднем звене приводят к тому, что из-за низкого уровня лексического запаса ученики не могут воспринимать текст на слух, понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы и тем более написать эссе и т.д. Изучение учебного предмета «Русский язык и литература» способствует развитию коммуникативных навыков устной и письменной речи.
Целью учебного процесса является совершенствование навыков речевой деятельности, основанных на владении системой разноуровневых языковых средств, соблюдение правил и норм русского литературного языка, правил речевого этикета, что способствует развитию функциональной грамотности учащихся.
Все это создает благоприятные условия для решения главных задач школы: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения, воспитать добросовестное отношение к учению и труду, любовь к Родине, а также улучшить эстетическое развитие детей и познание ими окружающей природы.
При изучении русского языка в классах с казахским языком обучения на первое место выдвигается развитие речи учащихся. Через развитие четырех видов речевой деятельности у детей формируются коммуникативные навыки, которые помогают им адаптироваться во взрослой жизни. На уроках можно применять различные стратегии обучения на этапах слушания, говорения, чтения и письма.
Развитие речевой деятельности – главная задача уроков русского языка и литературы в средней школе, поэтому требуется постоянная и систематическая работа в этом направлении. Как известно, видами речевой деятельности являются устная и письменная речь. Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать. Прежде всего необходимо учить детей речевому мышлению, речевому творчеству, а также восприятию чужой речи.
Школьная программа предусматривает развитие как устной, так и письменной речи. Следует учитывать, что, тренируясь в письменной речи, обучающийся может не научиться устной и наоборот. Осмысление речи как особого вида деятельности поможет обучающимся более целеустремленно направлять свои усилия на овладение необходимыми умениями, правильно понимать и употреблять такие важные для учебного процесса. Вместе с тем необходимо, чтобы учащиеся осознали, что понятие речь имеет и второе значение – результат речевой деятельности. Именно в этом значении слово речь употребляется, когда мы даем оценку: хорошая или плохая.
Перед учителями –словесниками казахских школ каждодневной задачей является привитие интереса и любви к русскому языку и литературе. Обучать активно, творчески- значит использовать на уроках средства наглядности, элементы занимательности, которые воздействуют на сознание и чувства учащихся.
Уроки русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения включают в себя работу с текстом литературных произведений, предназначенных для изучения, обсуждения и самостоятельного чтения учащимися. (Обновленное содержание образования предусматривает интегрированное изучение предметов «Русский язык» и «Русская литература» в классах с казахским языком обучения)
Главное внимание на уроках русского языка и литературы должно уделяться тексту. В основе урока – интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и при возможности актуальный на момент использования.
Предлагаю фрагменты урока по предмету «Русский язык и литература» в 5 классе.
Тема: «Искусство звука» по разделу «Жизнь и творчество» , текст «Мастер Али», в котором повествуется о мастере Али,который своей находчивостью и мастерством спас жизнь ханских слуг. Речь идет о казахской народной сказке.
Предтекстовый этап был направлен на развитие умений предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов; на снятие лексических или грамматических трудностей при восприятии текста.
Какие виды работы использовала на этом этапе?
1.Лексическая работа с незнакомыми или малознакомыми словами
2.Находим в тексте прилагательные (на протяжении ряда уроков мы изучаем «Имя прилагательное» ), определяем, какой оттенок значения они придают слову.
3. Используя стратегию « Тонкие » вопросы и «Толстые» вопросы на текстовом этапе, определяем тему, героев, место события; формулируем основную мысль произведения. Даём словесное описание каждого рисунка, используя прилагательные, согласуя их в роде, числе и падеже.
Послетекстовый этап, направленный на проверку полноты и точности содержания, т.е. контроль работы над текстом, обсуждение прослушанного. Это можно достичь различными стратегиями. Самый доступный способ -составление синквейна по теме текста. Итогом урока является вывод о нравственных качествах человека: добрый, мудрый, находчивый, смелый, бескорыстный и т.д.
Использование новых подходов и стратегий в преподавании предмета «Русский язык и литература» позволяет решить главную цель обучения-развитие четырех навыков речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо.
Приемы, мотивирующие речевую деятельность учащихся- это уроки , на которых должна проявиться индивидуальность каждого ученика, его творческие способности, так как творчество, по утверждению психолога Л.С.Выготского,- норма детского развития.
Цель работы по развитию речи – формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства. Эта задача решается на всех уроках русского языка и литературы и в старших классах. Если в младших классах между письменной и устной речью детей нет резкого разрыва, так как сочинений на литературные темы они еще не пишут, а в своих творческих работах они ведут себя в смысле языка довольно непринужденно; поэтому язык в этих работах, хотя частенько и корявый, но живой, образный и эмоциональный; синтаксис у детей близок к разговорному; о правильности конструкций они еще не очень заботятся.
Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться.
Сегодня для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта. На уроках русского языка надо научить ребят пользоваться русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество. Одна из важных задач – это работа не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, связывать воедино грамматический и речевой аспекты обучения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма)
Работа по развитию речевой деятельности включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся. Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно.
В своей работе также использую игровые технологии, личностно- ориентированное и дифференцированное обучение.
Главное внимание на своих уроках уделяю тексту, поэтому я стараюсь подбирать задания на основе текста.
В свою работу включаю следующие основные виды работ.
1. Работа со зрительной опорой.
Как правило, в качестве зрительной опоры используются картинки, фотографии.
Виды работ со зрительной опорой: а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ.
2.Языковые игры:
– «Корректор»
– «Вставь слово»
– Продолжи рассказ по его началу…
– Собери текст.
– Распространи предложение
– Найти третье лишнее и др.
6.Минутки поэзии (стихи) ( У детей имеются тетради со стихотворениями)
7. Мини- сочинения.
8.Пересказ художественного текста от лица героя
Форма работы – групповая, в парах, индивидуальная
Новые слова, с которыми учащиеся встречаются на уроках русского языка и литературы, прочно входят в активный словарный запас учеников только тогда, когда эти слова включаются в упражнения на занятиях по русскому языку.
Для повышения мотивации к изучению русского языка учащимися, которые не владеют русским языком вообще или имеют очень низкий уровень владения разговорным русским языком, необходимо использовать разнообразные формы и методы работы:
I. На начальном этапе и средней ступени обучения использовать игры, ситуативные беседы. Формы ролевой игры на уроках различны: в начальной школе – это сюжетная ролевая игра сказочного содержания, для среднего и старшего школьного возраста – сюжетная ролевые игры творческого содержания.
II. Просмотр кинофильмов на русском языке с последующим пересказом и обсуждением.
III. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
IV. Знакомство с творчеством русских художников, композиторов и т.д.
V. Прослушивание и исполнение популярных песен на русском языке.
При работе с учащимися, не владеющими русским языком, очень важно соблюдать принцип индивидуального подхода с психологической и педагогической точки зрения. Фактор успеха должен сопровождать работу ученика на протяжении всего учебного процесса.
Работа по выработке у обучающихся хороших речевых навыков, обеспечивающих им способность общения на русском языке в самых различных жизненных ситуациях, должна проходить в неразрывной связи с изучением теории русского языка. Это требование, которое чётко выражено в учебной программе по русскому языку в школах с казахским языком обучения, основано на соблюдении принципов последовательности и преемственности. Чтобы качественно подготовить обучающихся к экзаменам и ЕНТ, следует построить работу по следующим направлениям:
1. Организовать индивидуальную дополнительную работу с каждым учеником.
2. Изучение учебного материала по русскому языку должно основываться на сопоставлении с грамматикой казахского языка.
3. Создать для учащихся языковую среду: проводить различные мероприятия с учениками из школы с русским языком обучения.
4. Разрабатывать и использовать в работе индивидуальный для каждого ученика дидактический и раздаточный материал: специальные обучающие таблицы; карточки – инструкции; задания с выбором ответа
и т.д.
5. Организовать специальную систему домашних заданий: подготовка памяток, творческие задания, задания по актуализации пройденных тем.
6. Активно привлекать учащихся к подготовке, проведению и участию в различных тематических внеклассных мероприятиях.
Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках, – важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной – это могут быть записи выступлений артистов и, конечно же, речь самого учителя Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи самих детей. Все эти работы могут использоваться на каждом уроке. Систематическое использование этих методических приемов позволяет развивать речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование речевых навыков способствуют их успешной учебе, выступлениях на различных конкурсах и олимпиадах. Дети чувствуют себя при ответах в классе уверенно. Они положительно воспринимают предмет «Русский язык и литература» и с удовольствием идут на эти уроки.
Учитель обязан совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех ее выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.
Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих наблюдениях, мыслях, впечатлениях, чувствах, переживаниях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными познавательными интересами и впечатлениями, богата духовно и эмоционально. Вот и выходит, что учить ребенка говорить – это значит учить видеть и наблюдать, думать и чувствовать, – это значит расширять его жизненный опыт.
Выводы:
В чём же я вижу пути повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся:
– во-первых, это целенаправленная систематическая подготовка урока, чёткая цель, продуманность отбора материала, обязательное введение пословиц, ежеурочное введение новых слов, создание условий для свободных высказываний, внимательное отношение к речи учащихся, оценка, как стимул для овладения речевыми умениями;
– во-вторых, обучение живому языку. Слово должно представляться не только с позиций формально-грамматических, но в первую очередь нравственно-эстетических.
Слово – это строительный материал для предложения, ключ к пониманию всего предложения, поэтому следующая задача – сделать слово объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Для этого выясняем, что слово бывает убедительное, живое, трепетное, волнующее, занимательное, уместное, красивое, искреннее; поэтому слово может: обогатить, растревожить, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти, ранить. Систематическая словообразовательная работа позволяет учащимся увидеть и понять как образуются слова, вникнуть в тайну их рождения. Именно поэтому я провожу различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение. Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса учащихся, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать о чём-то выразительно – это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании. После работы со словом предлагаю детям различные упражнения по построению предложений. Традиционным дидактическим набором для отработки различных речевых умений являются пословицы и поговорки.
В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, его дальнейшее познавательное и личностное развитие. Несмотря на все трудности, которые приходится преодолевать в процессе подготовки, радует конечный результат. Этот процесс развивает речевую деятельность учащихся, формирует их грамотную речь и речевое поведение, умение воспринимать и понимать речь говорящего. Подводя итоги, еще раз подчеркну, что успех урока по речевой деятельности зависит от многих взаимосвязанных факторов, о которых было перечислено выше.
Обучение учебному предмету «Русский язык и литература » следует принципу , согласно которому учащиеся должны «научиться учиться» ; стать самостоятельными, мотивированными. Заинтересованными, уверенными, ответственными и интеллектуально развитыми личностями.
Задачу развития русской речи школьников нельзя решить только в рамках урока русского языка и литературы. Окружающая жизнь – источник знаний и одновременно обогащения речи учащихся. Только развивая у учащихся умение наблюдать , подмечать существенное в жизни природы и общества, постоянно повышая уровень знания учащихся, можно добиться обогащения их речи. Речь учащихся развивается в единстве с развитием их мышления, расширением объема знаний. Вот почему необходимым условием успешного обучения русскому языку по обновленному содержанию является связь обучения с жизненным опытом учащихся, с тем ,что они непосредственно видят вокруг себя, слышат из разговоров старших или по телевизору, узнают из книг. Я считаю целесообразным предлагать учащимся задания, побуждающие их использовать фактические знания, полученные из разных источников (составление предложений на основе прочитанного текста на уроке, об интересном событии, которое происходит в стране, школе, об изменениях в природе и т.д.). Развитие устной речи – задача, которая постоянно решается на уроках русского языка и литературы, начиная с первого класса.
Использованная литература:
1. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016.
2. Типовая Программа по учебному предмету «Русский язык и литература» для школ с нерусским языком обучения (в рамках обновления содержания начального, основного и среднего образования), 2018г.