Тестовые материалы для учителей (преподавателей) русского языка, проходящих аттестационные процедуры (экзамен в форме компьютерного тестирования)

 

НАДПРЕДМЕТНЫЙ БЛОК

  1. Какой нормативно-правовой документ регулирует общественные отношения в сфере
    образования?
    o Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
    o Закон «Об образовании в Российской Федерации»
    o Конституция РФ
    o Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
    начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
    2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
    начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
    применяется для:
    o Определения требований к деятельности педагога при реализации триединой цели: обучение,
    развитие, воспитание
    .
    o Начисления заработной платы педагогу
    o Определения стимулирующих выплат сотрудникам
    o Представления работников к награждениям
    3. В каком документе закреплены основные положения о правах ребенка?
    o Конвенция о правах ребенка
    o Всеобщая декларация прав человека
    o Международный пакт о гражданских правах
    o Конституция РФ
    4. Сторонами трудового договора в образовательной организации являются
    o руководитель образовательной организации и педагог
    o учредитель образовательной организации и педагог
    o руководитель образовательной организации и коллектив образовательной организации
    o образовательная организация (юридическое лицо) и педагог (физическое лицо)
    5. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни общего образования:
    o дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее общее образование
    o дошкольное и начальное общее образование
    o основное общее и среднее общее образование
    o дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее
    общее образование.
    6. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни профессионального
    образования:
    o среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет,
    магистратура), высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации
    o высшее образование, подготовка кадров высшей квалификации
    o дополнительное образование
    o все выше перечисленные
    7. Внутренний стандарт образовательной организации определяет:
    o участие общественности в мониторинге качества образования
    o квалификационные требования к педагогу, соответствующие реализуемым в данной организации
    образовательным программам
    o условия внутреннего аудита
    o уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования
    8. С какими из перечисленных документов администрация образовательной организации обязана
    знакомить ребенка и его родителей (законных представителей) при приеме?
    o правила внутреннего трудового распорядка
    o должностные инструкции педагогов
    o правила поведения обучающихся
    o устав образовательной организации
    9. Что является предметом педагогики?
    o обучение
    o воспитание
    o образование как педагогический процесс
    o развитие
    10. Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим?
    o ориентация на личность
    o организация образовательного процесса в режиме диалога
    o ориентация на деятельность
    o ориентация на представление о ценностях
    11. Какой компонент образовательного процесса является системообразующим?
    o целеполагание
    o внеклассное мероприятие
    o контрольная работа
    o домашнее задание
    12. Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива?
    o общие цели
    o прочное авторитарное руководство коллективом
    o отсутствие конфликтов между учащимися
    o знание педагогом теории коллектива
    13. Коррекционная педагогика занимается:
    o обучением и воспитанием обучающихся с какими- либо отклонениями
    o развитием одарённых детей
    o определением индивидуальных способностей и склонностей
    o обучением в группах продлённого дня
    14. В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое
    обоснование?
    o Я.А. Коменский
    o К.Д. Ушинский
    o Н.И. Пирогов
    o Джон Локк
    15. Классный час это –
    o форма воспитания
    o метод воспитания
    o средства воспитания
    o учебное занятие
    17. Что такое дидактика?
    o теория воспитания
    o теория обучения
    o теория обучения, образования и воспитания
    o часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных
    предметов
    18. Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения называется:
    o цивилизация
    o развитие
    o социализация
    o активность
    19. В процессе педагогического взаимодействия между учителем и обучающимися складываются
    отношения:
    o объект-объектные
    o субъект-субъектные
    o объект-субъектные
    o субъект-объектные
    16. Какое понятие не является понятием теории обучения?
    o знания
    o умения
    o навыки
    o воспитанность
    20. Технология воспитания – это …
    o система установления благоприятных отношений между воспитанником и воспитателем
    o система научно-обоснованных методов и приемов, способствующих установлению таких
    отношений между воспитателем и воспитанником, при которых достигается заданная цель
    o педагогическая деятельность воспитателя, умеющего вести воспитанников за собой
    o система воспитывающих ситуаций
    21. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению
    знаний на практике?
    o личностно-ориентированный
    o деятельностный
    o культурологический
    o творческий
    22. К методам контроля не относят:
    o устный контроль
    o письменный контроль
    o взаимооценку
    o компьютерный контроль
    23. Усвоение знаний и овладение обобщенными способами действий является предметом:
    o совместной деятельности учителя и ученика
    o учебной деятельности
    o педагогической деятельности
    o все ответы верны
    24. Образовательная система – это…
    o инспекция по делам несовершеннолетних и школа
    o педсовет и методическое обучение учителей
    o социальные институты, обеспечивающие обучение и воспитание человека
    o Министерство образования и областное управление образованием
    25. Индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей
    системы, определяющей все другие психические явления, составляет суть:
    o системного подхода
    o принципа развития
    o принципа личностно-ориентированного подхода
    o принципа детерминизма
    26. Для волевого регулирования поведения и деятельности необходимы действия:
    o неосознанные
    o сознательные
    o интуитивные
    o непроизвольные
    27. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально устойчивый интроверт – это:
    o холерик
    o меланхолик
    o сангвиник
    o флегматик
    28. По И.П. Павлову классификацию типов темперамента необходимо строить с учетом:
    o соотношения жидкостей в организме человека
    o особенностей функционирования нервной системы
    o строения тела
    o преобладания правого или левого полушария головного мозга
    29. Отличительным признаком кризисных возрастных периодов является…
    o задержка психического развития
    o скачкообразность психического развития
    o регрессия психического развития
    o плавность, постепенность психического развития
    30. … – то особое сочетание внутренних процессов развития и условий, которые являются
    типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического развития на
    протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные
    психологические образования, возникающие к его концу.
    oведущая деятельность
    o социальная ситуация развития
    o социальная имитация
    o все ответы не верны
    31. Мировоззрение и профессиональные интересы являются личностными новообразованиями ….
    возраста.
    o дошкольного
    o младшего школьного
    o подросткового
    o старшего школьного
    32. Ведущим видом деятельности подростка является:
    o учебная деятельность
    o учебно-профессиональная деятельность
    o эмоциональное общение
    o общение со сверстниками
    33. В теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготский, рассматривая вопрос о
    взаимоотношении обучения и развития, показал, что не всякое обучение является эффективным,
    а лишь то, что находится в зоне … .
    o его актуального развития
    o его ближайшего развития
    o его перспективного развития
    o все ответы верны
    34. Кто является автором теории поэтапного формирования умственных действий?
    o П.Я. Гальперин
    o Ж. Пиаже
    o К. Роджерс
    o Л.С. Выготский
    35. Кто одним из первых в нашей стране разработал психолого-педагогическую концепцию
    проблемного обучения?
    o В.В. Давыдов
    o Л.В. Занков
    o Л.С. Выготский
    o А.М. Матюшкин
    36. … – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и
    саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на
    основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку
    o обучение
    o учебная деятельность
    o научение
    o педагогическая деятельность
    37. Средством невербального общения не является:
    o контакт глазами
    o мимика
    o поза и жесты
    o речь
    38. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений:
    oкомпромисс
    o договор
    o контракт
    o обязательство
    39. Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания в
    другого человека – это:
    o эмпатия
    o симпатия
    o внимание
    o антипатия
    40. Механизм социального восприятия, в основе которого лежит способность человека
    представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению – это социальная …
    o идентификация
    o симпатия
    o рефлексия
    o перцепция

ПРЕДМЕТНЫЙ БЛОК

  1. Какой из видов работы не является структурным элементом урока?
    o объяснение нового материала
    o проверка домашнего задания
    o подведение итогов урока
    o словарная работа
    2. Укажите термин, обозначающий вид орфографических упражнений, целью которых является
    формирование орфографической зоркости, памяти и внимания
    o зрительный диктант
    o заучивание наизусть
    o списывание
    o проверка в парах
    3. Какой вид деятельности не соответствует понятию «прием обучения»?
    o использование наглядности
    o трансформация языковых форм и конструкций
    o последовательность в изложении материала
    o составление плана текста
    4. Какое из умений, формирование которых в процессе изучения русского языка предусмотрено
    ФГОС нового поколения, относится к метапредметным?
    o умение делать синтаксический разбор предложения
    o умение выделять грамматическую основу предложения
    o умение подбирать адекватный заголовок к тексту
    o умение расставлять знаки препинания
    5. Какой из видов речевой деятельности не представлен в системе заданий ЕГЭ и ГИА?
    o аудирование
    o говорение
    o чтение
    o письмо
    6. Укажите термин, обозначающий часть большой темы, деталь общей картины, компонент
    текста:
    o микротема
    o заголовок
    o ключевые слова
    o концовка текста
    7. Культуроведческая компетенция учащихся формируется:
    o в основной школе
    o в старшей школе
    o в основной и старшей школе
    o только в профильной старшей школе
    8. Какое из названных универсальных учебных действий, формирование которых предусмотрено
    ФГОС нового поколения, относится к действиям познавательного характера?
    o определять цель учебной деятельности
    o строить диалог / полилог в процессе учебной деятельности
    o осуществлять планирование учебной деятельности
    o сопоставлять факты в процессе изучения учебного материала
    9. Отметьте метод, не относящийся к проблемному обучению:
    o исследовательский
    o репродуктивный
    o объяснительно-иллюстративный
    o частично-поисковый
    10. Методическая система обучения русскому языку включает следующие компоненты: Цели,
    содержание, принципы, методы и приёмы, средства.
    11. Какой материал не может использоваться для аргументации собственного мнения в
    сочинении учащегося?
    o изложение личностной позиции
    o аналогия
    o цитата
    o художественное произведение
    12. К видам речевой деятельности не относится:
    o списывание
    o слушание
    o письмо
    o конспектирование
    13. Какой способ не является средством создания проблемной ситуации на уроке?
    o диктант
    o эвристическая беседа
    o лабораторная работа
    o беседа
    14. Укажите термин, обозначающий выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние
    слова
    o плеоназм
    o тавтология
    o слова-паразиты
    o метафора
    15. Дополните список дисциплинами, являющихся базовыми для методики преподавания
    русского языка: языкознание, дидактика, психология, философия.
    16. Отметьте средства обучения, не позволяющие быстро осуществить индивидуальную проверку
    знаний большого количества учащихся:
    o перфокарты
    o упражнения из учебника
    o сигнальные карточки
    o тесты
    17. Отметьте виды языкового разбора, не являющиеся грамматическими:
    o фонетический
    o лексический
    o морфологический
    o стилистический
    18. Отметьте фамилию ученого-методиста, определившего закономерности усвоения родной речи:
    o Е.А. Баринова
    o М.Т. Баранова
    o А.В. Текучёв
    o Л.П. Федоренко
    19. Какое из приведенных научно-дидактических понятий не соответствует понятию «принцип
    обучения русскому языку»?
    o научность
    o проектная деятельность
    o системность в изложении материала
    o учет возрастных особенностей
    20. Какой прием обучения не соотносится с исследовательским методом?
    o воспроизведение двух подобных правил
    o сравнение подобных явлений
    o выявление противоречий на основе сравнения подобных явлений
    o поиск информации
    21. Какой элемент не входит в структуру контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по
    русскому языку?
    o цели изучения русского языка
    o кодификатор элементов содержания по предмету для составления контрольных измерительных
    материалов единого государственного экзамена
    o спецификация экзаменационной работы для выпускников 11 класса средней (полной)
    общеобразовательной школы
    o демоверсия экзаменационной работы
    22. Какое умение, формируемое при изучении русского языка, относится к предметным?
    o умение характеризовать текст как феномен жанра и стиля
    o умение информационно переработать текст
    o умение извлекать информацию из лингвистических словарей разных типов и других источников
    o умение определять тему и главную мысль текста
    23. Назовите функции русского языка как предмета изучения в школе: обучающая, развивающая,воспитывающая.
    24. Отметьте комплекс учебников с углублённым изучением русского языка, где изучаются
    сведения, характерные для вузовской программы:
    oПод ред. В.В. Бабайцевой
    o Под ред. Н.М. Шанского
    o Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Лекант
    o Под ред. С.И. Львовой
    25. Отметьте тип урока, не относящийся к выделяемых Б.Т. Пановым по ведущему методу
    обучения:
    o изучение нового материала
    o лекция
    o практикум
    o семинар
    26. Выберите признак, не учитываемый при отборе содержания контрольно-измерительных
    материалов (КИМ) по русскому языку:
    o доступность выполнения для всех учащихся
    o объективность проверки
    o пропорциональная представленность в работе всех разделов школьного курса
    o научность представленных элементов
    27. Какой из диктантов требует объяснения нового материала в процессе написания?
    o «проверяю себя»
    o письмо по памяти
    o комментированное письмо
    o предупредительный
    28. Закончите фразу: «Специальной целью преподавания русского языка в школе является
    формирование следующих компетенций: культуроведческой, языковой, лингвистической,коммуникативной».
    29. Что проверяет задание открытого типа в ГИА по русскому языку (9 класс)?
    o умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста
    o умение анализировать текст
    o умение использовать внеязыковые средства общения
    o умение выразительно читать текст
    30. Отметьте формы внеклассной работы, которые не относятся к систематическим:
    o вечера русского языка
    o олимпиады
    o кружок
    o радиопередача
    31. На уроках развития речи осуществляется формирование коммуникативной компетенции.
    32. Какой элемент содержания языкового образования не входит в лингвистическую
    компетенцию?
    o владение нормами русского речевого этикета
    o формирование способности к анализу языковых явлений и фактов
    o общие сведения об ученых-русистах
    o сведения о фонетике
    33. Целью проведения ГИА по русскому языку не является:
    o оценка сформированности общих учебных умений и навыков
    o отбор учащихся для обучения в профильных классах
    o осуществление преемственности с ЕГЭ
    o знание основ преподаваемого предмета
    34. В учебном процессе способами подачи изучаемого материала являются индуктивный идедуктивный.
    35. Развернутый конспект урока соответствует следующему виду планирования учебного
    процесса:
    o годовое (календарное)
    o тематическое
    o поурочное
    o недельное
    36. В каком типе изложения требуется краткая передача содержания исходного текста?
    o выборочное
    o близкое к тексту
    oсжатое
    o с языковым анализом
    37. Овладение нормами русского литературного языка не включает изучение:
    o коммуникативно значимых норм
    o присущей молодёжному слэнгу лексики
    o норм, часто нарушаемых носителями родного языка
    o норм, относящихся к безусловно принятым
    38. Выразительными средствами звуковой системы русского языка не являются:
    o многосоюзие
    o ассонанс
    o аллитерация
    o благозвучие
    39. Отметьте наиболее продуктивную форму опроса учащихся:
    o индивидуальная
    o групповая
    o коллективная
    o уплотнённая
    40. Какой элемент содержания языкового образования обеспечивает формирование
    культуроведческой компетенции?
    o русский речевой этикет
    o русский язык как средство межнационального общения
    o основные выразительные средства языка
    o основные функциональные стили
    41. Жанр народного творчества, о котором Горький сказал: «В простоте слова – самая великая
    мудрость… всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги», – это:
    o былины
    o пословицы и поговорки
    o сказки
    o песни
    42. К родам литературы относится:
    o драма
    o рассказ
    o летопись
    o элегия
    43. Предметом лирики является:
    o сфера внутренней жизни людей, их психология
    o вся полнота бытия
    o действие
    o история жизни человека
    44. Приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым – это:
  2. метафора;
  3. олицетворение;
  4. сравнение;
  5. эпитет
    45. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква,
    обозначающая ударный гласный звук?
  6. чЕлюстей
  7. клАла
  8. ободрЁн
  9. исчЕрпав
  10. кухОнный
    Ответ запишите цифрой.
    46. В морфологической характеристике какого выделенного слова допущена ошибка?
  11. (обошёл) ВОКРУГ (дома) – производный предлог
  12. ДЕЛАВШИЙ (задание) − страдательное причастие прошедшего времени
  13. ВТОРОПЯХ (Саша забыл закрыть дверь) – наречие со значением причины
  14. ЗАКОНЧИВ (работу) – деепричастие совершенного вида
    Ответ запишите цифрой.
    47. Какое из выделенных слов образовано приставочно-суффиксальным способом?
  15. СВЕРХСКОРОСТНОЙ двигатель
  16. нагреть ДОКРАСНА
  17. народный ПОСЛАНЕЦ
  18. СПРЯТАТЬСЯ за дерево
    Ответ запишите цифрой.
    48. Укажите слово, которое имеет следующий состав: ПРИСТАВКА − КОРЕНЬ − СУФФИКС −
    СУФФИКС − ОКОНЧАНИЕ.
  19. предутренний
  20. разложивший
  21. подстраивая
  22. подъедешь
    Ответ запишите цифрой.
    49. Жанр фольклора:
    o былина
    o поэма
    o басня
    o рассказ
    50. Какую черту поэтики комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» можно считать новаторской?
    o использование ролей-амплуа
    o конфликт ума и предрассудков
    o форма стихотворной комедии
    o меткость и афористичность языка
    51. Перенос значения по сходству называется:
    o метафорой
    o сравнением
    o эпитетом
    o гиперболой
    52. В основе фантастических рассказов Хлестакова из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»:
    o антитеза
    o гипербола
    o сравнение
    o метафора
    53.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
    o Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного
    вперед.
    o В городе создана специальная комиссия по градостроительству, которой поручено
    координировать работу всех строительных фирм.
    o Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся в юности.
    o Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».
    54. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
    o Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз.
    o Древнегреческий философ Сократ когда-то произнес: «Я знаю, что ничего не знаю»
    oТе, кто при помощи фактов может доказать правильность собственного решения, не должны
    мириться с некомпетентностью других.
    o Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвященное Великой Отечественной войне.
    55. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
    oВ журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
    o Из всех, кто играл в спектакле, на меня особое впечатление произвел Андрей Миронов.
    o Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с
    вулканами.
    o По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в
    профильных компаниях
    .
    56. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
    o Спортсмены занимались согласно расписанию тренировок.
    o Никто больше так не читал эти стихи!
    o Делегация направлялась к дому известного учёного, находившийся недалеко от главной
    площади
    .
    o Мы любили походы и часто ходили в лес.
    57. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменитьпричастным оборотом?
    oНеприязни, которая должна была бы существовать у крестьян к васильку как к сорной траве,
    никогда не было
    .
    oВ картине «Корабельная роща» воплощено глубочайшее знание русской природы, которое было
    накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь.
    o Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому ручью, который не спеша
    течёт по долине.
    o Снег, который выпал на рассвете и успел растаять, делал склон ещё более скользким.
    58. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить
    причастным оборотом?
    oВ этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает
    ликвидацию таможенных барьеров.
    o Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад обстоятельства.
    o Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.
    o Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его
    последующую жизнь и карьеру.
    59. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить
    причастным оборотом?
    oВ этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает
    ликвидацию таможенных барьеров.
    o Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад обстоятельства.
    o Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.
    o Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его
    последующую жизнь и карьеру.
    60. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить
    обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
    o Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.
    o Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
    oВ целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана
    Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и
    словесности.
    oВо второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло
    важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится
    преобладающим
    61. В декабре1896 г. А. Волынский дает такое определение этому новому направлению в искусстве
    и литературе: «Сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. В
    этом определении ясно выступают два начала… Как и всякое искусство, [он] обращен к простым
    и наглядным событиям жизни, к миру для всех очевидных фактов, к явлениям природы и явлениям
    человеческого духа. Чем точнее и трезвее восприятие, чем меньше романтического дыма в
    описании конкретных фактов, чем яснее и холоднее созерцание, тем лучше для искусства.
    Обладание, как можно более широкое, миром явлений должно быть положено в основу всякого
    философского или поэтического творчества».
    О каком направлении в искусстве и литературе идет речь?
  23. реализм
  24. романтизм
  25. сентиментализм
  26. символизм
    Ответ запишите цифрой.
    62. Укажите название произведения, о котором идет речь в письме автора к М.С. Щепкину (1836
    г.):
    «Есть еще трудней роль во всей пьесе… Я не знаю, выберете ли вы для нее артиста. Боже
    сохрани, <если> ее будут играть с обыкновенными фарсами, как играют хвастунов и повес
    театральных. Он просто глуп, болтает потому только, что видит, что его расположены
    слушать; врет, потому что плотно позавтракал и выпил порядочно вина. Вертляв он тогда
    только, когда подъезжает к дамам… Но он вовсе не должен шататься на стуле; он должен
    только раскраснеться и выражаться еще неожиданнее и, чем далее, громче и громче. Я сильно
    боюсь за эту роль».
    Кто автор письма?
  27. Д.И.Фонвизин «Недоросль»
  28. Н.В.Гоголь «Ревизор»
  29. С.Пушкин «Моцарт и Сальери»
  30. М.Ю.Лермонтов «Маскарад»
    Ответ запишите цифрой.
    63. Какой стилистический прием использован в выделенном фрагменте текста?
    А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
    Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
    Губители карманов и сердец!
    Когда избавит нас творец
    От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
    И книжных и бисквитных лавок!
    (А.С. Грибоедов).
  31. градация
  32. парцелляция
  33. оксюморон
    Ответ запишите цифрой.
    64. Какое средство художественной выразительности (иногда это средство выразительности
    называют и стилистическим приемом) использовано в выделенных фрагментах текста?
    Устало все кругом: устал и цвет небес,
    И ветер, и река, и месяц, что родился,
    И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
    И желтый тот листок, что наконец свалился.
    Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты,
    О жизни говоря незримой, но знакомой…
    О ночь осенняя, как всемогуща ты
    Отказом от борьбы и смертною истомой!
    (А. Фет)
  34. инверсия
  35. градация
  36. эпитет
  37. метафора
    Ответ запишите цифрой.
    65. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
    Римский-Корсаков сумел передать основную идею произведения так, как он её понимает: в народном
    представлении искусство — могучая творческая сила.
    o Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в
    первой части.
    o Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
    o Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
    o Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
    66. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
    o (ПО)ЧЕМУ, глядя на один портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся, любуясь изображением, и
    равнодушно скользим быстрым взглядом по другому?
    o Даже после смерти Баха в ТОМ(ЖЕ) магистрате его педагогическая деятельность, ТАК(ЖЕ), как
    и композиторская, не получила должной оценки.
    o Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в
    изображении художника КАК(БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека.
    o КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.
    67. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия.
    Всё кругом выглядело несказанно радостным и привлекательным: зелёная трава на улице, шумящаялиства на деревьях, солнце над головой.
    o Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в
    первой части.
    o Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
    o Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
    o Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
    68. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
    Эта операция нелегко далась генералу: он был немолод, потрёпан жизнью и сильно утомлён
    последними днями боёв.
    o Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем
    говорится в первой части.
    o Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
    o Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в
    первой части.

    o Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
    69. Укажите способ образования слова ИЗБРАНИЕ
    o приставочный
    o суффиксальный
    o приставочно-суффиксальный
    o бессуффиксный
    70. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
    С 40-х годов XX века для изучения интонации стали использовать звуко-анализирующую аппаратуру —появилась возможность применять и более точную форму записи, детально показывающуюособенности мелодики, темпа и тембра речи.
    o Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в
    первой части.
    o Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чём говорится в первой части.
    o Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
    o Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой
    части.
    71. Укажите способ образования слова ОБНОВЛЕНИЕ .
    o приставочный
    o суффиксальный
    o приставочно-суффиксальный
    o бессуффиксный
    72. Укажите способ образования слова ПРИМОРСКИЙ.
    o приставочный
    o суффиксальный
    o приставочно-суффиксальный
    o бессуффиксный
    73. Укажите способ, которым образовано слово ЗАКОНОМЕРНОСТЬ.
    o приставочный
    o суффиксальный
    o приставочно-суффиксальный
    o бессуффиксный
    74. Среди предложений 2–9 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
    Напишите номер этого сложного предложения.
    (1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшиедогадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение. (2)–Да нет же, тутдругое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый,зачитанный треугольничек. (3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений.(4)Хотя редкие транзитные эшелоныне задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, иРодиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучкииз эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то,любимой-то, проездом в действующую армию?.. (6)Итак, это была его первая фронтовая весточка сболее чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями онотправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно,
    писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные
    строки.9
    75. Среди предложений 26—31 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным
    причины.Напишите номера этих сложных предложений через запятую.
    (24)Труд и любовь. (25)Труд и удовольствие. (26)Труд и радость от труда, сразу же — радость, нетогда, когда плоды и результаты, а радость до вызревания плодов, в трепетном ожидании их ивыращивании.(27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких,въедливых, обвальных неприятностей, не позволяяим властвовать душой. (28)Обида на товарища,сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонятноенедомогание — любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мирсобственных исследований. (29)Даже самый искусный мозг не способен одновременноклассифицировать накопленный материал и накопленные неприятности. (30) В этом плане наукацелебна для здоровья. (31)Наука помогает пережить даже беду, поскольку хоть и на короткий срок,но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием.
    (По В. Харченко)27.31
    76. Среди предложений 1—10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите

    номер этого предложения.
    (1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались вночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этомтуманном мире возникли усталые созвездия… (5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер,дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял кглазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белыенадстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённыеветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра затрубой. (10) Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качествевременного пристанища в своём долгом пути на юг.8
 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *