Русский язык 4 класс. Тема: “Род и число имён существительных. Правда и ложь.”
Предмет: Русский язык | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел (сквозная тема): | В контексте сквозной темы «Ценности». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока: | Род и число имён существительных.
Правда и ложь. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которым посвящен урок: | 4.1.4.1 участвовать в диалоге/дискуссии по обсуждаемой теме, соблюдая речевые нормы, понимать различные способы ведения диалога
4.2.3.1 формулировать вопросы и ответы, отражающие понимание и свое отношение к содержанию текста, чтобы углубить понимание и уточнить ответ 4.3.7.4 писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце 4.3.8.2 определять род, число, падеж и склонение имен существительных, изменять их по падежам |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие навыков: | 1.4 Участие в диалоге с Соблюдением речевых норм в зависимости от ситуации общения
2.3 Формулирование вопросов и ответов 3.7 Соблюдение орфографических норм 3.8 Соблюдение грамматических норм |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания | Вспомнить об изменении имен существительных по числам; правописании Ь у существительных женского рода.
Подбирать слова- синонимы. Определять число и род имен существительных. Находить существительные в тексте. Делать звукобуквенный анализ. Использовать алгоритм проверки употребления Ь после шипящих на конце имен существительных. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Привитие
ценностей
|
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материал прошедших уроков: | Речь. Устная и письменная речь. Виды речевой деятельности. Язык. Языковые явления. Звуко-буквенный анализ. Состав слова. Правописание суффиксов и приставок. Типы предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложения. Структурные компоненты текста, типы текстов. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Имя существительное. Лексическое многообразие. Собственные и нарицательные имена существительные. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0-1 мин | Создание положительного эмоционального настроя:
– Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами. – Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить и конечно улыбнёмся друг другу. Сегодня на уроке наша лексическая тема «Правда и ложь». Подберите синоним к слову – правда (истина), синоним к слову ложь (вранье, обман). |
Стихотворение.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока
2-5 мин
21-22 мин
23-28 мин
29-30 мин
31-37 мин
38-40 мин |
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Минутка чистописания работа с пословицей Работа с пословицей по плану 1) Чтение пословицы 2) Объяснить значение непонятных слов 3) Выяснить смысл пословицы в целом, о чем она и чему учит? Спиши. Кто правдой живёт, тот добра наживёт. Работа над лексической и грамматической темой урока. (К) Прочитай басню «Лгун» JI.H. Толстого. Определи основную мысль – мораль басни. О каких ценностях говорит писатель? Прочитай пословицы. Какой темой они объединены? Выбери запиши пословицу, которая подходит к басне.
(Г) Выскажи своё мнение. Возьми интервью у друга на тему «Что значит быть честным?». Узнай, что он говорит чаще – правду или ложь? Были ли в ого жизни ситуации, когда он или его обманывали? Чем отличается обман от фантазии? На доске записаны слова. Истина, любовь, честность, патриот, традиции, Отечество, обычай, трудолюбие. Что общего в этих словах? Докажите. Какие задания вы можете подобрать к этим словам? Разделите слова на группы. Определение темы и целей урока. -Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? – Какая тема нашего урока? – Подумайте, какие цели можете перед собой поставить? – Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов (на доске): 1. Узнать больше … (об имени существительном). 2. Учиться определять… (род имён существительных). 3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.).
Работа в группах. За 2 мин записать все, что вы знаете об имени существительном. Каждая группа называет по одному признаку имени существительного. Выигрывает группа, которая назовет последняя. Работа со словами. Записать слова, разделив их на 3 группы. Взаимопроверка по образцу. За каждый правильный ответ ставят по 1 баллу. По какому принципу разделили слова? Вывод: имена существительные бывают мужского, женского и среднего родов. Составление схемы на доске.
Работа с правилом стр. 62. Работа по учебнику стр. 61 упр. 3 Определить значения неизвестных слов. Списать первые 6 слов. Взаимопроверка друг с другом по образцу с критериями. Разобрать слово по составу. Правдивость. Физминутка «Правда или ложь».
(И) Ответь на вопрос заглавия рассказа К.Д. Ушинского. Что хорошо и что дурно? Трудолюбие. Гордость. Леность. Прилежание. Милосердие. Зависть. Ложь. Доброта. Злость. Кротость. Упрямство. Скупость. Щедрость. Честность. Благодарность. Скука. Радость.
• Определи род и число имён существительных. Могут ли эти слова употребляться в форме множественного числа? Почему? Само оценивание по карточке. (К) Работа с правилом. |
Учебник тетрадь
Учебник
Лист А-4, маркеры
Тетрадь
Ватман, маркеры.
Учебник
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока
|
Итог урока.
В конце урока предлагаются вопросы, по которым учащиеся могут подвести итог. 1. Имена существительные бывают: А) единственного и множественного числа Б) единственного числа В) множественного числа Г) неопределённого числа 2. Имена существительные бывают: А) мужского и среднего рода Б) женского и мужского рода В) мужского, женского и среднего рода Г) среднего и женского рода 3. Имена существительные мужского рода отвечают на вопрос: А) чей? – (он мой) Б) чья? – (она моя) В) чьё? – (оно моё) Г) чьи? – (они мои) 4. Имена существительные женского рода отвечают на вопрос: А) чей? – (он мой) Б) чья? – (она моя) В) чьё? – (оно моё) Г) чьи? – (они мои) 5. Имена существительные среднего рода отвечают на вопрос: А) чей? – (он мой) Б) чья? – (она моя) В) чьё? – (оно моё) Г) чьи? – (они мои) Самопроверка по образцу. Само оценивание по критериям. Рефлексия. Закончить наш урок я хотела бы таким стихотворением. На свете так бывает, порой не разберешь: С тобою правда рядом иль вкрадчивая ложь. Как в этом разобраться? Как научиться жить, Чтоб только с правдой рядом, а с ложью не дружить? Бывает ложь красива, а правда так горька, Но человеку честному та горечь не страшна! Давайте мы, ребята, на свете честно жить, Не будем лгать, а только правду говорить! |
Картинки к рефлексии. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание: стр. 62-63 правила наизусть, стр. 61 упр. 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация | Оценивание | Межпредметные
связи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивированные дети рассказывают по схеме о живой и неживой природе о взаимосвязи в природе | Формативное оценивание.
•Самооценивание по «Шкале трудности» в тетради. • Взаимооценивание при работе в паре, группе классом • Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке. • Определение уровня усвоения навыка по (Творческая тетрадь) |
– литература
– физическая культура – самопознание – познание мира |