Роль критериального оценивания на уроках русского языка и литературы в условиях современного образовательного пространства
В последние годы наблюдается снижение интереса, равнодушие среди значительной части учащихся к учебной деятельности. Ученика нельзя успешно учить, если он относится к учению и знанию равнодушно, без интереса, не осознавая потребности. Традиционная система оценивания многие годы выстраивается по пятибалльной шкале. Следовательно, страдает определенной степенью расплывчатости; произвольность норм выставления отметки зависит от внешней оценки, мало способствует эффективному обучению, повышает уровень тревожности среди детей. Возникает непонимание между учениками и учителем. При традиционной системе оценивания известен только конечный результат, а не процессуальное, содержательное движение ученика к цели. Мы не задумывались над тем, что кроме такого подхода к оцениванию, могут быть и другие. Однако, в последние годы не только в западной, но и казахстанской педагогике идёт процесс переосмысления системы оценки достижений учащихся в школе.
Я задумалась над тем, как процесс оценивания развивает личность ученика?
На развитие личности ученика влияет и обучение тому, как учиться и ИКТ (необходимые для мотивирования), и оценивание самого процесса обучения.
С чего же начать оценивание? На уроках с использованием новых подходов в обучении важно научить учащихся оценивать самих себя. Этому я научилась на трехуровневых курсах. Взяв за основу ключевую идею из Руководства «Лишь тот, кто учится, способен научиться и в этой связи для того, чтобы усовершенствовать свое обучение, необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи», [1] я решила пронаблюдать за оцениванием степени понимания на уроках учащимися.
Как я реагировала на получаемую информацию в результате обратной связи? Вначале применяла в основном понравившиеся мне и моим ученикам методики формативного оценивания (словесная похвала, «Дерево знаний», «Лестница успеха», смайлики, «Большой палец»).
Со временем я поняла, что «критериальное оценивание может мотивировать ученика сильнее, вызвать у него интерес к процессу своего познания».[2]
«Критериальное оценивание трактуется как процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующие целям и содержанию образования, способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учащихся».[3]
Только благодаря формативному оцениванию возможно обеспечение между учителем и учащимися более быстрой обратной связи. Решила попробовать разработать критерии для оценивания учащимися своей работы и работы в группе. Критерии – это те факты, понятия и аргументы, которые ученики должны знать, понимать, уметь воспроизводить и преобразовывать. В начале каждой темы предлагала перечень знаний и умений и примерные задания, которые позволяют соотнести свой уровень подготовки с требованиями, предъявляемыми учителем, скорректировать процесс обучения. В связи с этим вырабатываются четкие критерии оценивания правильности выполнения заданий с учетом их сложности. Получилось следующее: при изучении новой темы или нового раздела предлагала учащимся следующие критерии:
Исходя из полученных критериев, я поняла, что большинство учащихся необъективно оценивают необходимость правильного, полного, понятного, оригинального ответа. Этого оказалось мало, поэтому на дальнейших уроках решила применять «Лист оценивания выступлений учащихся по индивидуальным заданиям»
баллы
Дескрипторы
А
5б.
Знает, как строить рассуждение на заданную тему,
Умеет аргументировать при ответе
В
5б.
Создает вопросы низкого и высокого порядка
5б.
При построении ответа применяет простые и сложные предложения
С
5б.
Может предложить свой вариант решения ситуации
5б.
Может провести параллель с жизнью
Итого:
25б
Если учесть, что критерий представляется как цель, как ожидаемый результат образования, тогда оценивание по любому критерию – это определение степени приближения ученика к данной цели.
Следовательно, критериальное оценивание позволило сформировать у учащихся положительную мотивацию к учебе. Повысился интерес на всех этапах урока. Учащиеся активно включались в поиск необходимой информации через Интернет, чтобы заработать как можно больше баллов, а значит, и занять лидирующее место.
Таким образом, при изучении темы: «Фонетика. Графика. Орфография.6 класс» были разработаны следующие критерии оценивания:
баллы
Дескрипторы
А
Знание, понимание и оперирование знаниями
10б.
знать единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация;
знать алфавит и правильное произношение букв;
различать твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные, гласные ударные и безударные
различать буквы и звуки, правильно обозначать звук на письме, уметь расставлять ударения в словах; знать и формулировать правила орфографии по изученным правилам
В
Применение умений и навыков
10б.
уметь использовать правила на изученные орфограммы, объясняя правописание слов владеть орфоэпическими нормами,
производить фонетический разбор слова
опознавать чередование звуков и их
позиционные изменения
С
Организация информации, коммуникация
15б.
уметь определять звуковой состав слов в речи уметь использовать принципы орфографии и объяснять правописание слов на изученные правила, исправлять орфоэпические ошибки, допущенные в словах, умело пользоваться орфографическими и орфоэпическими словарями
Итого
35б.
Тема «Глагол. Наклонения глагола» вызывает определенные трудности у учащихся 6 класса, что в будущем сказывается на пробелах знаний у учащихся одиннадцатых классов при подготовке к ЕНТ. Таким образом, при разработке критериев по данной теме учитывала именно те, которые отражают вопросы ЕНТ.
баллы
Дескрипторы
А
Знание, понимание и оперирование знаниями
10б.
уметь определять наклонение глагола, уметь подбирать глаголы нужного наклонения. Изменять по временам глаголы изъявительного наклонения. Отличать повелительное наклонение от изъявительного наклонения.
знать различия глаголов.
В
Применение умений и навыков
10б.
уметь сопоставлять материал учебника с таблицей, составленной самим.
применять полученные знания в нестандартной обстановке, составлять тексты с глаголами разного наклонения.
выделять общие черты у ряда глаголов
С
Организация информации, коммуникация
15б.
составлять критерии оценивания для изученного материала.
Объяснить правописание глаголов на изученные правила
Пользоваться справочниками, энциклопедиями при составлении словарной статьи,
Могу оценить учащегося в группе по данной теме
Уметь составлять критерии оценивания для изученного материала.
Итого
35б.
Критериальный подход в системе оценивания учебных достижений учащихся дает информацию учителю, ученикам, родителям о том, как идет процесс обучения. Применение критериального подхода формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого, придает уверенность в своих знаниях, умениях. Когда есть четко разработанные критерии, можно соотнести оценку ребенка с оценкой взрослого без конфликта. Такая схема более трудоемкая, но она в большей степени отвечает требованиям обучению языку в условиях современного образовательного пространства.
Каждый из нас прекрасно понимает, что в современной школе приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию
Анализируя и оценивая свою учебную деятельность, её результаты, ученик знает, что его самооценка может повлиять на общий результат.
Я считаю, когда ребенок оценивает себя сам, сравнивает свои достижения с одноклассниками, то это его стимулирует к работе над своими ошибками. Оценивая себя, ученик определяет то, что он знает и то, что ему необходимо знать. Таким образом, дети самостоятельно ставят перед собой задачи для улучшения своих результатов.
В собственной практике я убедилась в том, что ученик к себе субъективен, а когда он видит общую оценку за свою работу, то он сможет реально прослеживать динамику развития своих знаний. А оценивание учеников своими сверстниками мотивирует слабых учащихся на повышение уровня знаний.
На «Листе оценивания» дети выставляли себе оценку за урок, опираясь на разработанные совместно критерии.
Я считаю важным то, что [при критериальном оценивании учитель и учащийся становятся партнерами в процессе обучения, вместе решают проблемы].
Критерии оценивания разрабатываются с учетом требований стандарта по учебному предмету, методических рекомендаций. Критерии не являются абсолютными, оценка сходных видов деятельности меняется с учетом возраста обучающихся.
В заключении хотелось бы сказать, что открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность вносить изменения и открыто высказывать свою точку зрения на проблему, помогут учащимся стать настоящими субъектами деятельности. Следовательно, учитель новой формации призван изменить себя и найти путь к изменению сознания своих учеников. При внедрении данной педагогической технологии действительно каждый ребёнок-школьник сможет достигнуть определённого уровня в развитии. Только при таких условиях школа будет растить осознанную личность, готовую к новым свершениям, способную на самореализацию.
Использованная литература
1. Система_оценивания_знаний: качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса //Электронный ресурс. – Режим доступа: wiki/ru.wikipedia.org›wiki.
2. Назарбаев Интеллектуальные школы «Новые подходы к оцениванию учебных достижений» //Электронный ресурс. – Режим доступа: obuchenie.sadukz.com›?news=153.
3. Ш.А. Амоношвили. Обучение. Оценка. Отметка. М-1980г
4. Красноборова А. А. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся // Автореф. … канд. дисс Нижний Новгород – 2010. – 140 с.
5. Руководство для учителя.Третий(базовый) уровень
6.Система критериального оценивания учебных достижений учащихся. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 80 с.
Bilimger.kz Республикалық білім порталы
Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.
Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718