«Правовое воспитание детей дошкольного возроста»
«Важным вопросам социальной модернизации является воспитание правовой культуры населения.
Начинать надо с детского сада и школы, продолжать в колледжах и вузах, на каждом рабочем месте. Это задача всех государственных органов национальных компаний работодателей всех форм собственности» Н.А Назарбаев.
Дошкольное детство- это не просто уникальный период в жизни человека в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям ,миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности , это еще и период когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжелым последствиям .
Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируется взгляды жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатываются в этот период становления личности во многом зависит и последующее поведение человека и правовой сфере.
Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условия для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание в нашем детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.
Таким образом, всё вышесказанное и определило тенденцию нашей работы, цель которого формировать правовое сознание дошкольников, а задачами являются:
– создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
– ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;
– формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
– воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
– содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;
– воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;
– повышение уровня правовой культуры педагогического состава дошкольной организации и родителей детей, посещающих детский сад;
-создание условий для организации взаимодействия семья и детский сад по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в право воспитательный процесс;
– повышение уровня социально – правовой защищенности детей, как в дошкольной организации, так и в семье;
– формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;
– оказание необходимой помощи семьям в осуществлении право- воспитательной деятельности.
В соответствии с целями и задачами работы мы построили свою работу по следующим направлениям:
– работа с детьми
– работа с родителями
– повышение педагогического мастерства
Развитие правового сознания личности – это долгий, сложный и противоречивый процесс , продолжающийся практически всю жизнь человека. Поэтому, формировать правовое сомосознание у дошкольников мы начинаем со средней группы .Игра это самая любимая и естественная деятельность ребенка. Непосредственно организовываем цикл деятельности на тему «Приключения маленького Алдара Хосе»направленных на элементарное ознакомление их с правом , как общечеловеческой ценностью,условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. В цикл входят беседы –размышления на этические темы ,игры-«Семья», «Путешествия», «Экскурсия» и т.п.;проблемно- поисковая деятельность :предлагаем решить проблемные задачи от своего имени или имени героя : «если бы я был президентом …»,если у меня была волшебная палочка ….»и .т.д.,идивидуально оброзовательные мероприятия с детьми «Я имею право», «Чьи права нарушены ?», «Назови права героев»;игры и игровые упражнения на развития эмоциональной сферы ,коммуникативных умений и навыков:
<<Обратись ко мне по имени >>, <<Назови имя друга>> (подруги). <<Мои друзья, мои родственники >>. <<Поможем колобку >>. Для развития эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей. (а значит, и реализации права на дружбу, внимание заботу), мы даем задания для самостоятельных наблюдений, где предлагаем понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. В нашем детском саду благоприятные условия для освоения детьми первоначальных представлений правового воспитания. В групповых комнатах созданы специальные пространство для активной познавательной и двигательной деятельности: оформленные определенным образом стеновые панели и небольшие по размеру фланелеграфы, обтянутые сукном и стилизованные под различные виды жилья: например, (сказочные **Теремок** , **Рукавичка** , << Избушка для зайчика>>: древние ( деревянный дом, терем, юрта): современные (многоэтажные дома). Организация этих пространств не только знакомит детей с различными видами жилища, но формирует представление о необходимости живому существу иметь жилище и о праве каждого человека на жилье.
В помещении группы было продумано и место для хранения **собственного имущества** . Для этого оборудовали деревянный ящик с закрывающейся крышкой, расписанный узорами -** Волшебный сундучок**, **Шкатулка с сокровищами**, сшили тканевые мешочки на шнурке (**Заветный мешочек**), приобрели разноцветные бумажные пакеты и.т.д., где дети охотно стали хранить свои вещи.
Следующим правилом организации предметной среды в группе стало экспонирование личных вещей, семейных фотографий и продуктов изобразительной деятельности. Каждая работа ребенка имеет право экспонироваться на выставках и вернисажах, которые организовывались в холлах и вестибюлях ДУ. При этом учитывались желание самого ребенка показать свой работу окружающим.
В результате проводимой работы видны позитивные сдвиги в поведении, детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели устойчивые представления о своих правах ( на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.) дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать; дети переживают случай нарушения прав героев сказок или реальных детей ( например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше.
Важная роль в правовом воспитании дошкольников отведена взаимодействию педагогического коллектива с родителями своих воспитанников. Предполагая их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.
Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, мы разработали план мероприятий по организационно- просветительской работе с родителями. Для родителей мы организовали папки- передвижки с нормативно – правовыми документами, изготовили буклеты и памятки. В группах проводилось родительское собрание на тему: «Права ребенка».
Все родители принимали активное участие в выполнении домашнего задания, они вместе с детьми оформляли альбомы: «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени»; газету «Непоседа» в которой обсуждались все интересующие родителей вопросы по правовому воспитанию.
В нашем саду огромное внимание уделяется повышению квалификации педагогов, с этой целью проводятся семинары, консультации «Соблюдение прав ребенка условиях ДО и семьи»; разработаны памятки «Понимаем ли мы друг друга?», «Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для родителей», «Три способа открыть ребенку свои права».
В заключении хотелось бы отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм методов работы, включении всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка и не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников . Тем не менее теоретические исследования и практическое наблюдение доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность, а также позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и использовать разработанные и представленные в работе материалы.
Перспективу дальнейшей работы мы видим:
1. В использовании возможностей дифференцированного и индивидуального подходов в процессе формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста,
2. В создании системы методической работы с педагогами в образовательном учреждении по проблемам правового воспитания и правовой культуры,
3. В выработке действенного механизма правого просвещения родителей и создания условий для правового воспитания в условиях семьи.
Список литературы:
1. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. Астана 2016 год
2. Зверева О.П. Семейная педагогика и домашнее воспитания – М; 2000.
3. Методика правового воспитания учащихся. –М.: Просвещение,1982
4. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем., В 4-х томах. Т.2.-М.: Генезис,1998.
Bilimger.kz Республикалық білім порталы
Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.
Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718